ДЕМОКРАТУРА
Автор: Ковенко Людмила
Регион: Бердск
Тема:  Гражданское общество
Дата: 11.03.2005

Где заканчивается демократия и начинается диктатура? Можно ли быть действительно свободным человеком действительно свободной страны? И от кого вообще зависит, как мы будем жить дальше?..

На эти и многие другие вопросы российских журналистов в Клубе региональной журналистики "Из первых уст" ответил Александр АСМОЛОВ - заведующий кафедры психологии личности МГУ им. М. В. Ломоносова.

Диалог - бог гражданского общества

Александр Григорьевич начала свое выступление со слов:

- Все хотят жить в обществе свободном и действительно демократичном, но далеко не каждый готов взять на себя ответственность за то, как живет он сам и его сограждане. Большинство по привычке ищут крайних, обвиняя их во всех мыслимых и немыслимых грехах. Не удивительно, что на этой почве периодически прорастают то национализм, то экстремизм.

Что нам мешает жить свободно и счастливо? Простой ответ: стереотипы. Как они возникают в нашем сознании и как действуют на восприятие нами окружающего мира и событий, которые происходят в городе, стране и мире, в которых мы живем?

Простой пример: воображаемая дискуссия двух поэтов. Предметы спора: овал и угол. Павел КОГАН сказал: "Я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал". Наум КОРЖАВИН ответил: "Меня как будто бог не знал, и вкусом не снабдил ут#о#нченным. Я с детства полюбил овал, за то, что он такой законченный". Есть две точки зрения. Есть две позиции. Есть основания для дискуссии. Не правда ли, простой пример для того, чтобы убедиться: к одному и тому же разные люди по-разному относятся. Но почему же тогда многие идеи, которые вроде бы должны помочь в построении демократического общества, в итоге умирают? Ответ на этот вопрос дает обращение не только к проблемам каждой конкретной личности, но в целом к истории и культуре страны.

Начиная разговор о России, сразу вспоминается тезис о русской душе, загадочность которой пытались объяснить и Толстой, и Достоевский, и многие другие. Но не забыли ли вы о том, что примерно 80 лет на территории России прилагалось немало усилий для того, чтобы у населения нашей страны сформировалась душа иная, отличающаяся от русской? Современные люди не так наивны, чтобы поверить в то, что россияне, начав жить не в Советском Союзе, а в России, изжили в себе особенности именно этой - советской души. Одна из особенностей ее заключается в том, что в ней есть четкая установка на существование все видящего, все слышащего и все понимающего центра: "Вот приедет добрый барин (Ленин, Сталин, Хрущев, Брежнев, Путин), всех рассудит, виновных накажет". Наивно полагать, что личность одного человека может повергнуть в беспробудный ужас весь народ, даже если эта личность обладает параноидальными характеристиками. Но в обществе, в котором есть ориентация на существование централизованной системы управления, неминуемо возникнет и культ личности, и тоталитарный режим власти. Само общество задает "центральной фигуре" те свойства, которые превращают личность правителя в тирана и деспота.

В каких ситуациях возникает необходимость в централизованном управлении? Есть старый добрый историко-культурный термин "смутное время", который в современной версии именуется "ситуацией кризиса". Вывод: как только начинает назревать ситуация внутренней или внешней угрозы, экономического кризиса или межнационального конфликта, включается установка на центр, который как следствие централизованной системы управления, приводит к возникновению культа личности.

Но Россия в этом смысле уникальная страна: мы единственные в мире, кто умудрились создать гениальную вещь - перманентный кризис. Мы его настолько любим, что как только он проходит, нам становится плохо. "Родителем" этого термина можно считать Льва Троцкого, который предложил миру теорию... перманентной революции. Мир тихо обалдел! А советские люди взяли и поддержали великую идею. Мы даже гимн кризису создали, сделав его главной государственной песней: "Вставай, проклятьем заклейменный". Ни один мазохист в мире не пел с таким вдохновением, как все население нашей страны: "... разрушим до основанья...". Упиваясь собственной гениальностью, советские люди доверили создание новых "шедевров" людям новой формации. Помните, у Александра Блока: "Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем". Мир вновь ужаснулся, а мы рукоплескали собственному умению делать из ничего сплошной террор. Мы так хотели и наконец стали страной великого кризиса. Так на что же мы теперь жалуемся? На то, что в своей собственной стране мы вынуждены жить с оглядкой, в состоянии ожидания очередного кризиса, то есть вялотекущего стресса? Стресс стал нашим пожизненным спутником, он не просто всегда с нами, он внутри нас. А в такой ситуации обязательно возобновится вера в то, что приедет барин...

Обратите внимание, в России система централизованного управления даже архитектурно материализована: в каждом городе, в каждом селе есть свой "центр". А вспомните еще "центрального человека" - главу или мэра. Если у нас все плохо, виноват глава, а если все хорошо, глава хороший. О своих собственных вине или заслугах редко кто вспоминает.

Козлы отпущения

К чему в итоге приводит "централизация"? К поиску виновного - врага и всеобщей борьбы с ним. Поэтому еще одна отличительная черта советской души - незыблемая вера в существование врага, которого нужно найти и обезвредить. Нам без врага жить невозможно! Об этом было нами же сказано: "Враг может меняться, но он всегда есть". В 20-е годы врагом был дружно избран капиталист или буржуй, в 30-е мы решили расширить рамки поиска и стали искать и находить "врагов народа".

Обратите внимание, роль врага всегда исполнялась состоявшимися людьми, сформировавшимися личностями, которые имели не только свою точку зрения, но и вполне солидный жизненный опыт и реальные продукты своей жизнедеятельности - материальные блага. Мы уничтожали лучших инженеров, лучших врачей, лучших военачальников, чтобы нам снова стало плохо, потому что без хороших специалистов ничего хорошего не создашь. Мы подсознательно делали это, чтобы у нас снова был любимый кризис, с которым нужно бороться, чтобы сегодня мы, которые "все равны", могли начать ждать, когда наступит "светлое завтра" - появятся люди, которые будут другими, а мы их "найдем и обезвредим", то есть уравняем, сделаем такими же, как все. Мы боролись то с нэпманами, то с кулаками, не удосуживаясь сознаться самим себе в том, что наша "классовая борьба" замешана на элементарной... зависти к богатому соседу. Скажете, разве сегодня все обстоит иначе?

Только сознавшись самим себе в этом, становится понятно, что "национальный вопрос" и поиск "врага" для того и существует, чтобы можно было спокойно осуществлять механизм централизованного управления. Не будет "врага", сама собой отпадет необходимость существования центра, который знает, что нужно делать регионам сегодня, чтобы завтра в них "жить стало лучше, жить стало веселее".

Вы думаете, сейчас россияне остановились в поиске врага? А если вспомнить придуманный московским мэром Юрием Лужковым термин "лицо кавказской национальности", который быстро растиражировался по России, с чего и началась кавказофобия? А если вспомнить самого богатого человека в своем городе и сознаться самому себе, как вы к нему относитесь? Скорее всего, точно также, как большинство россиян к олигархам: с неприкрытой ненавистью и неприязнью, которая замешана на той самой элементарной зависти к богатому соседу, который для соседа бедного, естественно, является врагом.

Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают. Каждый из нас рождается индивидом и несет весь опыт рода человеческого. Каждый из нас становится личностью и усваивает мир той культуры, в которой он существует. И каждый из нас отстаивает свою индивидуальность, потому что развитие личности - это всегда выбор. И это не просто выбор, это личностный выбор. А психология выбора - это всегда психология драматическая. И центр этой драмы, как любил говорить мой учитель, психолог Алексей Николаевич Леонтьев, - это борьба личности против нравственных разрушений. И эта борьба не прекращается никогда.

В связи с этим я хочу, чтобы вы вспомнили еще одну черту нашей, советской души. Она называется "бегство от выбора" или "бегство от принятия решения".

Еще в 40-х года замечательный психоаналитик, автор направления, которое называется "гуманистический психоанализ", Эрих Фромм написал книгу, которая стала бестселлером. Она называется "Бегство от свободы". С чего начинается бегство? С формул, которые долгое время вдалбливались в наше сознание: "Моя хата с краю", "а мне-то что, я человек маленький", "сверху виднее". На самом деле это страх войти в открытую дверь. Пусть лучше придет какой-нибудь Александр Галич, который скажет: "Я знаю, как надо". И пусть он пойдет, а мы посмотрим, что у него из этого получится, а потом пойдем за ним следом или останемся стоять там, где были, то есть в безопасном месте. Именно так возникает ощущение собственной беспомощности и бессилия что-либо изменить. Ведь когда мы вместе, мы - сила! Не верите? А для чего тогда людям были нужны совершенно бесполезные "великие стройки" или "стройки века": египетские пирамиды, китайская стена, БАМ, Беломорканал, освоение целины? Да чтобы быть уверенными в том, что мы большие и сильные.

Основа жизни - страх

Страх - это одна из самых мощных основ жизни. Что представляет из себя наша сегодняшняя борьба с терроризмом? Это ни что иное, как построение из чувства страха государства еще более сильного и страшного, чем уже существующее. И снова тот же поиск врага и желание его наказать. Вспомните предложение генерального прокурора России о том, что в качестве наказания за совершенный акт терроризма следует брать в заложники родственников террористов. Так кто же этот человек, который предложил такую схему расправы: генеральный прокурор России или генеральный ее террорист?

Вот и подумайте, что из себя на самом деле представляет сегодняшний террор и объявленная борьба с ним? Это простейший механизм поддержки постоянного кризиса. Опасность его заключается в том, что начиная борьбу с террором, автоматически объявляется война одной группы людей с другой группой людей.

Выхода нет? А не забыли ли вы о том, что любой спорный вопрос можно решить с помощью ведения диалога? Все, чему нужно научиться, чтобы жить в свободном, демократическом государстве, это понимание и принятие друг друга такими, какие мы есть. А мы есть разные. Но, к сожалению, в нашем обществе нет института, который готовил бы специалистов для ведения мирных переговоров. Не обольщайтесь, не приедет добрый барин, не рассудит и не накажет виновного! Иными словами: учитесь решать свои проблемы самостоятельно.

Толерантность = не навреди

Каждый из нас должен уметь входить в пространство общения с другим человеком и уметь из него выходить. С этого начинается толерантность - искусство жить рядом с непохожими на нас людьми, достижение взаимопонимания с помощью искусства ведения мирных переговоров.

Поэтому всем нам, если мы хотим жить в обществе действительно демократичном, нужно учиться не просто смотреть, а видеть, не только слушать, но и слышать. Это очень важно - понимать, оценивать и принимать и людей, и события такими, какие они есть на самом деле.

А основным принципом действительно демократичной жизни является принцип НЕ НАВРЕДИ.   

Людмила КОВЕНКО, Бердск. Региональный еженедельник "Свидетель", № 51 (701), 23 декабря 2004 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики