В последнее время появилось множество сообщений об изменениях в сфере телевещания: сокращение в региональных ВГТРК (в том числе и в Кузбассе), исчезновения из эфира на канале НТВ одних программ и анонсирование других, которые так и не появились, создание и проекты создания новых телеканалов.
Все это в ближайшем будущем может изменить привычный для нас фон "стабильной стабильности", наполненный искрометным юмором "аншлаговцев", задорными песнями Баскова и Сердючки и жизнеописаниями российской власти, неуклонно ведущей нас в светлое завтра.
Что же представляет собой российское телевидение, и какие перемены нас ожидают?
Кто владеет информацией?
По мнению секретаря Союза журналистов России, одного из разработчиков "Закона о СМИ", Михаила Федотова, начиная с 2000 года можно наблюдать, как государственный контроль, выражающийся в участии в управлении и распределении доходов, распространяется не только на государственные, но и на негосударственные средства массовой информации.
"Сегодня РТРС - российской телерадиовещательной сети - принадлежат 93 передающих станции, примерно 90% телерадиопередатчиков, которые используются для средств массовой информации. Они распространяют не только передачи государственных каналов и телерадиокомпаний, но и частных.
А когда у государства в руках все передатчики, то не имеет значения, кому принадлежат телекомпания или радиостанции. В любой момент можно просто вырубить рубильник, и независимые просто замолчат.
Если говорить подробнее о структуре государственных медиа-холдингов, то, например, ВГТРК - это абсолютно авторитарная конструкция. Президент РФ назначает генерального директора, который, в свою очередь, назначает всех. Нет никакого совета директоров, общественного, наблюдательного совета. Могут создаваться совещательные органы при генеральном директоре, но их не существует.
То есть, это - абсолютно автократическая конструкция. Формально учредителем ВГТРК является правительство. И по Гражданскому кодексу именно учредитель назначает руководителя, но у нас это делает президент. Кроме этого, правительство по закону через Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям контролирует финансово-хозяйственную деятельность ВГТРК. Контролирует весьма странно: когда я обратился к руководителю Федерального агентства по печати и массовой коммуникации и попросил прислать мне данные о расходах и доходах ВГТРК за последние пять лет, Михаил Сеславинский сказал: "Ты что, с ума сошел? У нас этих данных нет". Я говорю: "А как же вы их контролируете?". "Так и контролируем, с закрытыми глазами". То есть, даже федеральное агентство туда просто не пускают. У федерального агентства есть одно формальное право: согласовывать назначение главного бухгалтера ВГТРК.
Если говорить о Первом канале, то это открытое акционерное общество. Какова же структура собственности в этом акционерном обществе? Министерство имущества, ИТАР ТАСС, телевизионный технический центр имеют в совокупности 51% акций. 49% акций находятся в руках трех организаций: две организации - оффшоры, одна - закрытое акционерное общество, зарегистрированное в Чукотском автономном округе. Какова роль этих двух оффшоров и одного ЗАО мы не знаем. Мы даже не знаем, кто их представляет в совете директоров. Мы знаем только тех, кто представляет в совете директоров государство. По закону об акционерных обществах Первый канал должен ежегодно публиковать свой отчет. Не публикует. А, может быть, там эти оффшоры вообще никем не представлены? Тогда это нарушение закона об акционерных обществах. Как-то этот вопрос нашу прокуратуру не волнует.
Теперь давайте посмотрим финансирование телевидения и радио из федерального бюджета. Финансирование растет, и каждый раз рост связан с выборами: 1999 год - парламентские выборы - 1 миллиард 763 миллиона, 2000 год - это президентские выборы - увеличение в 3 раза. По данным Счетной палаты РФ, в первом полугодии 2000 года объём финансирования центрального аппарата ВГТРК увеличился в 32 раза.
По данным той же проверки хозяйственно-финансовой деятельности ВГТРК, за 99-й и первую половину 2000 года - 68% финансирования - это банковский кредит.
А теперь расходы: банковские проценты по кредиту - 26,6%, общие административные расходы - 39%, оплата лицензии - 17%. Общая сумма убытков 922 миллиона рублей или 35 миллионов долларов.
