Среда стала днем селекторных пресс-конференций, связанных с реализацией закона о монетизации льгот. Еще одна из них состоялась в здании Самарской биржи с участием научного руководителя столичного Центра социальных исследований и инноваций профессора Евгения ГОНТМАХЕРА, а также уполномоченного по правам человека в Самарской области Ирины СКУПОВОЙ.
Евгений Гонтмахер, с начала 1997 по октябрь 2003 года возглавлявший департамент социального развития в Правительстве Российской Федерации, не понаслышке знаком с реформой системы льготного обеспечения и проблемами, возникшими при реализации закона о монетизации льгот. Он выделил четыре основных просчета при разработке закона, которые и привели к столь массовым проявлениям социального недовольства (к слову, центр Гонтмахера за несколько месяцев до старта реформы прогнозировал массовые акции граждан).
Во-первых, по его мнению, не было до конца продумано разделение льготников на федеральных и региональных. "Оно искусственное и потому порождает у граждан чувство непонимания и обиды: труженики тыла ковали победу для страны а не отдельного региона, однако поддержку теперь должны получать из региональных бюджетов, наполняемость которых сильно отличается. Жертвы политических репрессий признаны таковыми тоже в масштабах страны, безотносительно к тому региону, где проживают сейчас", - пояснил Евгений Шлемович по селектору из Москвы.
Во-вторых, согласно Федеральному закону N122 выплаты для всех категорий федеральных льготников одинаковы. При этом стоимость потребительской корзины, скажем, на Дальнем Востоке и в Нечерноземье сильно отличается, и это второй момент, который необходимо учесть при корректировке реформы: "Я всегда был сторонником реформирования системы льгот, потому что она была крайне неэффективной, безадресной и зачастую не выполнялась. Но, конечно, так, как это было сделано - лучше бы ее не начинали делать", - заявил Гонтмахер в эфире радиостанции "Эхо Москвы" за два дня до селекторной пресс-конференции с Самарой.
В-третьих, не были учтены психологические особенности граждан, которым была адресована реформа. Ветераны, пенсионеры, инвалиды привыкли получать льготы пусть не в полном объеме, но в натуральном виде. Многие оказались не готовы к проблеме выбора между дополнительными денежными средствами и натуральными льготами, не каждый в состоянии просчитать, что для него выгоднее. "Проблема не только в деньгах, властям всех уровней крайне важно проявлять элемент внимания, сочувствия к людям. Разговор не должен сводиться к фразе: "Денег мало? - дадим больше!", - пояснил свою позицию Гонтмахер.
В-четвертых, неудачно был выбран момент для проведения такого комплекса серьезных реформ. Помимо реформирования системы льгот, с 1 января возросла стоимость услуг ЖКХ и проезда в общественном транспорте, одновременно начались разговоры об отмене отсрочек от службы в армии для студентов, и все это наложилось на подготовку к празднованию 60-летнего юбилея Победы в Великой Отечественной войне. "Реформы необходимо было проводить поэтапно и больше внимания уделять разъяснительной работе", - считает руководитель Центра социальных исследований и инноваций.
Что же предлагает группа независимых экспертов во главе с Евгением Гонтмахером? Поскольку вернуть ситуацию к исходной невозможно, нужно грамотно скорректировать ход реформы. Для этого в течение года поэтапно необходимо присвоить всем льготникам федеральный статус с перераспределением средств федерального и региональных бюджетов. Также следует ввести четкий механизм индексации пенсий в зависимости от инфляции с установлением четкого порога: если инфляция превысила 6 % - автоматически проводится индексация пенсий. "В федеральном бюджете 2005 года статья об их индексации была просто "забыта", - сказал Гонтмахер.
Столичные исследователи считают Самарскую область весьма благополучным регионом, и его повышенную политическую активность на фоне менее благополучных соседей объясняют тем, что людям "есть что терять" , а также большей правовой грамотностью населения.
Уполномоченный по правам человека в Самарской области Ирина Скупова добавила, что по ее мнению, проекты социально значимых областных законов должны публиковаться в СМИ и обсуждаться с привлечением общественных организаций и экспертов до их принятия. Кроме того, системы ценообразования в ЖКХ, на общественном транспорте, в медицине и т. д. требуют тщательного экономического анализа, поскольку стоимость услуг нередко завышается, а это неизбежные дополнительные траты из бюджетов всех уровней.
Стоит добавить, что селекторная пресс-конференция была организована Клубом региональной журналистики "Из первых уст" совместно с Самарской школой публичной политики. 
Александр ИРДУЛЛИН, Самара. Самарская областная общественно-политическая газета "Волжская Коммуна", № 16 (25320), 28 января 2005 г.

|