Как говорит сатирик, по количеству врачей мы обогнали всю планету, отстать бы по количеству больных. Создать более эффективную и экономичную систему охраны здоровья - главная задача реформы, которая уже началась.
В Клубе региональной журналистики о реформе здравоохранения рассказал директор научных программ Независимого института социальной политики Сергей Владимирович Шишкин. Он работает в экспертной группе Центра стратегических разработок, откуда исходят идеи модернизации системы здравоохранения.
Больная тема.
Согласно статистике продолжительность жизни в стране падает. Показатели заболеваемости растут. У российского здравоохранения немало проблем. Но одна из ключевых - несбалансированность государственных гарантий медицинской помощи с их финансированием.
- На фоне старения населения, роста заболеваемости и затрат на современное оборудование, появления новых лекарственных препаратов потребности в расходах на здравоохранение растут. А государственное финансирование сокращается. Не спасают и деньги фондов ОМС. Разрыв заполняется за счет пациентов, которые платят из своего кармана, вплоть до покупки лекарств, необходимых для лечения в стационаре, - говорит московский эксперт.
Конституция лишь формально провозглашает гарантии бесплатного медицинского обслуживания. Больнее всего это ударяет по людям с низкими доходами.
По данным Всемирной организации здравоохранения Россия тратит на охрану здоровья 5,4 процента ВВП. 3 процента поступают из бюджета, 2,4 - из фондов ОМС. Столько же расходуют Мексика и Турция - страны с аналогичным уровнем экономического развития. В западной Европы тратят в 2 раза больше, а объем гарантий у них и у нас одинаковый.
По мнению С.В. Шишкина, мы тратим столько, сколько можем себе позволить. Поэтому проблема не в том, чтобы увеличить расходы, а в том, чтобы эффективнее их использовать и ликвидировать разрыв между всеобъемлющими гарантиями и реальными возможностями.
Налево пойдешь - гарантии потеряешь.
Есть три пути. Первый - увеличить финансирование, его отстаивает Леонид Рошаль. Но большинство управленцев считает, что отдача все равно будет низкой. Второй путь - пересмотреть Конституцию, но государство к этому не готово.
- Остается гарантии конкретизировать, - считает Шишкин. - Не говорить, что все бесплатно, а определить стандарты, которые по каждому заболеванию установят, какие объемы помощи и лекарств необходимо предоставить больному.
К примеру, на консультацию со специалистом вы сможете пойти только по направлению участкового врача. Пойдете самостоятельно, придется платить. То есть все, что будет выходить за рамки клинико-экономического стандарта, будет легализовано на платной основе. Список услуг, которые останутся для пациентов бесплатными зафиксирован в законопроекте "О государственных гарантиях медицинской помощи".
Закон "Об обязательном медицинском страховании" должен обеспечить меры по повышению эффективности использования ресурсов.
С.В. Шишкин считает, что вся система нашего здравоохранения недостаточно результативна. Об это говорят следующие показатели: длительность госпитализации на одного больного у нас в 1,5 раза выше, чем в европейских странах, врачей и коек в расчете на 10 тысяч населения больше, преобладает стационарная помощь.
Основные направления реструктуризации медицинской помощи, предусмотренные реформой, - оптимизация сети стационаров и развитие медико-санитарной помощи по принципу общих врачебных практик. Это когда один врач вылечит вам не только ухо, горло и нос, но и примет вас как гинеколог и как невропатолог. За одну зарплату.
Помочь решить поставленные задачи должны законопроекты о новых организационно-правовых формах бюджетных организаций. Появятся автономные и автономные некоммерческие организации, которые будут финансироваться не по смете, а по результатам работы.
- Конкуренция страховщиков и медицинских организаций станет инструментом повышения эффективности использования ресурсов, - уверен С.В.Шишкин.
Шаг вперед, два шага назад.
