Накал страстей в стране по поводу монетизации льгот хотя и спадает, но недовольных Федеральным законом N 122 все же больше, чем поддерживающих его. По прошествии времени, когда анализируешь ситуацию, возникают вполне резонные вопросы: "Могло ли правительство РФ спрогнозировать, что люди выйдут на митинги?", "Каковы социальные, экономические последствия Закона?" Свою точку зрения по поводу "амнистирования" льгот высказала директор независимого института социальной политики (Москва) кандидат экономических наук Татьяна Малева на селекторной пресс-конференции, проведенной клубом региональной журналистики "Из первых уст" общественной организации "Открытая Россия".
В стране, отметила Татьяна Михайловна, действуют более тысячи льгот, в пятидесяти процентах семей имеются льготополучатели либо федерального, либо регионального уровней, либо обоих одновременно. В 1998 году их насчитывалось на 17 проц. меньше.
За счет каких средств формируются льготы, ведь бесплатный сыр, как говорится, только в мышеловке? Безусловно, это бюджетные деньги, то есть деньги налогоплательщиков. Сейчас на одного пенсионера приходится 1, 6 трудоспособного, через лет пять-семь эти цифры сравняются. Кто тогда будет "зарабатывать" деньги для предоставления льгот пенсионерам? Как ни крути, монетизация должна была состояться. Но в спешном ли порядке и так ли жестко? К тому же эта реформа совпала по времени с очередным скачком цен на энергоресурсы, жилищно-коммунальные услуги, транспортные перевозки, продукты питания. Накладочка вышла. Могли это предвидеть? Могли.
Нельзя было сбрасывать со счетов и психологический аспект. Пенсионеры за эти годы успели привыкнуть к льготам. Ну а в социалистическом обществе жизненный уровень населения поддерживали главным образом не увеличением заработной платы, пенсий, а снижением цен - мы это хорошо помним. После 90-х годов ситуация изменилась. Цены начали расти, но гораздо более быстрыми темпами, чем плата за труд. Такая тенденция, к сожалению, еще сохраняется. А льготы являлись и до сих пор являются гарантом социальной защиты.
И вот реформа. Татьяна Малева считает, что не регионы виноваты в том, что Закон пробуксовывает. В нем немало просчетов. Федеральный центр взял на себя ответственность за выполнение "своих" обязательств, не подумав о том, как справятся субъекты Федерации. У многих из них просто нет для этого средств. "Разработчики Закона, с самого начала понимая неразрешимость ситуации, предпочли этим вопросом не задаваться, - подчеркнула она. - Лишь 4 региона из 89 выполняют Закон в полном объеме - это Тверская, Вологодская области, Татарстан и Республика Тыва". Ответственность за льготников взяла на себя и Чувашия. По Указу Президента Николая Федорова восстановлено право на льготный проезд тех категорий граждан, которые финансируются за счет федерального бюджета.
Эксперт считает, что следовало провести Закон иначе: минимизировать льготы нынешним пенсионерам, а будущих вообще лишить. Вместо этого повысить пенсию. Правда, в данном случае переход на новую систему растянулся бы на годы. "Но это единственный путь, который позволил бы не ухудшать жизненный уровень сегодняшних пенсионеров", - считает она. По ее мнению, самое опасное экономическое последствие Закона проявится позже. Касается это регулирования заработной платы работников бюджетной сферы. Поскольку ее определяют в регионах, может получиться так, что в одном субъекте труд врача или учителя будет оценен намного ниже, чем в соседнем. А бюджетный сектор остается самым крупным российским работодателем. И вполне допустимо, что вместо пикетов пенсионеров могут появиться пикеты бюджетников.
Татьяна Малева затронула еще один щепетильный вопрос - об инвалидах (они относятся к федеральным льготникам). "Некоторые регионы уже сориентировались, - сказала она. - На местах людей консультируют, как получить инвалидность с тем, чтобы передать эту категорию льготников на попечение федерального центра". Напомнила, что инвалидизация страны идет с 1995 года. После принятия Закона об инвалидах буквально за год их численность возросла с 4 до 6, 5 миллиона. Сейчас их 11 миллионов. Предположила, что года через два будет 13 миллионов. "Так ли уж катастрофически ухудшается здоровье нации?" - задалась она вопросом. И сама же ответила: "Нет. Социальное законодательство толкает на это".
Тем не менее, московский эксперт за монетизацию льгот. Не преминула при этом напомнить о тех, кто оказался в выигрыше, - это жители сельской местности, которые вместо натуральных льгот получат деньги. Но, на мой взгляд, не все так просто и здесь. В деревне, конечно, троллейбусы не ходят, но сельчане очень часто пользуются пригородными автобусами - чуть ли не ежедневно ездят на базар, к родным и близким, живущим в городе. Так что многие из них тоже за сохранение льготного проезда.
Без сомнения, непродуманное введение в действие Закона N 122 дискредитирует власть. А Татьяна Малева опасается, что реформа может быть приостановлена в социальной сфере в целом - в здравоохранении, образовании, ЖКХ, в которой российская экономика сегодня очень нуждается. 
Галина МИРОНОВА, Новочебоксарск. Газета "Грани", № 026-028, 05 февраля 2005 г.

|