ПОСЛЕ СНЕЖНОЙ ЛАВИНЫ В ЯНВАРЕ РОССИЮ ЖДЁТ ОСЕННЕЕ ЦУНАМИ
Автор: Новожилова Наталия
Регион: Владимир
Тема:  Социальные реформы
Дата: 14.03.2005

Никогда ещё со времени распада СССР в западных средствах массовой информации не бывало столько критических выступлений в отношении России. Там потрясены нашими событиями не меньше, чем рождественским цунами. Действительно, стоило ли российскому народу переносить столько страданий и лишений, чтобы вновь вернуться в 1991-й год? Мир не понимает, почему в такой богатой стране, которая даже досрочно расплатилась с международными долгами, постоянно что-то отнимается у самых слабых, у самых беззащитных, у самых обездоленных граждан. (Кстати, на отделку новой резиденции президента в Петербурге - Константиновского дворца - потрачено 300 млн. долларов).

Как комментируют российские СМИ последствия введения с 1января Федерального Закона РФ №122 (ФЗ-122)- все мы видим. За редким исключением это запоздалые объяснения правительственных чиновников и абстрактные рассуждения о неготовности населения воспринимать внезапно свалившиеся на него блага.

Но есть и другая точка зрения. С ней региональные журналисты смогли ознакомиться на январском семинаре Клуба региональной журналистики без посредников - прямо из первых уст высокопрофессиональных специалистов различных областей знания. "Из первых уст" - так и называется проект общественной организации "Открытая Россия", по которому дважды в месяц в Москву приезжает не менее полусотни журналистов из самых разных мест России. Конечно, на семинаре рассматривались самые разные темы. И в последующем мы планируем рассказать о самых интересных. Но сегодня - о том, как эксперты КРЖ характеризуют закон "о монетизации льгот".

ПРАВИТЕЛЬСТВО НЕ ЗНАЕТ СОБСТВЕННОЙ СТРАНЫ

Президент Института национального проекта "Общественный договор", профессор МГУ Александр Аузан назвал ФЗ-122 "попыткой сшить стандартный костюм на нестандартную фигуру без единой встречи с заказчиком". Пример незнания реалий страны правительство продемонстрировало и тогда, когда с гордостью объявило о субсидировании льготникам проезда на пригородном транспорте. Договорилось с Министерством железнодорожного транспорта о проездных на электричку. Но пригородный транспорт - это не только электричка. Народ в регионах ездит также на автобусах, а кое-где и на речных трамвайчиках.

Как и "оранжевая революция" на Украине, протестные выступления стали полной неожиданностью для российского руководства. Удушив оппозицию, оно посчитало, что организовать народ на протест будет некому. Поэтому представители российской власти до сих пор продолжают твердить о чьей-то организующей руке. Они не могут поверить, что в критические моменты народ способен самоорганизоваться. Забыли, что полтора десятка лет назад были табачные и водочные бунты, возникшие во время стояния людей в очередях. (Очередь сама по себе уже есть простейшая форма самоорганизации). Другое дело, что народные выступления оседлывают политики и партии. Первыми сориентировались нацболы - они тут как тут со своими флагами, эксплуатируя социальный протест ради политического хулиганства.

122-й закон очень объёмный. Его не прочитали не только депутаты Госдумы, которые за него проголосовали по команде, но и сами авторы, так как закон писали "кусками" разные люди.

И ЭТО НАЗЫВАЕТСЯ "СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО"?!

Если уж разработчики закона о монетизации льгот, депутаты и сенаторы его не прочли, то мы и подавно всего не знаем. О некоторых, пока ещё мало неизвестных, сюрпризах, заложенных в законе, рассказал заместитель председателя комитета по бюджету и налогам Государственной Думы Михаил Задорнов.

На самом деле ФЗ-122 затронул не только пенсионеров и инвалидов. Государственной поддержки лишено около трёх миллионов человек в погонах - теперь у них нет права на бесплатный проезд в общественном транспорте и на бесплатный проезд в отпуск.

Государство также сняло с себя все обязательства по предоставлению жилья: квартиры будут предоставляться бесплатно только очень ограниченным категориям граждан (туберкулёзникам, детям-сиротам, больным лучевой болезнью и некоторым другим), которые имеют доход ниже прожиточного минимума.

Образовательные учреждения (даже небюджетные) лишены права иметь счета в коммерческих банках - все расчёты только через Казначейство.

Учителя не будут получать доплату за классное руководство и компенсацию за методическую литературу. Нет надбавок за работу в селе и "северных".

Единая тарифная сетка врачам и учителям вообще ликвидируется - размер оплаты будет устанавливать местная власть исходя из возможностей бюджета.

Самые тяжёлые нововведения обрушатся на страну к осени. И тогда может возникнуть такое народное цунами...

Оказывается, реформы социальной сферы готовились ещё в правительстве Касьянова. Осуществлять их поручили уже правительству Фрадкова.

Из всех вариантов реформирования выбрали самый неразумный: центру - финансы, регионам - полномочия по реализации закона. Ничего не просчитывали, все цифры в обоснование закона брались приблизительные.

171 млрд. руб. делили на очень заниженное по сравнению с фактическим количество льготников.

В спешке наделали множество ошибок. Самая грубая - деление льготников на федеральных и региональных. Регионы не имели ни времени, ни ресурсов для подготовки. Да и Центр тоже не успел подготовить как минимум 20 нормативных актов.

Путину ещё осенью докладывали, что регионы не готовы, но победила та точка зрения, что оттягивать нельзя. Первые две недели после новогодних праздников в российском руководстве царила такая растерянность, которая, пожалуй, сравнима с растерянностью Сталина после 22 июня 41-го года.

