Телефонная пресс-конференция организована Клубом региональной журналистики "Из первых уст" фонда "Открытая Россия".
Принятие закона о льготных выплатах повлекло за собой огромное количество акций протеста, результатом которых стало восстановление в ряде регионов льгот в прежнем виде. Что же неправильно было сделано - составлен сам закон или, как теперь говорят, его понимание и реализация?
На этот и другие вопросы отвечает Евгений Гонтмахер, научный руководитель центра социальных исследований и инноваций.
- Какие допущены принципиальные ошибки, которые всю ситуацию так подогрели?
С моей точки зрения, то, что развели льготников на федеральных и региональных - это очень грубая ошибка. Потому что тем самым большую часть льготников передали в ведение субъектов федерации. Это и с финансовой точки зрения оказалось неподъемным.
Кроме того, здесь есть идеологическая неправда. Потому что труженики тыла защищали наше государство в целом, а не какую-то конкретную область. Жертвы политических репрессий стали таковыми из-за того, что репрессии производило государство, а не власть какой-то области. Ветераны труда заслужили свое ветеранство тем, что они работали в разных частях страны - ветеран труда Российской Федерации.
Вторая ошибка - абсолютно одинаковые ежемесячные денежные выплаты, независимо от цен, потребностей.
Третье. Абсолютно не предусмотрели реакцию общественного сознания. В преддверии 60-летия Победы надо было понимать, что инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла - это пожилые, больные люди. И им очень трудно перестраиваться, для них глубоко оскорбительно. Потому что они понимают свои льготы как заслуги, как привилегии, которые они получили за свою честную трудовую жизнь.
Наконец, последнее. Абсолютно неправильно был выбран момент введения в действие 122-го закона. С 1 января этого года в большинстве регионов страны повышены тарифы на жилищно-коммунальные услуги, на проезд в общественном транспорте. То есть время введения закона совпало с целым рядом непопулярных мер. Это можно было просчитать, спланировать еще в прошлом году и, тем самым, та напряженность, которая возникла, она была бы снята.
- Какой из этого выход? Необходимо ли сейчас корректировать этот закон? Есть ли такая возможность? Какие прогнозы у вас на будущее?
- С моей точки зрения, закон надо корректировать и делать это достаточно быстро. Хотя, конечно, ущерб, с точки зрения общественного сознания, нанесен крайне большой. Люди эту ситуацию еще очень долго не забудут, и как это отразится на электоральном поведении в 2007-м году и в 2008-м году, можно только догадываться.
Что нужно делать. Во-первых, до начала мая хотя бы тружеников тыла и жертв политических репрессий сделать федеральными льготниками. В течение года перевести в статус федеральных льготников ветеранов труда. Дополнительных финансовых средств нужно немного, потому что все делается в рамках консолидированного бюджета.
Надо перейти на систему индексации ежемесячных денежных выплат, не разовых и по случаю, а жестко по уровню инфляции. Например, 6% накоплено инфляции, тут же происходит индексация ровно на эту величину. Потому мы прекрасно знаем, что люди и так давно считают, что их пенсии обесцениваются.
Кроме этого, с моей точки зрения, надо оставить группы инвалидности по ограничению жизнедеятельности, а не по степени утраты трудоспособности. Это односторонний подход, и он уже вызывает очень большие волнения среди инвалидов.
Есть целый ряд льгот, которые на самом деле просто забыты. Например, право на бесплатный проезд к месту лечения детей-инвалидов и сопровождающих. Все это - не временные сложности, которые можно быстренько подправить. Надо подойти к закону достаточно критически и системно и минимизировать ущерб, который нанесен.
- Как, по вашему мнению, отразится на экономике Российской Федерации монетизация? Будут ли изыматься средства из стабилизационного фонда?
- Я убежден, что из стабилизационного фонда средства изыматься не будут. Потому что на протяжении последних лет проект федерального бюджета вносился в Думу с заниженными доходами, и каждый год Минфин докладывал, что получено 100-140 миллиардов рублей дополнительных доходов, которые депутатам предлагается разделить. Думаю, что примерно та же ситуация будет в этом году. Не знаю, каковы будут доходы, потому что экономический рост у нас замедляется, но они будут. Поэтому дополнительные расходы пойдут из этого источника. Думаю, что до стабилизационного фонда дело не дойдет. Уж если мы его создали - это фонд будущего поколения, и если его куда-то тратить, то либо на выплату наших внешних долгов, чтобы наши дети и внуки их уже не выплачивали, либо на какие-то инновационные проекты, какую-то часть надо было направить в сферу здравоохранения, особенно детского.
- Наш регион относится к числу тех, где сохранили льготы в натуральном выражении. На ваш взгляд, что это - продление агонии или разумное решение?
- Вы задали сложный вопрос. Дело в том, что до сих пор сейчас непонятна судьба 122-го закона. Идеология понятна - монетизация. Но от нее отступили первый раз, когда был принят социальный пакет: для федеральных льготников наиболее значимые и дорогостоящие льготы остались фактически бесплатными. То есть правительство само сделало шаг назад, причем существенный.
В целом ряде регионов оставили натуральные льготы. Правительству, президенту, Государственной думе необходимо принять какое-то принципиальное решение: либо монетизацию мы тихо спускаем "на тормозах", и в ближайшие годы оставить основные льготы натуральными. Другой вариант заключается в том, что надо взять жесткий курс на реальную монетизацию. Вы знаете, что до 1 октября 2005 года федеральные льготники должны выбрать, оставляют ли они себе социальный пакет, или они получат с 1 января 2006 года эти 450 рублей (они будут проиндексированы) в виде живых денег. Если не будет принято никакого решения, то это самый плохой вариант.
- Были прогнозы на настоящие народные бунты в феврале. Каков ваш прогноз?
- Я считаю, что в феврале мы будем иметь недовольство повышением оплаты жилищно-коммунальных услуг. Прямого отношения к монетизации это не имеет, хотя и совпадает по времени.
В феврале останется острой ситуация с лекарствами во многих регионах, когда нестыковки, неотработанность механизмов приведет к тому, что люди физически не смогут в короткий срок получить жизненно необходимые для них лекарства. Тут достаточно нескольких вопиющих случаев для того, чтобы это получило большую огласку.
В конце января - начале февраля может быть кризис, связанный с инвалидами. Дело в том, что с 1 января 2005 года уже повсеместно будет проходить переосвидетельствование инвалидов, исходя из степени утраты их работоспособности. До этого использовались критерии групп инвалидности по степени ограничения жизнедеятельности.
С 1 января медико-экспертные комиссии, которые определяют группы инвалидности и занимаются выдачей инвалидам индивидуальных программ реабилитации, из региональных стали федеральными. Далеко не во всех регионах успели передать собственность, оборудование, персонал перевести из региональных в федеральные службы. В результате может получиться ситуация, когда инвалид не может получить элементарные услуги, которые ему часто нужны. И целый ряд других вещей, связанных с инвалидами. Это будет длинное возмущение.
Потому, я думаю, что январь, февраль, март, апрель недовольство будет нарастать.
- Организация льготников подала в суд жалобу на 122 федеральный закон, что он противоречит нашей Конституции, с просьбой его отменить. Как Вы считаете, возможно такое?
- Такие иски уже начали подавать. В этих исках обычно выставляется претензия к 122 закону, что он ухудшил положение какой-то конкретной группы или какого-то конкретного человека. Ссылаются на 55 статью Конституции, которая говорит о том, что все вновь принимаемые законодательные акты не должны ухудшать положения людей. Но судебных перспектив у исков, касающихся 122 закона, нет, в том числе в Конституционном Суде. Потому что 55 статью Конституции можно читать по-разному, трактовать по-разному, многое будет зависеть от личной позиции судей, прежде всего, Конституционного Суда. Я предполагаю, что они вряд ли пойдут на откровенно конфликтную ситуацию, когда Конституционный Суд скажет, что закон антиконституционен. Другое дело, какие-то отдельные пункты, которые касаются положения абсолютно конкретных групп населения, по каким-то конкретным пунктам, там, безусловно, шансы есть. Но для этого эти иски должны быть сформулированы достаточно подробно, обоснованно, со всеми цифровыми выкладками.
Если не будут устранены недостатки принятого Закона, недовольство значительной части наших льготников будет постоянно присутствовать и выражаться не только в формах митингов и демонстраций, но и в форме скрытого и накапливаемого раздражения и обиды. А это - опасно для власти.
Справка "НГ"
Из истории льгот
Льгота как категория впервые возникла в СССР в отношении героев Гражданской войны, которым предоставлялись некоторые привилегии. Затем льготы стали распространяться по принципу политических предпочтений. В социалистическом обществе оплата труда могла регулироваться двумя путями: либо ростом, либо снижением цен при несменном уровне заработной платы. Советская парадигма сводилась ко второму пути. Заработная плата выполняла уравнительную функцию. Льготы, которые распространялись на новые и новые категории населения, выполняли функцию разделения, ими оказалась охвачена значительная часть населения Советского Союза.
В 90-х годах уровень и качество жизни в связи с резким падением доходов упал. Это был черный период российской экономики. Правительство искало все мыслимые и немыслимые возможности поддержания реальных доходов населения. На инструмент льгот была навешана третья функция - функция социальной защиты. Именно в этот момент, как снежный вал, начали расти льготы. 
Елена СУРИКОВА, Кемерово. Газета "Наша газета", № 007, 02 февраля 2005 г.

|