Собственное производство 0,01%!!! Телекомпания ничего не производит! Почему это происходит? Потому что гораздо выгоднее заказывать производство программ другим компаниям, платить за это те самые 17% собственных расходов, а самим ничего не производить. Сколько стоит один выпуск программы "Аншлаг"? Сколько получает производитель, компания "Артес"? Двадцать тысяч долларов каждый день. Если сама телекомпания создавала бы передачу "Аншлаг" каждый день, это бы стоило не 20 тысяч долларов, а 2 тысячи долларов. Но зачем нужно делать таким образом? Когда ты платишь 20 тысяч долларов, видимо, есть какой-то откат. И ты уже не тратишь 2 тысячи долларов, а зарабатываешь 5 или 10. То есть, эта схема абсолютно коррупционна.
По данным министерства культуры и массовых коммуникаций, бюджетное финансирование значительно превышает расходы. Спрашивается, зачем государство финансирует эту телекомпанию? Куда мы деньги кидаем?
Объёмы рекламного времени на этих практически государственных телеканалах почти совпадают, у ВГТРК даже чуть больше, чем у Первого канала. Следовательно, можно предположить, что доходы от рекламы должны быть приблизительно одинаковы. А на самом деле Первый канал указал в своих налоговых декларациях 139 миллионов долларов за год, а ВГТРК - 34. Объём больше, а денег в 4 раза меньше.
Глава ВГТРК, Олег Добродеев, решил бороться за большую прозрачность экономики. Что он сделал? У них был отдел, который хронометрировал рекламу c секундомером. Они его ликвидировали. Зачем? Чтобы никто не знал, сколько на самом деле рекламы. Вот вам экономика наших государственных средств массовой информации.
Что касается негосударственных медиа-холдингов, то основным хозяином этой части рынка становится "ЕврофинансГрупп", которую, по некоторым сведениям, возглавляют "личные друзья президента Путина". Cегодня им принадлежит около половины акций компании "Газпром медиа" - хозяина НТВ. Кроме этого, "ЕврофинансГрупп", на паях с мэрией Санкт-Петербурга, принадлежит телеканал "Петербург". Есть ощущение, что "Еврофинанс" был создан специально для дальнейшей вертикализации медиапространства".
Мнение Михаила Федотова относительно планов "ЕврофинансГрупп" подтверждают участившиеся в последнее время разговоры относительно приобретения ею у РАО ЕЭС 70% акций канала REN-TV.
Как считает журналист канала Ольга Романова, "совершенно понятно, что после скандалов и диких историй с НТВ и ТВ-6, сегодня власть применяет вполне экономические методы. Она нас либо задушит на рекламном рынке c помощью монополиста - компании "Видео Интернешнл" - которая просто не будет давать в продажу наше рекламное время, либо новый акционер - "Еврофинанс" - будет менять политику канала.
Правда, хотя "Еврофинансу" принадлежат акции НТВ, ОРТ, ТНТ, М-1, СТС, очень много радиостанций и региональных средств массовой информации, у них управлять всем этим пока плохо получается. Процесс покупки длится уже несколько лет, но есть ощущение, что им не очень хочется иметь такую головную боль, как "REN-TV", а нам не хочется им продаваться. Поэтому мы в подвешенном состоянии, и пока делаем то, что хотим".
Впрочем, возможности нынешних телеканалов и сегодня очень ограничены. В последнее время Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия раздало предупреждений СМИ (в том числе и REN-TV) больше, чем прежнее Минпечати.
Кроме контроля над вышеперечисленными телеканалами, государство владеет каналом "Культура", каналом "Спорт" и, с 20 февраля, военно-патриотическим каналом "Звезда".
Канал профессиональных патриотов
Телеканал создан на базе Центральной телерадиостудии Минобороны РФ (ЦТРС), которая еще в 1999 году получила лицензию на вещание на частоте 57 телевизионно-вещательного канала и назывался "Отчизна". Вскоре лицензия была аннулирована, поскольку студия не начала выходить в эфир. В связи с изменением политической ситуации, лицензия вновь была возобновлена в начале 2004 года. В планах министерства до конца года - распространение сигнала в 51 российский регион для получения статуса федерального канала.