Почти два десятка губернаторов не дали "добро" на реализацию ФЗ-122 в своих регионах. Там сохранены льготы в прежнем виде.

В других регионах, благодаря своевременной реакции губернаторов, социальной напряжённости удалось избежать, и податели заявок на митинги "отыграли назад".

"Другого закона такого низкого уровня не припомню. А ведь большая часть "ужасов" ФЗ-122 ещё "не всплыла"!", - признался Михаил Задорнов. И добавил: "Сегодня, боюсь, ничего исправить уже невозможно. Так изначально правильная идея полностью дискредитирована идиотским исполнением".

СИЛЬНО БЫСТРО ДЕЛАЛИ

Татьяна Малева, директор Независимого института социальной политики, пришла к выводу, что ФЗ-122 изначально был обречён на непопулярность. Из-за его провала правительству придётся отказаться от преобразований в медицине, образовании, ЖКХ. Это крах политики президента, его правительства, Думы и Совета Федерации.

Т. Малева напомнила, что в Советском Союзе при всеобщей уравниловке зарплаты её дифференциация происходила за счёт льгот, которые в основном предоставлялись персонам из клана партноменклатуры. В 90-х годах льготы приобрели функцию социальной защиты. Несмотря на то, что в 94-95 годах были задержки с выплатой пенсий, а нефть стоила в пять раз дешевле, правительство тогда сработало эффективней и погасило дефицит Пенсионного фонда. Пенсии стали выплачивать вовремя.

В 1998 году 33 % российских семей имели в своём составе льготополучателей (или, как сейчас говорят, льготников). В 2003 г. таких стало 50,7 %. Льготы пенсионеров "стоили" 12 % бюджета. Но уже четыре года назад льготы были финансово обеспечены только для 17 % населения. Оставить льготы в натуральном выражении - это означало, законсервировать проблему.

Закон "о монетизации льгот" следовало разрабатывать не менее года. А он даже не был представлен на социально-экономическую экспертизу. Сэкономили на социальных исследованиях. Поэтому неудивительно, что ошиблись на 5 миллионов человек. До сих пор точное количество льготников разных категорий не подсчитано. Не знают даже, сколько льготников в селе, и сколько в городе! Всё прикидывалось "на глазок". Закон чрезвычайно сырой и кишит грубыми ошибками, которые - как мины на минном поле - ещё не все рванули.

Готовится закон о реформе здравоохранения. В частности, планируется сделать все медицинские услуги платными, а малоимущим выдавать деньги на лечение. Но какая старушка пойдёт платить за ЭКГ, замер давления или анализ крови? Она "переможется" дома. А в итоге взлетит смертность среди пожилых людей.

Никогда ещё в истории социальные реформы не проводились столь стремительно. Изменения надо было внести сразу в 250 федеральных законов. Сколько надо скорректировать местных - никто не считал…

Важнейший для миллионов россиян закон №122 находился в работе Государственной Думы меньше трёх месяцев!

"К одному временному моменту свели монетизацию льгот, разграничение полномочий между региональной властью и местным самоуправлением, реформу оплаты труда бюджетников, ЖКХ, здравоохранения и образования. С этим не справится бюджет даже самого "богатого" региона. ДАЛЬШЕ БУДЕТ ХУЖЕ!" - сказала директор Независимого института социальной политики.

До сих пор сколько у народа ни отбирали - никакой реакции. Мучили и мучили… И сейчас ожидали, что, проблемы рассосутся сами собой. Не рассосались! Расчёт на долготерпение народа подвёл! Это политический просчёт власти.

Т. Малеву беспокоит, что на региональный уровень передано регулирование оплаты труда бюджетников. Это самый опасный пункт закона, считает она, потому что врачи, учителя и служащие будут в разных регионах получать различную зарплату: в богатых областях побольше, в бедных - поменьше. Кроме того, отсутствует механизм реализации закона на региональном уровне. Не прописано, из каких доходов местные бюджеты должны финансировать замену льгот деньгами. В законе о действиях регионов вообще ничего не сказано. Решили, пусть на местах сами разбираются. А потом вину за провалы свалили на местную власть! С одной стороны, "вертикализация власти" привела к её концентрации в центре, а, с другой стороны, экономическая ответственность за всё возложена на власть местную. Это огромное противоречие. Центр сбросил на регионы самые "трудные" льготы - те, которые не имеют финансовой базы.

Закон о монетизации льгот - это топор, которым власть попыталась разрубить "Гордиев узел". А в результате уронила себе этот топор на ногу. Но нет худа без добра: может, хоть сейчас начнут наводить порядок в социальной сфере.

Какие ожидаются последствия? Прежде всего, власть "с испугу" и по недомыслию начнёт принимать примитивные решения. Например, вместо адресности соцвыплат восстановят категорийность, станут расходовать стабилизационный фонд и т.д. Угодные Центру губернаторы будут выбивать дополнительное финансирование, в регионах начнут занижать размер прожиточного минимума, начнётся "инвалидизация" населения (сейчас инвалидов 11 миллионов, через год прогнозируется 13), отношения между центром и регионами усложнятся…

Мы видим, что почти всё, предсказанное Татьяной Малевой, уже происходит. И трудно не согласиться с её мнением, что закон можно было провести мягче: оставить льготы нынешним пенсионерам, а будущим - прибавить пенсию.  

Наталия НОВОЖИЛОВА, Владимир. Газета "Томикс", № 5, 11 -17 февраля 2005 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики