Из черного списка FATF России удалось выбраться не потому, что мы громко качали права, а потому, что сумели наконец вести себя как цивилизованные люди.
Исключение России из черного списка Международной организации по борьбе с финансовыми злоупотреблениями (FATF) даже сложно назвать важной новостью. Ведь большинство наших сограждан и не догадываются о существовании некоей структуры, ведущей, видите ли, какие-то там еще черные списки, в которых Россия раньше была и из которых ее теперь вычеркнули. Оказаться в категории неблагонадежных скверно: и неважно, почему ты там очутился - сам виноват или это результат чьих-то грязных происков. А вычеркнули - так и хорошо.
Сразу отвечу на самый насущный вопрос: касается ли это исчезновение России из списка стран, не противодействующих отмыванию грязных денег, лично каждого из нас? Нет, не касается. То есть завтра ничего изменится: не надо бежать ни в банк, ни в обменный пункт. Тем более что случившееся - из редкого разряда положительных событий.
Стран, в которых возможно отмывание грязных денег, по мнению FATF, не так и много. С нами было всего 15. И обозначение в этом перечне государства совсем не означает, что наркобароны или нелегальные торговцы оружием стоят в нем у власти и всем заправляют. Предполагает это лишь то, что некий наркобарон может из какого-нибудь офшора беспрепятственно перевести средства на счета в банке-резиденте данной страны и проводить с этими деньгами обычные операции. А затем тот самый наркобарон после двух-трех перекидываний суммы уже может пользоваться ею совершенно легально. Сумма ничем не отличается от любой другой - ее происхождение и жизненная история вполне респектабельны. Но это лишь в случае, когда данная страна соответствует черному списку FATF. Любой банк где-нибудь во Франции или США просто отошлет обратно деньги, поступающие к нему из офшорной зоны, а банковская система страны из черного списка FATF - примет и пустит в оборот. То есть сделает шаг на пути к легализации грязных денег. Другими словами, FATF помечает страны, в банковской системе которых в принципе могут отмываться преступные капиталы.
Это, кстати, не касается сумм, с которых не уплачены налоги. В Швейцарии, например, тайна банковского вклада может быть нарушена, только если против владельца ведется уголовное дело по определенному перечню статей, а именно - наркотики и нелегальная торговля оружием. А уплата налогов - забота страны, гражданин которой от налогов прячется, но вовсе не всего человечества.
В черном списке мы оказались совсем не потому, что кто-то поймал наших банкиров в момент засыпания порошка в стиральную машину, полную грязных денег. Просто наше законодательство имело существенные пробелы - не было законов, карающих за отмывание денег. Не было специальных органов, призванных следить за этим. И вместо того чтобы, как это бывало не раз, начать громко возмущаться, качать права и обвинять FATF во вмешательстве в наши внутренние дела, мы повели себя как цивилизованные люди. То есть, как и FATF, подошли к вопросу со вполне бюрократических позиций. Аккуратно выполнили все требования уважаемого международного сообщества. Закон приняли, орган создали - чего вам еще надо? Они пару месяцев нас для приличия помурыжили - и долгожданное исключение нас из вредного списка состоялось.
Теперь главное - а зачем это все-таки нужно? Фигурируем мы в том списке или нет - что меняется? Меняется ни много ни мало окружение, среда. Так и в международной политике: как-то неуютно, когда все твои друзья - Северная Корея да Ирак. Конкретные финансовые результаты в случае с нашим исчезновением из списка FATF, вероятно, будут положительными. Нашим банкам станет легче открывать филиалы и представительства за границей. Скорее всего, ставка для привлекаемых ими кредитных ресурсов станет ближе к средней по планете. Дополнительные финансовые расходы, связанные с проведением бесконечных проверок состояния и поведения потенциального заемщика, у наших партнеров будут сокращаться. В конце концов все это должно позитивно сказаться на так называемом страновом инвестиционном рейтинге, то есть на баллах, которыми оценивается степень перспективности инвестиций в экономику данной страны. Этот рейтинг зависит и от выполнения принятых законов, и от состояния бюджета, и от налоговой дисциплины, но и чуть-чуть - от этого самого черного списка.
И последнее. Они там все, конечно, бюрократы, но не полные идиоты. Поэтому вернуться в черный список шансы всегда остаются. Законы законами, органы органами, но если деньги от нелегальных поставок оружия в Ирак кем-то из бывших республик-сестер всплывают у нас - можно очутиться у разбитого корыта. А с другой стороны, весь мир борется с преступными деньгами не один десяток лет - а все без толку. Офшоры процветают. Получается, что бороться с преступными деньгами все равно что бороться за всеобщую нравственность. И если кто хочет себе денежек намыть, рискуя при этом всем чем можно, тот наверняка найдет и места, и людей. Вопрос только в том, чтобы нашли такие места не у нас. Так что, как ни посмотри, хорошо, что нас вычеркнули.

Ирина Ясина – директор проекта фонда «Открытая Россия».
Еженедельный журнал, 23.10.02.

|