СРЕДСТВО ПРОТИВ "МОРЩИН"
Автор: Каталевская Юнона
Регион: Каменск-Уральский
Тема:  Проблемы регионов
Дата: 11.03.2005

Многочисленные трещины на асфальте делают его похожим на изможденное старческое лицо с глубоко въевшимися морщинами. Вам иногда приходит в голову подобное сравнение, когда шагаете по проложенному многие десятилетия назад тротуару?

Причиной подобной картины является вовсе не наплевательское отношение коммунальщиков, у которых будто бы руки не доходят до ремонта, как думают многие, а… отсутствие в местном бюджете статьи на строительство и ремонт тротуаров.

- Кажется, всего один раз за 10 лет, что я тут работаю, мы прокладывали новые тротуары, да и то только на двух небольших участках, - припомнила руководитель производственного отдела ПТО ЖКХ Нина Ситникова. - Если и ремонтируем - самую малость. И только наиболее ветхие участки, потому что на первом плане - ремонт дорожного полотна, на который и без того денег не достает. За этот год, например, на ямочном ремонте автодорог не просто все средства выбрали, но даже вдвое перевыполнили расходный план. А в 2005-м, говорят, денег предвидится еще меньше…

"Кажется, всего один раз за 10 лет, что я тут работаю, мы прокладывали новые тротуары…"

Теперь понятно, почему уже много лет мы ходим по морщинистым тротуарам, преображение которых в гладкие и красивые полотна не просматривается даже в обозримом будущем. Причину потрясающего тротуарного провала в прямом и переносном смыслах власти объясняют схемой построения бюджета (где обозначенная статья просто отсутствует), диктуемой областным руководством.

Но ведь приводить в порядок город все равно как-то нужно, в первую очередь, - центральные улицы, а потом и все прочие. Посмотрев на областную столицу и другие крупные города, улицы которых покрываются плиткой за счет частников, местные власти решили приобщить к облагораживанию Каменска "своих" коммерсантов. Прежде всего, тех, чей бизнес происходит на центральных и других значимых улицах: проспекте Победы, Ленина, Лермонтова, Кунавина, Алюминиевой, Карла Маркса. И то, что перед некоторыми магазинами и офисами сегодня появилась красивая тротуарная плитка, в большинстве случаев явилось следствием реализуемой политики.

Однако число таких примеров в каждом районе пока легко можно пересчитать по пальцам. Допустим, в Синарском, по словам заместителя главы районной администрации Сергея Суханова, подобных точек всего 9 (тогда как предпринимателей более 150). И хотя, как он добавил, еще 7 на подходе, от общего количества частников все равно - капля в море.

Почему же благородная идея не вдохновила последних, и они не бросились дружно заменять привлекательным добротным покрытием разбитые тротуары, явно не украшающие "лицо" их бизнеса? Ведь столь современный визуальный штрих, как плитка, лишь добавил бы очков внешнему виду частного предприятия, стиль и имидж которого играет не последнюю роль в его экономике. Согласитесь, хорошо оформленный фасад, дополняет и украшает который стильная площадка покрытие, куда больше вызывает эстетические симпатии реальных и потенциальных клиентов, нежели прочие.

- Если рассматривать предложение в плоскости собственного бюджета, то такая работа экономически невыгодна, - вносит ясность предприниматель Владимир Никулин, являющийся, кроме того, председателем местного (неофициального) союза предпринимателей. - Поскольку, сделав солидные вложения на благо города, частник вынужден еще и… налоги за это заплатить. Абсурд. Кроме того, процесс сдерживает и несовершенство законодательства, в частности, - Закона о земле. Сегодня мы не можем купить землю под своим магазином. Тогда почему должны вкладывать деньги в то, что нам не принадлежит?

"…сделав солидные вложения на благо города, частник вынужден еще и… налоги за это заплатить".

При этом не значит, что я мыслю только в одном направлении и столь однозначно. И как гражданин города, и как председатель союза, прекрасно понимаю: город надо приводить в порядок. Как это сделать сегодня, соблюдя баланс взаимных интересов? Есть в городе совет промышленных предприятий, есть объединения предприятий малого бизнеса. Почему бы нам ни собраться вместе, создав координационный орган, где и решать подобные вопросы. Малый и средний бизнес формирует пятую часть доходов городского бюджета, значит, пора начать считаться и с нашим мнением. Если родится коллегиальное решение, оно приобретет иной вес, нежели сегодняшнее авторитарное.

