Страшный призрак плодящихся свободных экономических зон терроризирует бережливых минфиновцев. А грефовцы из Минэкономразвития, озабоченные модернизацией России, только о них и мечтают.
Все, что наш среднестатистический гражданин знает про свободные (они же «особые») экономические зоны, сводится, грубо говоря, к двум постулатам: в Китае от них - потрясающий эффект, а у нас - очень в них воруют, поэтому лучше не надо. Представляется, однако, что как таковые свободные экономические зоны в России и не пытались создавать. То, что появлялось на свет, сильно напоминало офшорные зоны, причем в самом «черном» их варианте.
Свободные экономические зоны придумали для того, чтобы создавать особо активные точки экономического роста - с этой целью там устанавливался специальный таможенный режим и снижались ставки налогов. Наиболее известные примеры - Сингапур, Ирландия, зоны на юге Китая. Офшорная зона по существу предоставляет только один «вид услуг» - минимизацию налогов. У нас все создававшиеся СЭЗ тоже сводились к тому же убогому минимуму функций: на поверку из Ингушетии никак не получалось ни Сингапура, ни Китая. В лучшем случае отдаленно напоминало по действующим налоговым порядкам Багамы или Кайманы. После принятия Налогового кодекса, где был окончательно закреплен отказ от предоставления налоговых льгот, про идею свободных экономических зон вроде бы забыли. Однако министерство Грефа, озабоченное необходимостью модернизировать Россию, про свободные зоны помнит. Вызывая этими напоминаниями зубовный скрежет в Министерстве финансов, которому дырки в бюджете, постоянно возникавшие от массовой регистрации предприятий в наших внутренних офшорах, не давали покоя. И правильно.
Вообще разногласия между министром, отвечающим за перспективное состояние экономики, и министром, «балансирующим» доходы и расходы государственного бюджета сегодня, относятся к категории вечных. Это как физики и лирики, Монтекки и Капулетти. Понятно, что Минфин, наученный горьким опытом Ингушетии, Калмыкии и прочих свободных экономических диковин, мягко говоря, негативно относится к реинкарнации налоговых оазисов. Министерство же экономического развития должно думать не только о текущих проблемах, но и о том, чем страна будет торговать, когда японцы все-таки изобретут альтернативные источники энергии. Потому оно и хочет возродить идею свободных зон, по возможности избежав типичных ошибок, то есть не сводя все к серой контрабанде благодаря таможенным послаблениям и уклонению от налогов благодаря факту регистрации в правильном для этого месте.
Именно поэтому в концепцию особых экономических зон (ОЭЗ) изначально закладываются и невозможность регистрации неработающих там предприятий, и жесткое территориальное ограничение, чтобы избежать создания «офшорных республик», и т.д. и т.п. Кроме того, ведомство Грефа мечтает о предоставлении предприятиям, работающим в ОЭЗ, не столько налоговых, сколько административных льгот. Например, принцип «одного окна», когда все проверяющие органы приходят скопом, не отвлекая честных тружеников снова и снова своими бесконечными появлениями и требованиями. Но нельзя забывать, что особая зона - это прежде всего особый налоговый режим. Мировой опыт не знает других примеров: и в Китае, и в Ирландии, и даже в США особые зоны всегда предоставляют подобные льготы.
Льгот Минфин не хочет. Во-первых, слишком много нервов, сил и времени потрачено на то, чтобы в Налоговом кодексе появилась статья, фиксирующая равенство всех налогоплательщиков. Во-вторых, понятно, кто и каким образом попытается использовать эти льготы в нашей стране. Кроме того, льготы - не единственный расход бюджета. Концепция предусматривает, что регионы, желающие получить статус ОЭЗ, должны вложить в обустройство своей территории и инфраструктуру очень приличные суммы. Другими словами, на Сахалине или в Калининградской области Интернет, телефоны и нормальная система отопления должны заработать не после того, как в регионе будет объявлено создание особой зоны, а до этого. Естественно, без участия госбюджета вряд ли обойдется. Сомнения Министерства финансов очевидны и понятны: получить дырку в бюджете, вложив деньги в предприятия, перспективы которых не очень ясны, да еще предоставить им налоговые льготы! Греф, кстати, настаивает и на льготах по налогу на прибыль. Страшный призрак плодящихся офшорных зон терроризирует бережливых минфиновцев. Все ссылки на международный опыт у нас, как правило, не работают. У нас не Китай, где граждане по натуре своей любят копить денежки, а не пропивать их.
Но как бы там ни было, попробовать все-таки стоит. Ведь на сей раз мы можем использовать не чужой позитивный опыт, а свой, негативный. И создать не офшорные зоны, а точки экономического роста.

Ирина Ясина – директор проекта фонда «Открытая Россия».
Еженедельный журнал, 20.09.02.

|