Сотрудникам Высшей школы экономики удалось подсчитать, сколько взяток дают многострадальные российские родители за своих чад на их пути от детского сада до вуза. Сумма получилась внушительная - за год по стране "оборотни с указкой" собирают примерно 1 млрд. долларов дани (26 млрд. рублей). Три четверти этой суммы составляют взятки в высшем образовании, причем там "половина" берется при поступлении, а остальное добирается в ходе обучения. Если считать коррупцию видом бизнеса, то суммарные доходы взяточников от образования примерно в 2 раза превышают доходы России от экспорта пшеницы, и в 3 раза - от экспорта автомобилей.
А вот какие данные о масштабах коррупции озвучил на семинаре "Открытой России" президент фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров: "Если мерить объем коррупции в количестве ежегодно собираемых взяток с граждан, то взятки в высших учебных заведениях раза в два обогнали взятки, собираемые гаишниками... Наши исследования показывают, что повышение зарплаты напрямую не влияет на масштабы коррупции. Наивны рассуждения типа: "Вот чиновник сейчас получает много, потому ни за что взятку брать не будет"… По нашим данным на вопрос: "Приходилось ли вам хотя бы раз в жизни попадать в коррупционную ситуацию?" ответ "да" дают примерно половина граждан России. Этот процент потихоньку растет, но он на уровне 50%. Дальше задается вопрос: "Вспомните последний случай. В этом последнем случае, когда вы попали в коррупционную ситуацию, вы дали взятку". Три четверти говорят, что дали. Вот такой охват".
В общем, коррупция, как и закон всемирного тяготения, была, есть и будет. Только когда-то в вузы тащили баранов, сейчас - "вечнозеленые" доллары. И пока одни отрицают очевидное, другие... берут себе.
Все ли преподаватели берут взятки? Нет. И многие показывают это демонстративно. Один из абаканских преподавателей обнаружил у себя на столе перед экзаменом самый дорогой сок, который только можно было найти в магазине и (чтобы приятнее пилось) набор хрустальных стаканов. В общем, группа сильно потратилась. А он взял и разлил этот сок по стаканам и раздал девушкам, сидящим в первом ряду. Попросил выпить, а стаканы оставить себе на память об экзамене. Непривычным для наших реалий выглядит и рассказ первокурсницы томского университета (родом она из Минусинска). Там, оказывается, у некоторых преподавателей в преддверии зачетов и экзаменов принято угощать студентов. Именно так, а не наоборот!
О том, часто ли берут взятки в вузах, чем и при каких обстоятельствах, мы анонимно спросили двадцать студентов, обучающихся как в соседнем Абакане, так и за его пределами.
КАКИЕ БЫВАЮТ ВЗЯТКИ?
По их ответам, взятки можно разделить на очевидные и неочевидные. Доказать, что последние - именно взятки, очень сложно, да и не пытается большинство это делать. С одной стороны - боятся, с другой - если история "всплывет", того и гляди предмет пересдавать заставят у другого преподавателя, а это же учить придется.
Грань между неочевидной взяткой и "не взяткой" очень тонка, почти незаметна. Например, если чтящие традиции одногруппники скинулись любимому преподавателю на букет к экзамену - это считается нормальным. А если тот же букет сделать из неприлично дорогих орхидей и поставить в дорогущее кашпо, то это с одной стороны выходит за рамки приличий, а с другой вроде бы и нет. Можно сказать, что "перестарались", с кем не бывает?
Или еще вариант неочевидной взятки. Перед зачетом делегация от группы заходит на кафедру и, между делом, замечает с озабоченными лицами: "Что-то бедненько у вас здесь, обои старенькие, вам бы сюда краски, да светильнички поновее…" И если препод продолжает разговор в том же духе ("Да, если бы нашлись спонсоры и "подогнали" бы пару банок голубой краски (желательно "нитры"), восемь рулонов обоев (только не в цветочек!), пару светильников (зеленых или белых, итальянского производства, продаются в таком-то магазине), и не знаю, как бы их благодарили"), то дело, считай, сделано. Кафедра получит "заказанные" обои и прочее в виде "добровольной спонсорской помощи" от студентов (которых еще и документик могут заставить подписать - что это - исключительно жест доброй воли), а группа - свои зачеты. А для тех, кто слышал разговор со стороны и вряд ли мысль появится бежать в милицию - "закладывать" заботящихся о родном вузе преподавателей и студентов.
Третий вариант - в вузах часто распространяются книжки и брошюрки "В помощь студенту", обычно повышенным спросом они у студенческой братии не пользуются. Иногда издаются кафедрой или за авторством местных преподавателей. Так вот, препод может ляпнуть на лекции что-нибудь типа: "У тех, кто не приобретет книжки шансы сдать экзамен очень малы". Опять же, понимай как хочешь: или без ценных сведений в книжке не сможешь сдать экзамен, или (особенно если преподаватель заносит купивших литературу в особый список или просит принести книгу на экзамен, чтобы посмотреть, у кого она есть) наличие книжицы - и есть способ сдать экзамен. И снова доказать что-либо очень сложно: пришел студент и по доброй воле денежку отдал (а стоимость такой брошюрки может достигать 100-200 рублей), чтоб, так сказать, к источнику знаний прикоснуться. Так что в этом случае преподаватели вряд ли рискуют.
ЧЕМ БЕРУТ?
Если говорить о "классических" взятках, то, по рассказам студентов, берут в вузах всем, ничем не гнушаются. Опять же, оговорюсь, опрошенным не встречались преподаватели, которые брали абсолютно у всех. Не хочешь давать взятку - корпи над учебниками. Здесь, в отличие от закона рыночного не спрос рождает предложение, а чаще наоборот - предложение студентов сдать трудный зачет за мзду рождает спрос - просьбу препода подарить что-то определенное.
В денежном эквиваленте четких расценок за успешную сдачу (или просто сдачу) зачетов и экзаменов нет. Например, студентами назывались суммы 200-500 рублей за зачет. За экзамен опрошенным платить не приходилось. Минусинец-студент новосибирского вуза припомнил, что одногруппнику трояк на третьесортном экзамене обошелся в 30 баксов, и это по меркам крупных городов еще далеко не предел!
А студенты одного из абаканских вузов рассказали, как из одной группы перед трудным экзаменом отправили гонцов к преподавателю - узнать, чего тот хочет, чтобы быть не слишком требовательным и позволить всем сдать экзамен. Тот захотел сотовый телефон. Одногруппники скинулись по 120 рублей и купили. Не самый дорогой, конечно, но все-таки… Другой группе нужен был зачет, препод оказался "продвинутым" и запросил ящик "Клинского" и вермут впридачу. Тоже пришлось покупать. Вообще, мужчинам-преподавателям чаще дарят что-то алкогольное. Одна студентка рассказала историю о том, как ее группа решила перед сессией задобрить хорошим коньяком строгого препода. Тот демонстративно ничего не взял. Продуманным студентам пришлось напрячься, подучить и получить зачет своими силами. Но коньячок тот староста приберег до следующей сессии, на которой его благополучно удалось преподнести другому преподу.
Со студентов деревенских или имеющих сельскую родню часто просят "натуроплату" взамен знаний - от кур и сала до... Например, один из опрошенных едет на днях защищать диплом в Красноярск с трехлитровой банкой меда - по просьбе одной из ключевых в защите диплома преподавательниц. А за написание диплома он заплатил (опять же, преподавательнице вуза) около трех тысяч рублей. Но написание всяческих дипломов, контрольных и курсовых - это уже отдельная история…
МНЕНИЕ СТУДЕНТОВ О ВЗЯТКАХ В ВУЗАХ
А студенты с "платным" положением вещей, похоже, смирились. Вот что они говорят по этому поводу:
* "Сегодня продается и покупается почти все, и знания - тоже товар. Поэтому к тому, что многие преподы берут, отношусь спокойно. Другое дело, если берут со всех. Вот это уже свинство форменное. К счастью, мне такие не попадались, хотя говорят, что в вузе есть. Один препод предупреждал, хотите "5", обязательно занимайтесь со мной дополнительно: 70 рублей в час, 3 часа в неделю, группа 25 человек... А за семестр это получается… Но все равно не слышал, чтобы кто-то жаловался - себе дороже выйдет, учиться еще долго, а у преподов, как и у врачей, круговая порука".
* "Правильно! Дебилы должны платить! Хотя дело не в дебилах, а в лени в большинстве случаев. Мы раз спросили препода: "Можно ли заплатить за зачет?", он ответил: "Можно, но зачем?" Поэтому преподаватели из этого и исходят: не хочешь учить, напрягаться, посещать занятия - плати. Благодаря лентяям у многих большинства преподов в крупных городах вроде Красноярска или Екатеринбурга давно есть ноутбуки. Естественно, на вузовскую зарплату ими не обзавестись, а вещь для работы нужная. Если бы я дал взятку, то жаловаться бы не пошел. Зачем? Тогда пересдавать придется, учить…"
* "Я вот могу не посещать занятия, а платить все равно не буду. Зачем, если можно поучить и нормально сдать. Но если у кого-то прогулянное время стоит дороже, чем он заплатит - то почему нет? А еще у каждого - своя цель обучения в вузе: у кого-то знания, у кого-то "корочка", получить которую настояли родители. Вот и пусть потом неуч он с "дутой" троечной "корочкой" мучается в поисках работы".
* "Плата - это выход иногда. Я сама платила пару раз потому, что реально не успевала все выучить и сдать. На 2 курсе навалились семейные проблемы, и их как-то надо было пережить. Было не до учебы, но и из вуза "вылетать" не хотелось. А потом я снова за учебу взялась. А вообще - правильно - те, кто не учит, должны платить. Единственное, что есть преподы, которые со всех требуют (слава богу, с ними пока не сталкивалась) - я против этого. Если хочешь учиться, учись - нет плати". 
Татьяна ЗЫКОВА, Абакан. Газета "Надежда и Мы", г. Минусинск Красноярского края, 25 февраля 2005 года.

|
|