Хороша ли реформа, покажет время. В любом случае у нас считают, что Москва и провинция - параллельные миры. Поэтому интересно сравнить взгляд московского теоретика с суждениями врача-практика поселковой больницы. Свое мнение по поводу реформы здравоохранения высказала главный врач Теплогорской больницы Людмила Анатольевна Сопова:
- Когда начиналась реструктуризация медицинских учреждений, мы ждали: вот уменьшим койки, сократим штат, и у нас будет больше денег на все, что осталось. Увы, вместе с койками сокращается и финансирование. Сегодня в структуре расходов две статьи, оплата труда и оплата коммунальных услуг, съедают 78 процентов средств, которые мы получаем из бюджета. 22 процента остается на остальные нужды. О каком развитии может идти речь?
Диагностическое и лечебное оборудование ветшает. Медико-экономические стандарты становятся жестче. А для нас купить кардиограф в замен сломавшегося - проблема. Тут ли рассуждать об эффективной помощи больному.
В ходе обеспечения льготников лекарствами пенки снимут фармацевтические организации и страховые компании. А первичному звену останется новая головная боль и новые расходы. Выписали льготнику пять рецептов - 17 рублей улетели на бланки. На нас обрушивается и море народного гнева. Потому что больной диабетом, у которого сахар зашкаливает, и которому не дают лекарства, не к Зурабову поедет. Он пойдет к участковому врачу.
Кстати о льготниках. В начале года речь шла о том, что список медикаментов, выписываемых по льготным рецептам, расширился до 1800 наименований. Правда приказ, где зафиксирован этот список какой-то засекреченный, не только больным, но и врачам найти его сложно. 25 го января министр здравоохранения подписал новый приказ. И список усох как шагреневая кожа до 360 наименований, которые врач может выписать самостоятельно. По поводу остальных должно быть решение врачебной комиссии. Кто же будет вести прием, если врачам придется заседать на комиссии.
Да, у нас больше чем в Европе коек и врачей, мы лечим дольше и любим стационары. Но причина - в особенностях российской действительности. Какова территория и система дорог в Бельгии или Франции? А у нас два ФАПа находятся на расстоянии 70 километров от больницы. Бездорожье. И это не только в Горнозаводском районе. В Соликамском, Чердынском и ряде других районов такая же картина.
Больных, живущих в отдаленных поселках невозможно лечить амбулаторно или по дневному стационару. Раньше мы лечили их в стационаре до полного выздоровления. Теперь по новым стандартам держим до незначительного улучшения состояния. Результат: осложнения, рост случаев инвалидности и смертельных случаев.
Идея внедрить врачей общей практики - это шаги назад, к временам Антона Павловича Чехова. При современном потоке информации такому специалисту невозможно будет отследить даже нормативные документы, новые лекарственные препараты и методики лечения по всем вверенным ему профилям. Семейный врач хорош для профилактики заболеваний, но не для лечения.
Намечается преобразование страховых компаний. Больные получат право их выбирать. Предположим, наша больница будет работать с десятью компаниями. Значит усложнится работа по предоставлению реестров. Увеличатся канцелярские расходы, расходы на модемную связь. Потребуются дополнительные компьютеры и сотрудники. Кто это профинансирует?
Появятся автономные учреждения. Это значит больницы перейдут на хозрасчет, станут негосударственными. Не будут обязаны по Конституции предоставлять бесплатную медицинскую помощь. И это шаг к приватизации больниц, к которой, собственно, все и подводится. Приватизируют лучшие. Для сливок общества. А ветхие, плохо оборудованные больницы останутся народу.
Я поддерживаю Леонида Рошаля. Нужно увеличить финансирование, чтобы медицинская помощь была бесплатной и доступной для всех. Отдача будет не раньше, чем через 10-15 лет. Ведь столько и разрушали российское здравоохранение, которое в 1980 году Всемирной организацией здравоохранения было признанно лучшим в мире. 
Елена АБРАМОВА, г. Горнозаводск. Газета "Новости", № 25-26 (5842), 11 марта 2005 г.

|