КОГДА МОЛЧАТ НЕБЕСА
Автор: Полиновский Глеб
Регион: Уфа
Тема:  Экономика
Дата: 16.03.2005

В России случилось экономическое чудо. Бензин в небогатой финансами, но обильной нефтью стране с осени прошлого года стоит дороже, чем у мирового толстосума США, нефть покупающего. Официальные лица утверждают, что чудо является результатом банального сговора монополистов. Иногда в отдельных регионах сговор даже удается доказать. Рост цен на бензин затрагивает не только автовладельцев, он неизбежно влияет на цену всех других товаров. Ежедневно из наших кошельков незаметно изымаются деньги. По копеечке, по рублику они складываются в тысячи тысяч.

СОЛОМЕННЫЙ МЕЧ ПРАВОСУДИЯ

Произвол экономически сильных, как и любой произвол, должен пресекаться. Но возможности правосудия пока ограничены.

Если вор украдет несколько тысяч рублей, он рискует попрощаться с волей. Если украдет еще раз, посадят наверняка - рецидив. Цена неволи невелика. Чтобы отправить за решетку грабителя, иногда достаточно десятки. Но если монополист, воспользовавшись своим положением, бесцеремонно положит в свой карман миллионы, из серьезных наказаний можно надеяться, разве что на кару Небесную. Самый суровый закон земной, в виде уголовной статьи "Монополистическая деятельность и ограничение конкуренции", оказался мертворожденным. По данным заместителя председателя совета Исследовательского центра частного права при Президенте РФ Гайнана Авилова, озвученным в клубе региональной журналистики "Из первых уст", эта статья ни разу не применялась. И молнии нечестивцев до сих пор не поражали. Небеса молчат.

Федеральная антимонопольная служба работает. Наказывает посягнувших на честную конкуренцию в административном порядке. В минувшем году в Башкортостане по признакам нарушения антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе возбуждено 279 дел. Общая сумма наложенных штрафов превысила два миллиона сто тысяч рублей.

Только виновнику штрафы эти, что слону дробина. Средний их размер едва превышает 20 тысяч рублей, максимально возможный составляет 50 тысяч. Чаще всего присужденная сумма несопоставимо мала по сравнению с нанесенным государству и обществу ущербом. Тут счет идет на миллионы. Таким образом, штраф становится не наказанием, а экономически оправданными издержками. Чем-то вроде представительских расходов.

"Наказываем на 40 тысяч крупную компанию. Ее представитель готов выложить деньги прямо на комиссии", - так, не называя имен, раскрывает суть проблемы руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан Зульфира Акбашева.

ДОЛЖНОСТНОЙ БРЕД

Когда своевольничают акулы бизнеса, еще полбеды. В основном, нарушения принципов конкуренции идут со стороны самого государства. Причем нарушения сознательные и бесцеремонные. В одном случае, администрация района требует от строящего здание предпринимателя возвести дополнительный этаж и передать его третьему лицу. В другом районе постановлением администрации неприкосновенная частная собственность росчерком пера передается в чужие руки.

В третьем, с помощью властей умышленно банкротят крепкие хозяйства. Действия чиновников, связанные с переделом собственности, Зульфия Акбашева оценила эмоционально: "Полнейший бред".

А уж случаев, когда власть имущие с легкостью выдают беспроцентные ссуды фирмам, которые по странному совпадению возглавляют их брат, сват или кум, не счесть. Выдают и не требуют возврата, что ущемляет конкурентов. Привилегированные ссуды достаются счастливчикам без конкурса, избранные получают незаслуженные поблажки. Кстати, о конкурсах. При их проведении тоже фиксируется большое количество нарушений: и в отборе участников, и в процедуре, и в контроле.

В 2004 году в нашей республике антимонопольная служба проверила почти три с половиной тысячи нормативных актов администраций городов и районов, в 49 выявлены нарушения. На первый взгляд, не так и много. Но это лишь верхушка айсберга. Служба попросту не располагает полной информацией о злоупотреблениях.

Почему? И здесь преступать закон можно без опаски. За непредоставление сведений в антимонопольный орган должностному лицу грозит штраф от 2 до 5 тысяч рублей. За невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, чиновник заплатит 4-5 тысяч рублей. Цена решения куда дороже. Вот потому-то на местах незаконные акты стараются не предавать огласке и соизволят отменить их, как правило, лишь после соответствующего решения судов всех инстанций.

Защищать конкуренцию от покушения властей можно, но сложно. Антимонопольная служба, - властная структура, контролирующая власть, становится "неудобной". "На протяжении всей истории существования этого органа вы любого премьера, включая самых демократичных, спросите в спокойной обстановке за чашкой чая и без диктофона, хотел бы он ликвидировать антимонопольное ведомство, он скорее всего ответит "да", - полагает Гайнан Авилов.

ПОПРОБУЙ ДОКАЖИ

Третья сложность связана с применением законов. Обнаружить нарушение куда проще, чем его доказать. Судебные решения часто выносятся не в пользу ФАС. Тому есть объективные причины.

Во-первых, правоприменительная практика ничтожна. По своей инициативе предприниматели редко идут на открытый конфликт с власть имущими, исков от своего имени стараются не подавать, предпочитая келейно договориться с сильнейшим. Некоторые просто не знают законов.

Нет дел, нет и опыта их рассмотрения.

Во-вторых, многие вещи, такие, как злоупотребление доминирующим положением на рынке, монопольный сговор, доказываются очень тяжело. Подобные соглашения бумаге не доверяются. Иногда требуется несколько месяцев, а то и больше, чтобы по крупицам собрать косвенные подтверждения сговора. Доказательства неочевидные, требующие сложнейшего экономического и юридического анализа. Бывает, проще признать, что никакого нарушения не было и в помине.

Даже люди, в законодательстве искушенные, избегают категоричных суждений. Особенно с кондачка, на основе общей информации. Так, на вопрос о перспективах известного долгоиграющего дела против производителей каустической соды (стерлитамакского "Каустика", в частности), Гайнан Авилов ответил: "Когда два, три или четыре производителя одного и того же товара создают некую структуру и решают, что только через нее будет происходить реализация продукции, их действия сильно смахивают на антиконкурентное соглашение. Признаки нарушения есть. А есть ли само нарушение или нет, я вам сказать не могу".

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Изъяны в законодательстве стали очевидны и для правительства.

Нас ждут перемены. Спрос с нарушителей станет строже. Планируется увеличить максимальную сумму штрафа для юридических лиц до 5 миллионов рублей. Для монополистов, которых и такими цифрами не проймешь, наказание предлагается исчислять в процентах от оборота кампании. Чем богаче фирма, тем дороже ей обойдется нечестная игра.

Проштрафившийся чиновник, в случае принятия ожесточающих поправок, может выложить из своего кармана до 50 тысяч рублей. Кроме того, нововведения сулят ему и дисциплинарные кары вплоть до отстранения от должности.

И доказывать вину станет проще. Правительством одобрен проект закона "О защите конкуренции". Он устанавливает перечень действий, которые автоматически будут признаваться нарушениями. Скажем, сам факт дружного повышения цены на тот или иной товар кампаниями, доминирующими на рынке, будет достаточным основанием для признания вины. Законопроект безусловно запрещает совмещать функции хозяйствующего субъекта и органа власти.

Осталось подождать, во что выльются эти благие намерения.  

Владимир ЛЕОНТЬЕВ, Глеб ПОЛИНОВСКИЙ, Уфа. Республиканский еженедельник "Версия", № 9, 4-10 марта 2005 года.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики