промышленного назначения
- Километра два будет, - ошарашили меня уазовские охранники, когда поинтересовалась дорогой на "СМК" ("Строймонтажконструкцию"). - Минут за 15 дойдете. Направо - вдоль бетонной стены, потом - налево, потом - снова налево…
Предприятие символично затерялось среди пустынных индустриальных лабиринтов, как в экономической стихии, захлестнувшей его почти с головой.
"На "СМК" по 3 месяца не выдают зарплату, - написал один из наших читателей. - За август деньги выдали только в конце октября, а остатки - в ноябре. Лишили премии (говорят, из-за невыполнения плана). Кто помоложе - увольняются. А что делать остальным?"
Предприятие лихорадит с тех пор, как закончился крупный уазовский заказ. Собственно, оно давно живет от заказа до заказа - с тех пор, как рухнула советская распределительная система. До того все складывалось просто: исполнителей и заказчиков, вопреки географической логике, объединяли решения министерств и ведомств. Упражняясь в нестандартных решениях, чиновники, бывало, привязывали уральские заводы к дальневосточным, южные - к северным… СМК традиционно работала с сибиряками в то время, как в Сибири было полно подобных предприятий.
ОАО "Строймонтажконструкция" - предприятие, специализирующееся на выпуске конструкций из металлопроката строительного промышленного назначения, ошиновки к электролизным ваннам, технологического оборудования из листового и профильного металла.
Испокон веку "СМК" обслуживала интересы алюминщиков, выпуская конструкции электролизеров (ванн для изготовления "крылатого" металла). Когда возводился Саянский завод и аналогичный - в Таджикистане, в "Строймонтажконструкции" кипела работа. Но стоило строительному конвейеру остановиться, как предприятие оказалось в экономической изоляции. А бывшие партнеры из Братска, Иркутска, Красноярска, встав на рыночные рельсы, нашли других поставщиков - местных.
Да, узкая специализация (в противовес универсальности) - норма мировой экономики, поскольку оттачивает профессионализм и дает тем самым конкурентные преимущества. Однако "плюс" при упомянутых обстоятельствах превращается в "минус".
"Фактически 10 лет в алюминиевой промышленности (как, впрочем, и во всей индустрии) не вводились новые мощности, - констатирует директор "Строймонтажконструкции" Александр Карпухин. - Поэтому ежегодного гарантированного заказа мы давно не имеем".
Чтобы выжить, свой "электролизный профиль" пришлось расширить: освоить, например, изготовление конструкций для производственных корпусов. Благодаря чему появилась возможность участвовать, например, в возведении нового уазовского цеха, теперь уже выпускающего продукцию. То есть стройка завершилась, а вместе с ней завершилась и основная занятость.
Но даже крупный заказчик не может нынче гарантировать стабильности своему партнеру. "В начале прошлого года, когда УАЗ неожиданно приостановил строительство электролизеров, мы практически 3 месяца не работали, - вспоминает Александр Сергеевич.
Выйти за рамки алюминиевого сектора, по словам директора СМК, непросто по двум причинам. Во-первых, технологическая линия настроена на изготовление электролизеров. Во-вторых, на уральском рынке все возможные ниши давно заняты более крупными предприятиями. "Мы - не флагманы отрасли, - подчеркивает Карпухин, - есть заводы посерьезнее в Нижнем Тагиле, Первоуральске, Челябинске - с мощным производством, современными технологиями и оборудованием".
Тягаться с отраслевыми лидерами, обладающими такими преимуществами, понятное дело, невозможно. Однако что мешало акционерному обществу, каковым является "СМК", вкладывать в свое время (когда имелись крупные заказы, а, следовательно, деньги) средства в обновление и развитие собственной базы?
Конечно, нельзя не учитывать роль государственной налоговой политики, уничтожившей, по словам известного промышленного менеджера, президента российской ассоциации металлургов, директора БАЗа Анатолия Сысоева, инвестиционную программу в стране. Амортизационные отчисления, как он заметил, выступая недавно в Школе публичной политики, должны составлять не менее 5% от стоимости оборудования, а не 1, как сейчас. За границей, например, чем старее оборудование, тем большие отчисления делаются на его обновление. А у нас, по налоговым правилам, наоборот.
И все же те, кто хочет развиваться, делают это вопреки сложившимся обстоятельствам. Иначе на рынке не удержаться. Может быть, в первую очередь в этом заключается социальная ответственность бизнеса, о которой сегодня так много говорят?
Власть всех уровней о ней вспоминают, когда приходит к бизнесменам с просьбами (или требованиями?) о благотворительности. "Но готова ли власть, рассуждая об ответственности, вкладывать деньги, например, в социально ориентированные предприятия?" - задается вопросом один из лидеров уральской промышленности, руководитель концерна "Калина" Тимур Горяев, полагающий, что дело бизнеса - только бизнес и ничего более.
Бизнес, твердо стоящий на ногах, обеспечивает занятость, достойную зарплату и налоги. Такое предприятие можно назвать социально ответственным перед обществом. А то, что еле держится на плаву, нет.
"Как нам может помочь власть? - удивился директор СМК неожиданному вопросу. - Город? Вряд ли… Губернатор? Он, возможно, и не знает о нашем предприятии. Да мы никогда и не обращались, не было необходимости".
Думается, что власть способна в таких случаях оказывать разные виды помощи терпящим бедствие предприятиям, начиная от информационной.
Зам мэра по экономике Галина Богданова, комментируя ситуацию, сообщила, что направила официальное письмо другому заму - по строительству - с просьбой заранее информировать о возведении тех или иных объектов, чтобы предприятие могло подать заявку на участие в тендерах. Вот и все пока.
ХХХ
В поисках работы "СМК" пришлось все же освоить конструкции и для гражданского строительства. Торгово-развлекательный центр "Екатерининский" в Ленинском, например, рождается не без ее участия. Однако все, что требовалось, давно изготовлено и передано заказчику. Каменск не Екатеринбург, где подобные здания растут, как грибы.
Положение "Строймонтажконструкции" напоминает участь редкого специалиста, потерявшего свою нишу. И все же "СМК" надеется в новом году на лучшую долю, нежели в прошлом, високосном. Если в третьем квартале начнется строительство второй очереди Саянского алюминиевого завода, значит, повезет. Работы, по словам Карпухина, хватит лет на шесть. Только вот до второй половины года надо еще дожить. А пока что на заводе подписан приказ о переходе на 3-дневную рабочую неделю с выплатой 2/3 среднего заработка. 
Юнона КАТАЛЕВСКАЯ, Каменск-Уральский. Городская газета "Новый компас", № 4 (907), 20 января 2005 года.

|