В связи с этим Сергей Иванов обратился к премьер-министру с письмом, в котором просил "обеспечить выдачу разрешений (лицензий), необходимых для создания общероссийской сети распространения телеканала "Звезда". Кроме того, по мнению министра обороны, Минфин должен обеспечить финансирование канала, в том числе и в рамках программы "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы" (примерно 670 млн. рублей), а Минэкономразвитию совместно с Минобороны необходимо поручить разработку плана по привлечению инвесторов.
Программные продукты "Звезды" обозначаются весьма туманно: по словам Сергея Савушкина, генерального директора ОАО "НТК "Звезда", по лицензии военная тематика должна занимать 10% вещания, остальные 90% - вещание женское, семейное, детское, музыкальное. Значительная часть вещания будет посвящена истории и географии, фольклору и народному творчеству. Правда, идеология, кинопоказ, производство программ будет сосредоточено на отечественной теме. И даже реклама, по словам Сергея Иванова, тоже будет только отечественных товаропроизводителей, "преимущественно в области военной промышленности". Первоначально 12-часовая сетка вещания будет состоять из трех блоков - утреннего, дневного и вечернего, в основном состоящих из архивных программ ЦТРС и кинофильмов. В будущем планируется закупать кинофильмы и часть программного продукта у других вещателей.
Вот тут возникают вопросы: для чего? Для чего военным патриотам тратить деньги не на строительство жилья для бездомных офицеров, а на создание чего-то аморфного, но непременно отечественного? Или на телеэкранах большой недостаток женско-семейно-музыкального?
То, что новый военно-патриотический канал не сможет заполнить эфир исключительно военно-патриотическим вещанием, совершенно понятно, хотя бы из телепрограммы 23 февраля. У нас просто нет достаточного количества фильмов и очень мало достойных программ на эту тему. Кроме того, не каждый фильм о войне могут счесть патриотичным: стоит вспомнить гневные отклики некоторых телезрителей на "Штрафбат".
Но, пожалуй, главный вопрос в том, почему патриотическое воспитание - это функция Министерства обороны? В любом государстве воспитание происходит в семье и школе, а уж никак не в военном строю и не с помощью военно-патриотического канала.
По мнению русского философа Владимира Соловьева, "любовь к отечеству - чувство высоко положительное, безоговорочно уважаемое в современном человеке и необходимое для его нравственной полноценности".
Но вот только при чем здесь Министерство обороны, бюджет страны и доходы от рекламы? И почему в России патриотизм пытаются неразрывно связать с военной тематикой?
Не думаю, что в Министерстве обороны наивно полагают, что после телевизионных "прививок патриотизма" подавляющее большинство молодежи перестанет протестовать от вузовских отсрочек и ринется в армию. Может быть, все-таки исправлять надо что-то в армии, а не в телевизоре? Вместо этого государство, создавая дополнительный канал, уплотняет свое присутствие на телевизионном рынке.
В дальнейшем задачу наращивания патриотизма в рамках своих ведомств могут поставить и другие министерства. Что, собственно, уже и происходит: получения своего телеканала "ШкольникТВ" добивается министр образования и науки Андрей Фурсенко. По его словам, Интернет не дает того объема знаний, количества и качества образования, которые может дать телеканал". Нужно отметить, что телекомпания "ШкольникТВ" соперничала с Минобороны на 57 частоту, однако военно-патриотический канал сочли предпочтительным. А телеканалу министерства образования необходим статус телекомпании министерства и…правильно, бюджетное финансирование. Видимо, в российском образовании, впрочем, как и в военном ведомстве, все проблемы, требующие бюджетных ассигнований, уже решены. За исключением финансирования собственного телеканала.
Вы будете смеяться, но желают создать свой телеканал еще и Минздрав и Минсельхоз. У обоих министерств существуют свои проекты на телевидении. А председатель Совета судей России Юрий Сидоренко считает необходимым создание своего телевидения: "Такой канал необходим, чтобы не только критика звучала в адрес судей".
Однако самым вероятным в ближайшее время может стать создание православного федерального канала под эгидой Московской Патриархии, который, по мнению министра культуры и массовых коммуникаций Александра Соколова, поможет "привнести в семью утраченные духовные ценности, раскрывающиеся через призму православия".
Вопрос безопасности страны
Православная телекомпания "Держава" претендует на третий метровый канал, который пока что занимает ТВЦ. В поддержку инициатив РПЦ выступил Союз православных граждан: "В случае появления областных и общенациональных православных телеканалов народ и элита будут получать информацию о Церкви из первых рук", - говорится в заявлении Союза. Авторы заявления уверены, что такой канал должен иметь государственную поддержку. По их мнению, присутствие православных священнослужителей на телевидении - это "вопрос безопасности страны. Яркий православный проповедник, если будет допущен на телеэкран, будет способен остановить начинающуюся "революционную" пропаганду, объяснить, в какую пропасть ведет любая революция".
Несмотря на поддержку министерства культуры, пока не очень понятно, кто будет финансировать такой крупный проект. По мнению зампреда отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерея Всеволода Чаплина, такой телеканал может существовать на средства, получаемые от продажи рекламного времени. "Я не вижу в рекламе ничего противоестественного,- отметил протоиерей,- просто не нужно рекламировать то, что разрушает личность человека: проституцию, порнографию, неумеренные развлечения, азартные игры. А заполнять эфир можно будет не только специализированными программами, но и другими передачами - ток-шоу, сериалами и т.д.".
Цели, в общем, понятны. Непонятно только одно: почему за счет нашего с вами бюджета множество людей, от военных до священников, будут "пилить" рекламные деньги (а они весьма не малые), прикрываясь разговорами о патриотизме и духовности?
Вы спросите, что мешает Министру обороны, равно как и Русской православной церкви, если уж они так озабочены патриотическим и духовным воспитанием нации, создавать и показывать программы и фильмы такой направленности вчера и сегодня, без организации собственного телевидения? Отвечу - отсутствие креативных идей и конкурентоспособной телепродукции. Реально рейтинговые военные программы и фильмы в телеэфире есть. Точно так же, как есть православная программа "Слово Пастыря". Недостаточно? Так создавайте еще и заинтересовывайте. Телевизионный рейтинг - это не только признак "дебилизации страны", как считает Сергей Иванов, но и показатель привлекательности, в том числе и рекламной. Однако путь у нас, как всегда, совершенно иной, и "игры патриотов" нам предлагают оплатить из бюджета. Можно лишь посоветовать для лучшего привлечения инвесторов воспользоваться услугами Счетной палаты, Министерства по налогам и сборам и Министерства внутренних дел. В этом случае количество рекламодателей может превысить все мыслимые пределы.
Забавно, что для обоснования решения приводятся отнюдь не отечественные примеры: мол, за рубежом религиозное телевидение существует очень давно, а Пентагон тоже открыл собственный канал. При этом авторы концепции духовно-патриотического телевидения почему-то забывают добавить, что эти каналы во всем мире не являются федеральными, имеют ограниченную целевую аудиторию (в случае Пентагона - это военные) и распространяются по подписке.
Время, конечно, покажет, что получится, но пока никто внятно не изложил, чем принципиально отличается духовно-патриотическое телевидение от государственного, кроме того, что нас собираются пичкать и, наверное, уже до тошноты, старыми фильмами и советской кинодокументалистикой. Видимо, так они нас собираются научить Родину любить?
В фильме "Москва слезам не верит" красавец-негодяй телеоператор рассказывал главной героине о том, что с возникновением телевидения отомрет все - театр, книги, изобразительное искусство. Оценивая телевидение сегодняшней России, можно успокоиться - этого не случится никогда.
При информационной поддержке Клуба Региональной журналистики "Из первых уст" фонда "Открытая Россия". 
Елена СУРИКОВА, Кемерово. Газета "Наша газета", №11 (1641), 24 февраля 2005 года.

|