ЕВГЕНИЙ ГОНТМАХЕР: "ОШИБКИ В ЗАКОНЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ". ЗАКОН О МОНЕТИЗАЦИИ ЛЬГОТ ПРОДОЛЖАЕТ ОСТАВАТЬСЯ ПРЕДМЕТОМ ЖАРКИХ ДИСКУССИЙ
Автор: Сусоров Евгений
Регион: Екатеринбург
Тема:  Социальные реформы
Дата: 11.03.2005

Вокруг реализации Закона о монетизации льгот в последние недели разразились нешуточные баталии. Оптимисты считают, что сам закон хорош, а вот его осуществление на местах оставляет желать лучшего. Пессимисты уверены, что закону вообще не стоило появляться на свет.

ВЧЕРА в Институте развития прессы состоялась селекторная пресс-конференция с Евгением ГОНТМАХЕРОМ, научным руководителем Центра социальных исследований и инноваций (Москва), доктором экономических наук и одним из авторитетных экспертов в области социально-экономических реформ. Пресс-конференция была организована клубом региональных журналистов. Оставляя за собой право иметь свою точку зрения на обсуждаемый вопрос, "Вечерка" приводит мнение Евгения Гонтмахера о монетизации льгот на своих страницах, что называется, без купюр.

Закон на бумаге и в действии

- Авторы закона, среди которых министр здравоохранения и социального развития Михаил ЗУРАБОВ и глава Минфина Алексей КУДРИН, считают: да, ряд категорий населения в результате реформы льгот оказался в плохом положении. Но ведь регионы увеличили компенсации, выдали бывшим льготникам проездные билеты - и теперь-то все успокоится. Я лично с такой постановкой вопроса не согласен, хотя и считаю, что реформа льгот была необходима.

Основные ошибки в законе, на мой взгляд, органические:

- не правильно было делить льготников на федеральных и региональных, сваливая тем самым большую их часть на плечи субъектов Федерации. Для большинства регионов это неподъемно с финансовой точки зрения;

- совершенно зря установили одинаковые суммы компенсаций для категорий населения. Те же инвалиды получат, согласно закону, по 550 рублей - вне зависимости от разницы цен на товары в разных регионах и вне зависимости от тяжести заболевания.

- разработчики закона не предусмотрели реакцию общественного сознания, особенно в преддверии празднования 60-летия Победы. Ведь льготники в массе своей воспринимали льготы как заслуженную награду за то, что они сделали для страны, и отмену льгот восприняли как оскорбление.

- наконец, не правильно выбран сам момент введения в действие закона. По времени он совпал с повышением тарифов на жилье, коммунальные услуги и транспорт.

Работа над ошибками

- Закон, безусловно, надо корректировать, причем быстро, хотя он и так нанес ущерб с точки зрения общественного сознания. Прежде всего, необходимо перевести тружеников тыла и репрессированных в состав федеральных льготников и добавить им социальный пакет - а дополнительных средств на эту операцию уйдет не так уж и много.

Далее: регионам нужно перейти на систему не разовых, а регулярных индексаций для социально незащищенных слоев населения, а размер этих индексаций "завязать" на текущий уровень инфляции. Компенсацию для инвалидов надо определять не по принципу оценки трудоспособности, а исходя из оценки ограничения жизнедеятельности человека. Детям-инвалидам однозначно надо вернуть право на бесплатный проезд в сопровождении взрослых к месту лечения и обратно.

Что касается вопроса бесплатного проезда в транспорте - здесь ситуация сложная. Последние предложения правительства по введению единого льготного проездного еще больше все запутали. По закону цена этого проездного не должна превышать сумму компенсации, но кто оплатит АТП разницу между 300 рублями (условно реальная стоимость проездного) и 100 рублями (условно), которые он будет стоить для льготника? Поэтому здесь нет смысла возвращаться к натуральным льготам, но следует оплатить транспортным предприятиям стоимость льготного проездного из федерального бюджета. То же самое относится и к военнослужащим и работникам правоохранительных органов: их денежное довольствие нужно поднять в разы, раз уж они остались без права на бесплатный проезд.

***

ДОСЬЕ

Евгений Гонтмахер - научный руководитель Центра социальных исследований и инноваций. Доктор экономических наук, профессор. Окончил географический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова в 1975 г. В 1993-1994 гг. - заместитель министра социальной защиты населения РФ. В 1994-1995 гг. - заместитель председателя Совета по социальной политике при Президенте РФ, а затем - начальник отдела Администрации Президента РФ. С 1997 по 2003 год руководил Департаментом социального развития аппарата Правительства РФ. Автор более 100 работ по вопросам социальной политики.  

Евгений СУСОРОВ, Екатеринбург. Газета "Вечерний Екатеринбург", 25 января 2005 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики