В связи с принятым законом, просторечии именуемым законом о монетизации льгот, вопросы о состоянии экономических прав начали возникать и у молодых жителей нашего города. В их числе, как учащиеся, так и студенты.
Как известно, те и другие входят в категорию льготников, пользующихся преимуществами при покупке проездных на транспорт. Закон о монетизации на самом деле на их настоящее положение никак не повлиял. Проездной в общественном транспорте для учащихся все так же стоит 120, а для студентов 150 рублей.
- Я была свидетелем, когда Президент Татарстана на встрече со студентами подробно выспрашивал у них, сколько денег они тратят на дорогу, как расплачиваются за снимаемые квартиры, - делится информацией заместитель Председателя Государственного Совета Республики Татарстан Римма Атласовна Ратникова. - Конечно, это большая нагрузка на родительский карман - дать детям образование, надо дорожить возможностью учиться в вузе. Студентам и школьникам было бы тяжело платить за проезд по 500-600 рублей. Так что решение сохранить студенческий проездной за 150 рублей - справедливое.
Наверное, часть молодежи, являющейся достаточно политически активной категорией общества, также интересуется проблемами, возникшими в обществе в связи с так называемой монетизацией льгот. Однако далеко не все понимают, чем же власти аргументирует его возникновение…
- Перевод льгот из натурального состояния в денежное выражение был необходим, - комментирует представитель законодательной власти республики, Римма Ратникова. - Думаю, у молодежи есть полное понимание этого. Натуральные льготы - отголосок еще советского времени, усугубленный в 90-е годы прошлого века Государственной Думой, когда в нем верховодили коммунисты. С популистскими целями они приняли немало законов, обещавших людям разного рода льготы, не подкрепленные финансовыми возможностями. Законом о монетизации были отменены полторы сотни таких плохо исполнявшихся популистских законов, они еще были прозваны "спящими мандатами". И одновременно ставилась задача не ухудшить в ходе реформ положение льготников. Иными словами, если раньше деньги на обслуживание льгот перечислялись организациям (например, железной дороге или городскому электротранспорту) и никто не знал точно, сколько льготников ими воспользовались, то теперь льготы имеют адресный характер, выдаются тем или иным категориям льготников деньгами, а там уж они сами решают, как эти деньги потратить.
Однако здесь также остается немало вопросов. Сколько же нужно дать денег на руки конкретному пенсионеру, инвалиду или ветерану? Кто может посчитать сколько раз, каким транспортом, на какую сумму ездит каждый такой льготник?
Вот как прокомментировал эту проблему на прошедших в Москве встречах клуба региональных журналистов "Из первых уст" бывший министр соцзащиты, ныне научный руководитель центра социальных исследований и новаций Евгений Шлемович Гонтмахер:
- Посчитать сумму льгот, которая была в натуральном виде, у нас в стране просто технически невозможно. Возьмем большую категорию - ветераны труда. Это порядка 10 миллионов человек. У них всего 7 льгот по закону о ветеранах. Например, ветеран труда имеет право лечиться в поликлинике, к которой он был прикреплен в то время, когда он работал. Допустим, в ведомственной. Как часто он туда ходит, какие услуги он там получает? Посчитать сколько это стоит никто не сможет. Ветеран труда имел право по старому законодательству на 50%-ную льготу оплаты проезда на пригородном транспорте. Однако никто до сих пор не знает, сколько ветеранов труда и как часто ездит на электричках. С подачи Министерства Финансов, автора и идеолога этой реформы, всплыла идея "Раз мы это все распределили теперь давайте в рамках межбюджетных отношений это все профинансируем". Конечно Минфин исходил из позиции, что они сэкономят за счет этой реформы. Хотя я повторяю посчитать - экономия это или нет практически невозможно.
Несмотря на то, что наше общество довольно далеко ушло от "совка", проблемы в ходе реализации социальной реформы все же выявились... Каждая реформа упирается в проблемы во многих других еще не реформированных отраслях общественной жизни: ЖКХ, муниципальная власть, зарплаты бюджетников, пенсии, да мало ли еще "недореформированного"?.. Наши татарстанские депутаты предприняли попытку как-то урегулировать ситуацию недовольства: на январской сессии в дополнение к уже принятому закону увеличили единые денежные выплаты, предоставили 50-процентные субсидии на оплату услуг связи ветеранам труда, увеличили до 120 рублей субсидии детям-сиротам, детям из многодетных семей и детям, оставшимся без попечения родителей. Был решен и транспортный вопрос, республика отпечатала 500 тысяч социальных проездных - пенсионерам, не имеющим льгот, дополнительно выдали по 200 рублей. Социальные проездные продаются по 200 рублей, хотя их реальная стоимость в два, а то и больше, раза выше, и эти средства будут доплачиваться транспортным организациям из бюджета.
Кстати, в феврале жителей республики ожидает еще одна реформа - жилищно-коммунальная… Она практически уже началась - с 1 января и рассчитана до 2010 года. Реформа ЖКХ призвана в корне изменить взаимоотношения в этой сфере, и сделать их соответствующими рыночным. Есть в программе модернизации ЖКХ и такая составляющая - жителям предлагается создавать товарищества собственников жилья и самим управлять ими. Темные подъезды, неработающие лифты, разбитые стекла и оторванные двери теперь окажутся в ведении самих жильцов.
Не всем жителям по карману 100-процентно платить за жилье. Поэтому государство предусматривает различные виды субсидий тем, кому затруднительно платить полностью. Особенно сильно этот вопрос волнует пенсионеров. Будут предоставляться следующие виды субсидий: субсидии-льготы (для тех, кто имеет право на скидку в оплате ЖКУ), субсидии по малообеспеченности (для семей с низким совокупным доходом) и сглаживающие субсидии (на ограничение роста платежа за ЖКУ).
- Если, к примеру, одинокий пенсионер с пенсией две тысячи получил квитанцию на полторы тысячи рублей, это не значит, что он столько будет платить, - говорит Римма Ратникова. - В каждом конкретном случае надо идти в органы социальной защиты, приносить необходимые справки и считать оплату на месте. Кстати, министерство ЖКХ разослало по этому поводу информационные письма. По социальным нормативам оплата ЖКУ не должна превышать 22% от совокупного дохода.
- А студенческая стипендия входит в совокупный доход?
- Первоначально рассматривался такой вариант. Предлагалось даже включить в расчеты не только ту стипендию, которую студенты реально получают, но и "условную стипендию", которую нерадивый студент мог бы получать, но "прошляпил". Но потом все же решили стипендию в доход семьи не включать. Тем более что размер ее невелик, едва хватает на проезд в городском транспорте.
- А что вы скажете про повышение стипендии?
- То, что стипендии нужно повышать. Президент России Владимир Путин, встречаясь 25 января со студентами в Москве, пообещал повысить их на 100 рублей с 1 апреля и еще на 100 рублей с 1 сентября, то есть с начала нового учебного года. 
Айгуль ЗАЛЕГДИНОВА, Казань. Республиканская общественно-политическая газета "Молодежь Татарстана", № 23, 3 марта 2005 г.

|