В этом усматривает основную политическую опасность реализации печально знаменитого закона об отмене льгот руководитель Центра социальных исследований и инноваций Евгений Гонтмахер, который дал селекторную пресс-конференцию 25 января в воронежском представительстве Школы публичной политики.
НАШ ГУБЕРНАТОР СДЕЛАЛ ВСЕ НА СВОЙ СТРАХ И РИСК
Нашумевший закон о монетизации обсудили, казалось бы, уже со всех сторон: на кухнях, в газетах и на митингах, но все же интересно, как видят из Москвы эту ситуацию в регионах абсолютно независимые от властей и уважаемые эксперты. Одним из таких является господин Гонтмахер, научный руководитель ЦСИИ. В ряде крупных областных центров, помимо митингов на улицах, прошли и селекторные брифинги с участием Евгения Шлемовича, на которых он четко разъяснил все опасности и перспективы этой реформы - в том числе и применительно к каждому из регионов.
Что касается Воронежа, любопытно было узнать мнение Гонтмахера относительно некоторого "диссидентства" нашего губернатора в данном вопросе. Известно, что в конце прошлого года Владимир Кулаков и вице-премьер правительства Александр Жуков (однопартиец, кстати, воронежского губернатора) обменялись колкостями. Наш губернатор покритиковал федеральные власти за недоработанность закона, а те, в свою очередь, упрекнули воронежский регион в низких экономических показателях. В итоге Кулаков, как бы "в пику правительству", позаботился о сохранении в области части льгот (например, транспортных), о чем было громко оповещено в местных СМИ. Так вот интересно, насколько эта PR-акция была демонстративной или согласованной предварительно с Москвой (в Центре социсследований и инноваций достаточно легко такие вещи узнаются)? Евгений Гонтмахер убедил, что, скорее всего, никакого предварительного "сговора" не было. (Если так с каждым губернатором "сговариваться"...) Губернатор Воронежской области делал все, что называется, "на свой страх и риск", исключительно чтобы смягчить накал массового недовольства. И, надо думать, Жуков и Кулаков "ругались" тогда друг с другом искренне. И вообще, ситуация в Воронеже еще достаточно терпимая - в сравнении с другими регионами (например, с Пермью или Самарой). В общем, средненькая такая.
Другое дело, что в разгар предвыборных региональных баталий (не только в Воронежской области будут переизбираться предстоящей весной различные местные советы) вероятен всплеск всевозможных кандидатов-популистов, организовывающих свои кампании на "костях" страданий льготников. Любопытно, что на глобальном, межпартийном уровне самой влиятельной политической организацией уже была предпринята попытка представить себя в выгодном свете на проблеме монетизации. Если кто следит за политическими инсинуациями в стране, помнит, что где-то в ноябре 2004 года возник как бы "мини-конфликт" между "Единой Россией" и правительством России - на почве критики командой Грызлова разработчиков закона. В сознании обывателя, смотрящего телевизор, это воспринималось так: "Вот сейчас наши доблестные партийцы "дадут дрозда" этим "антинародным злыдням" Зурабову, Грефу, Кудрину и прочим и спасут бедный бюджетный люд". Хотя не надо быть так уж сильно политически подкованным, чтобы догадаться, что "ветер дует" с одной и той же стороны - иначе бы этот закон просто элементарно "застрял" на каком-нибудь из чтений Государственной Думы, треть которой составляют депутаты именно "Единой России". В общем, народ на мякине не проведешь, и посему Евгений Гонтмахер прогнозирует на предстоящих выборах в областную и городскую Думу падение рейтинга Партии Власти, возобновление популярности движений народно-патриотического толка (не только, кстати, "Родины" и КПРФ, но и национал-большевистских, "лимоновцев" и т.д.).
ДУМАЛИ, ЧТО ЛЬГОТНИКИ - САМЫЙ "ЗАБИТЫЙ" И АПОЛИТИЧНЫЙ НАРОД
Каким же образом такой сырой закон умудрился пройти все стадии согласования во всевозможных министерствах и инспекциях и так оперативно оказался подписан президентом к воплощению? Этот риторический вопрос тоже был задан выступающему по телефону эксперту. Евгений Гонтмахер предположил, что разработчики рассуждали примерно следующим образом.
Начиная с 1998 года, в стране практически не было никаких серьезных социальных катаклизмов, выработалась своего рода "привычка стабильности". И кое-кто посчитал, что на такую гладкую "социально уплотненную" почву можно аккуратно наложить колючую реформу. Волнения, конечно, ожидались, но небольшие - не мощнее, чем по следам реформы ЖКХ (о ней сейчас даже уже и не вспоминают). Считалось, что льготники - абсолютно аполитичные люди, многие из них и вовсе прикованы к инвалидным коляскам или просто передвигаются с трудом, и никуда они не выйдут - на площади, на проспекты, на автомагистрали. Теоретически идея была неплохой: льготникам предоставлялась возможность ВЫБОРА. Но разработчики не поняли элементарного: для 70-летнего старика, например, ПРОБЛЕМА ВЫБОРА чрезвычайно сложна. Это ж не молодой человек! Он, по большому счету, и не знает, что делать с этими деньгами, к которым он, можно сказать, и не привык даже. А поспешили с принятием - чтобы к концу 2007 года (очередным выборам в парламент) произошло абсолютное ПРИВЫКАНИЕ народа к монетизации. В конечном итоге, власти недооценили и оппозиционные силы, которые тоже подхватили волну недовольства и умело направляют ее в нужное русло.
Самое страшное, что обратного пути уже нет. Принятый закон можно только каким-то образом СМЯГЧИТЬ. Скажем, ввести опять-таки эти элементарные проездные на месяц, неделю и прочие сроки; вернуть часть льгот совсем уж беспомощным категориям граждан (инвалидам III группы) и нескольким тысячам оставшимся ветеранам войны. Но и это все оставили региональным властям. Так что, господа губернаторы, выворачивайтесь! 
Ярослав КАРПИНСКИЙ, Воронеж. Газета "МК-Черноземье", № 4, 27 января 2005 г.

|