Но пока суд да дело, районные власти прилагают немалые усилия для убеждения частников в том, в чем, казалось бы, и не надо убеждать - социальной ответственности бизнеса перед обществом. Выражается она в разных формах помощи. Однако крупный бизнес при этом предпочитает облачать взаимоотношения в партнерские рамки официальным документом. "СУАЛ-холдинг", например, имеет с городом договор о социальном партнерстве. А оно, как известно, предполагает взаимные шаги навстречу друг другу.

Если бы это практиковалось на всех уровнях (хотя, что мешает?), то наверняка замечательный пример предпринимателя Андрея Колмагорцева стал бы заразительным и придал энтузиазма коммерсантам. Год назад без всяких постановлений и указаний он не только заменил весь тротуар перед своим магазином с веселым названием "Авоська", а также - с торца здания, но и вымостил эффектным покрытием огромную площадь вплоть до дороги, разбив попутно длинные "островки"-клумбы. Объем преобразившейся территории впечатляет: примерно 700 квадратных метров. При этом большинству предпринимателей, офисы или торговые залы которых занимают площадь не больше квартиры, предлагают "охватить" всего-то 20-30. Конечно, доходы у всех разные, и все же 700 "квадратов" - треть всей площади, которую облагородили сегодня предприниматели Синарского района, вымостившие в общей сложности около 2 тысяч квадратных метров.

И хотя Колмагорцевым в первую очередь двигало желание избавиться от огромных луж, скапливающихся на асфальте перед магазином и заставлявших покупателей пробираться к дверям по деревянному настилу, эстетическая сторона вопроса, которую он блестяще решил, сегодня радует и его, и клиентов, и прохожих, и власти. Приятно, красиво, цивильно.

Однако, кроме похвал, бизнесмену тоже хотелось бы видеть со стороны муниципалитета адекватные действия. "Если бы и нам шли навстречу… - развивает он тему формирования партнерских взаимоотношений. - На будущий год администрация установит каждому предпринимателю коэффициент для начисления единого налога на вмененный доход. Весь город поделен на зоны: чем ближе к центру, тем больше коэффициент. Но поскольку предприятие уже вложилось в благоустройство, то есть, по сути, помогло городскому бюджету, то и ему надо помочь".

Вполне логично. Бюджет не может профинансировать строительство тротуаров, даже заказать проект, оценивающийся в десятую часть стоимости плитки и работы. Так почему бы ни предъявлять подобным фирмам "льготный тариф"? В этом случае наверняка появится немало желающих мостить тротуары, устанавливать скамейки и разводить цветники.

…появится немало желающих мостить тротуары, устанавливать скамейки и разводить цветники.

А пока что районным администрациям приходится рассылать частным предприятиям грозные письма, дабы озадачить последних. "Сначала пробовали их владельцев собирать у себя, но такого наслушались… - объяснил причину письменного общения с коммерсантами Сергей Александрович. - Но все равно снова придется приглашать".

Между тем, кроме Андрея Колмагорцева, есть и другие предприниматели в принципе позитивно настроенные на подобную работу - облагораживание прилегающей территории. Знаю пример, когда один из них сам договорился с бригадой строителей, укладывающих плитку у соседа. Другой сделал это исключительно для создания дизайна и привлечения клиентов. Словом, процесс идет.

Однако отторжение у некоторых вызывает менторский тон, сквозящий в письменных и устных обращениях к ним, похожий на указующий перст. "Мы - частное предприятие, а пытаются диктовать и даже запугивать буквой закона, не имеющей никакого отношения к ситуации", - возмущаются адресаты стилем посланий. Другое дело - конструктивный диалог в корректной форме.

Словом, причин, по которым мы до сих пор ходим по городу, как по пересеченной местности, еще много. А ведь, кажется, есть надежда, если уж не свести их к нулю, то, по крайней мере, уменьшить.   

Юнона КАТАЛЕВСКАЯ, Каменск-Уральский. Газета "Новый компас", Октябрь 2004 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики