БЫЛО МУП - СТАНЕТ АО. НАМ-ТО ЧТО С ТОГО?
Автор: Каталевская Юнона
Регион: Каменск-Уральский
Тема:  Проблемы регионов
Дата: 11.03.2005

(все или почти все, что вы хотели узнать про акционирование городского хозяйства, но боялись спросить)

У дворничихи тети Любы на душе сплошная маята. Как прослышала от начальства про "како-то аксынирование", так покой и потеряла. Того и гляди, зарплату срежут или - того хуже - уволят. Бог его знает... Скребет теть Люба снег на тротуаре, а на душе скребут кошки.

С начала года, в структуре городского хозяйства начнут происходить крутые перемены. Все предприятия, пока еще являющиеся муниципальными, но худо-бедно получающие из казны деньги, лишатся этой возможности. Станут самостоятельными: акционерными обществами либо обществами с ограниченной ответственностью.

Вот этой самой самостоятельности и боятся теть Люба и ее начальник, так как лишатся гарантированных денег из бюджета. Их надо будет искать. Одно дело - снег грести да тротуары мести, другое - крутиться в рыночной экономике. Писать бизнес-планы, участвовать в тендерах, оформлять лизинг, делать промоушен, заниматься оптимизацией, минимизацией, унификацией и прочей "хренотенью", чтобы выжить.

А зачем, собственно, это понадобилось? На заводах, выпроваживающих подобным же образом в свободное плавание вспомогательные подразделения (транспортников, ремонтников и пр.), - понятно. До вступления России в ВТО (Всемирную торговую организацию), чтобы выглядеть привлекательнее на мировом рынке, снизить себестоимость продукции, стать эффективнее, индустриалам надо сбросить лишнее.

Муниципалитетам, вроде, в ВТО вступать не придется: дворничихе тете Любе или водителю дяде Коле не потребуется бороться с иностранными коллегами за клиентуру. Однако и их решено направить на рыночный путь - такова установка не столько местных властей, сколько федеральных. Как известно, один из "прорывных" проектов правительства Фрадкова - идея исчезновения муниципальных унитарных (то есть не имеющих собственного имущества) предприятий.

Нынче они, действительно, не обладают своим имуществом - все муниципальное, как и они сами. И хотя в ходе акционирования его участники не получат в собственность чего-то грандиозного, например, городских трубопроводов, электросетей или автобусного парка, но некоторыми производственными фондами их все-таки наделят. "Это могут быть здания, спецтехника или что-то другое в пределах 600 минимальных размеров оплаты труда, - поясняет председатель комитета по имуществу Владислав Игнатов. - Сегодня это 600 тысяч рублей, требующихся для создания уставного капитала и регистрации акционерного общества".

Но!

"Федеральных документов, обязывающих акционироваться, нет, - продолжает тему директор одного из крупнейших муниципальных предприятий - МУП "ПТО ЖКХ", а также исполняющий обязанности руководителя новой структуры управления городским хозяйством Сергей Глазунов. - Однако, учитывая то, что преобразование все равно произойдет... Может, в 2006-м или 2007-м, это делать нужно".

То, что федерация не внесла пока ясности в сроки акционирования, подтвердила и заместитель мэра по экономике Галина Богданова. Известно только одно - в новом законе исключено понятие муниципального хозяйственного ведения, а значит, прямых получателей из городского бюджета не будет.

Еще бы, что можно получить из местной казны с нового года, если центр фактически забирает важнейший источник ее пополнения - налоги с прибыли предприятий, расположенных в городе. Львиная доля перечислений в казну - деньги индустриальных гигантов: УАЗа, трубного, КУМЗа, КУЗОЦМ... Если в прошедшем году 7% их прибыли оставалось в городе (остальное забирал областной и федеральный бюджеты), то с января - только 4%.

Поэтому скорейшее отлучение от казенного пирога, то бишь, предстоящее акционирование МУПов, получающих дотации из бюджета, как бы и оправдано. Изменение формы собственности из муниципальной на частную оправдано и с позиций экономики. "Акционерные общества более эффективны, чем муниципальные предприятия, - считает Глазунов, - поскольку напрямую заинтересованы в результатах труда и рачительном использовании средств. Разница между своими и чужими деньгами очевидна. Можно сколько угодно агитировать друг друга за интересы государства, но свои интересы всегда ближе".

Пока что главным и единственным акционером создаваемых обществ окажется муниципалитет со 100-процентным пакетом, а - значит, возможностью формировать совет директоров и управлять. При таком раскладе на особую самостоятельность в принятии решений АО рассчитывать не приходится.

Правда, со временем 49% акций муниципалитет выставит на торги, и монополия исчезнет. Акционерами окажутся частные лица, напрямую (а не опосредованно) заинтересованные в прибыли, и тогда АО станут полноценными. То есть способными существовать и развиваться в условиях рынка. Поскольку результативность, мобильность и успешность - понятия, присущие в основном предприятиям частной формы собственности.

"Частник управляет более эффективно, - считает депутат гордумы, работник акционерного общества "СинТЗ" Владимир Быстрых, - поскольку работает в конкурентной среде. А если нет конкуренции, то нет и экономики".

Удалось узнать мнение об акционировании МУПов даже у... Егора Гайдара, побывавшего недавно на одном из семинаров фонда "Открытая Россия", в екатеринбургской Школе публичной политики. По его образному выражению, муниципальные унитарные предприятия - гнилые зубы российской экономики. Ну а с такими зубами известно, что делают.

Показательный пример успешной трансформации госсобственности - концерн "Калина", который благодаря акционированию (и грамотной политике главного акционера, генерального директора Тимура Горяева) из незаметного госпредприятия - фабрики "Уральские самоцветы" - превратился в процветающую компанию, производства которой сегодня расположены в разных точках России и СНГ. Объем продаж только за 6 месяцев 2004 года составил более 92 миллионов долларов.

Конечно, нашим акционирующимся муниципалам до позитивных результатов далеко. Кто, подобно собственникам "Калины", будет вкладывать средства, необходимые для создания технической базы? Это прерогатива акционеров, а если он один и неплатежеспособный?

Не менее болезненный вопрос - аренда: сроки и платежи. Получив, скажем, трубопроводы, электросети, пассажирский транспорт, арендатор должен вкладывать деньги в их ремонт и обновление. Но если договор на 1-3 года, через которые казенное имущество заберут, есть ли смысл тратиться?

"По эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения нужна аренда минимум лет на пять, а может, и все десять, - считает Сергей Глазунов, - поскольку процессы ремонта не замыкаются в годовой цикл. Но договор, конечно, должен предусматривать и интересы города".

По большому счету того же мнения и Владислав Игнатов, который согласен с тем, что в идеале аренда должна быть долгосрочной: "Но ее срок будет определяться развитием самого акционерного общества, содержанием его инвестиционной программы и возможностями реализации".

Что касается арендной платы за пользование казенным имуществом, то факт ее существования опытные "частники" считают настоящей бедой: "Если на первые 2-3 года от нее освободят, тогда акционерные общества смогут подняться, - подчеркивает главный инженер ООО "ЖКХ "Синрский трубник" Сергей Шипицин. - Если нет - кабала".

Между тем город не намерен освобождать АО от уплаты аренды. Хотя не исключаются и компромиссные варианты. Но как сложится на самом деле, будет ясно во второй половине года. Именно на этот срок намечено акционирование крупных жизнеобеспечивающих предприятий, работающих в коммунальной и транспортной сферах. А с января процесс трансформации собственности начнется пока в муниципальных аптеках, магазинах книг, бюро обмена и приватизации, "Медсервисе".

Для нас, потребителей, как уверяют, ничего поменяться не должно. Тарифы на коммунальные, транспортные и прочие услуги по-прежнему будут утверждаться в области региональной службой по тарифам, дабы не превышали "предельно допустимых концентраций".  

Юнона КАТАЛЕВСКАЯ, Каменск-Уральский. Газета "Новый компас", № 2 (905), 14 января 2005 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики