"ИЗ ПЕРВЫХ УСТ". ГУБЕРНАТОРЫ КАК КЛАСС НЕ ВИНОВАТЫ
Автор: Думенко Татьяна
Регион: Кемерово
Тема:  Социальные реформы
Дата: 10.03.2005

Наша область в числе тех, где с начала года не было акций протеста льготников. Но это, как признают власти, не означает, что все гладко, особенно в обеспечении федеральных льготников лекарствами. Поэтому сегодня "Гендиректор" приводит интервью д.э.н. Евгения Гонтмахера - научного руководителя Центра социальных исследований и инноваций, организованное Клубом региональной журналистики "Из первых уст" Фонда "Открытая Россия. Центр сейчас занимается мониторингом процесса монетизации льгот в регионах. И его руководитель сегодня говорит об основных недостатках реформы и возможности их исправить.

Насколько было оправдано разделение льготников на федеральных и региональных?

Во-первых, хочу сказать, что реформа льгот вообще-то перезрела. Вопрос о реформировании льгот стоял постоянно, были разные варианты. И тот вариант, который был принят в прошлом году, с моей точки зрения, оказался далеко не самый удачный по целому ряду принципиальных причин. У 122-го закона в части монетизации льгот есть несколько органических пороков. Главный как раз заключается в том, что льготников разделили на федеральных и региональных. На первом этапе предполагалось, что все льготники будут федеральными. Но разделили ту сумму, которую планировали на компенсации в федеральном бюджете, на предполагаемое количество льготников. А это более 30 миллионов. Оказалось, что суммы очень маленькие. И вот только тогда было принято решение, абсолютно волюнтаристское, для того, чтобы не злить людей, меньшую часть сделать федеральными льготниками. И ту же самую сумму разделить на значительно меньшее число льготников. Получили те компенсации, которые им положены сейчас. То есть, это решение было не содержательным, а чисто финансовым. Поэтому я предлагаю вернуться к тому, что предполагалось раньше. У нас региональных льготников 9 миллионов ветеранов труда, 9 миллионов тружеников тыла, 1 миллион жертв политических репрессий. Учитывая, что целый ряд людей являются одновременно и ветеранами труда и тружениками тыла, это где-то миллионов 15. Умножим эту цифру на средний размер компенсации, который рекомендовал Минфин, и получим сумму порядка 40 млрд. рублей. Это станет дополнительными расходами федерального бюджета. Нужно будет, конечно же, на эту сумму уменьшить трансферты, которые федеральный бюджет перечисляет в бюджет региональный. Но в консолидированном бюджете никаких дополнительных расходов, не надо. Это просто перераспределительный маневр.

Компенсации рассчитаны для каждой категории льготников. И внутри категории выплаты одинаковые. Но потребности у людей-инвалидов, например, разные…

С моей точки зрения идеальная схема должна быть очень простой. Кстати, она существует в целом ряде регионов, где система социальной защиты действительно адресная. Когда на конкретного человека в отделении социального обеспечения есть все данные на него, основания для льгот. И главное, какие у него потребности. Если человек, допустим, лежачий, не может выходить из дома, то, очевидно, что ему компенсации на проезд на городском транспорте не нужны. Тем более на междугороднем. Но ему нужно больше денег на лекарства. Соответственно, в этой компьютерной базе данных должны быть сведения о том, какие заболевания у этого человека, какие ему нужны лекарства. Кстати, такие базы данных сейчас создаются при выдаче льготных лекарств и в поликлиниках, и в аптеках. Здесь ничего такого, что с нуля надо делать, нет. Плюс целый ряд других потребностей. Например, потребность в санаторно-курортном лечении. Какому-то человеку не рекомендовано ездить в санатории по целому ряду объективных причин, а какому-то рекомендовано. А у нас выделили деньги на то, чтобы льготник один раз в четыре года обязательно получил путевку. То же самое по пригородному общественному транспорту. Мы знаем, что далеко не все льготники пользуются электричками, а кто-то пользуется много. И вот эти различия должны быть в этой базе данных учтены. Тогда будет понятно. Человеку говорят: ты стоишь государству 583 рубля 49 копеек в месяц. Вот, пожалуйста, получи эти деньги, вот тебе распечатка. Как у нас люди заработную плату получают, там ведь все написано - надбавки, налог и т.д. Тогда, с моей точки зрения, с людьми можно нормально разговаривать. Люди тогда поймут, что к ним относятся как к конкретным людям, а не просто как к огромной серой массе льготников.

Сейчас все ищут виноватых. В какой степени виноваты регионы или губернаторы? Или это политический шаг, проверка на прочность в преддверии назначения губернаторов?

Если говорить системно, губернаторы, как класс, конечно, не виноваты. Губернаторы поставлены в условия, когда федеральный бюджет фактически большинство наших регионов держит на коротком поводке за счет трансфертов и разных подачек. Другое дело, что в целом ряде регионов были случаи и есть до сих пор, когда не вовремя были выплачены денежные компенсации, когда были приняты, наверное, некачественные областные, республиканские законы о поддержки льготников. В этом смысле некоторых губернаторов я никак не хочу оправдывать. Это просто низкое качество их работы. Наверное, эти люди должны быть в рамках новой системы назначений, заменены.

К чему могут привести протесты и пикеты, которые периодически вспыхивают в том или ином регионе страны?

Смотря, какую цель ставят люди, которые в пикетах. Что-то уже достигнуто. Во многих регионах местные власти увеличивают размер компенсаций или возвращают льготы в натуральном виде. На федеральном уровне тоже есть определенные подвижки из-за этого давления. Пенсия увеличивается досрочно, и на большую сумму, чем планировалось. И ежемесячная денежная выплата будет проиндексирована с 1 августа, а в федеральном бюджете не предполагалась ее индексация в этом году. Но если говорить о глобальных целях протеста, ведь люди же выходят не только с требованиями увеличить компенсации, но и с лозунгами "долой правительство!", то здесь, с моей точки зрения, какой-то эффект прямой и быстрый вряд ли может быть. Команда, которая эти реформы начала, должна их сейчас каким-то образом и дальше проводить, корректировать исходя из того, что происходит. Те же Кудрин и Зурабов находятся в курсе всех конкретных деталей. Они же работали над этой реформой с лета. Сейчас менять одних на других означает, что придут новые люди, которые не знают эту технику, технологию и могут дело еще более завалить. С моей точки зрения, надо нынешнему правительству дать возможность каким-то образом исправиться и ситуацию нормализовать.  

Татьяна ДУМЕНКО, Кемерово. Областная общественно-политическая газета "Край", 11 февраля 2005 года.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики