Нехватка специалистов со средним профессиональным образованием, несоответствие уровня их подготовки запросам предприятий - проблемы, хорошо известные российскому производителю. Сегодня учебные заведения и промышленники уже выражают готовность решать эти вопросы сообща, по крайней мере, на региональном уровне.
О реформах и тенденциях
В каких условиях работают сегодня техникумы и колледжи - учреждения среднего профессионального образования?
Социологи констатируют, что престиж рабочих профессий в российском обществе невысок, и за последние годы он ощутимо снизился. В то же время эта тенденция идет вразрез с потребностями рынка труда. Производителям не хватает рабочих рук, а семья и школа продолжают настраивать детей на поступление в вуз.
Если же говорить о финансировании, то и здесь перспективы отнюдь не радужные - с 1 января 2006 г. учреждения среднего профессионального образования передаются в ведение субъектов РФ и будут финансироваться из региональных бюджетов. При подготовке реформы федеральные власти исходили из того, что техникумы и колледжи в основном готовят специалистов для региональных рынков труда - казалось бы, основание веское, но несколько важных моментов законодатели не учли.
Во-первых, при создании инфраструктуры профобразования не всегда определяющими были запросы регионального рынка труда. Теперь границы регионов станут ощутимым препятствием для абитуриентов, и речь идет не только о тех, кто отправляется в дальние края с целью овладения конкретной профессией. Даже жители пограничных районов не смогут получить бесплатное образование в ближайшем техникуме, если территориально он относится к соседнему региону.
Вторая трудность связана с процессом разграничения властных полномочий. Ресурсы, которые получают в распоряжение регионы, не соответствуют возложенным на них обязательствам. Поэтому перспективы финансирования техникумов и колледжей из региональных бюджетов многие эксперты оценивают скептически. Директор Центра экономики непрерывного образования Татьяна Клячко опасается, что региональные власти начнут принимать решения о закрытии подведомственных им учебных заведений, и количество техникумов сократится. Кроме того, по убеждению эксперта, федеральная власть вынуждена будет оказывать регионам серьезную финансовую помощь даже после окончательного разграничения полномочий.
Следующее направление образовательной реформы - формирование непрерывной системы профобразования и ее адаптация к требованиям работодателя. По данным Татьяны Клячко, на федеральном уровне идет подготовка двух законопроектов об участии работодателей в составлении образовательных программ. Но все, что мы имеем на сегодняшний день, - лишь концептуальные положения. Конкретные механизмы до сих пор не определены, поэтому заинтересованные стороны приняли решение о сотрудничестве на региональном уровне, в рамках Нижегородской области.
Модели сотрудничества
Главным заказчиком для учебного заведения должен быть работодатель - об этом единодушно говорили участники совместного заседания Клуба директоров по персоналу предприятий НАПП и президиума Совета директоров учреждений среднего профессионального образования Министерства образования и науки Нижегородской области. Сегодня производители готовы вкладывать дополнительные средства в подготовку специалистов, а техникумы и колледжи - перестраивать свою работу с учетом требований заказчика. Михаил Сивов, директор Сормовского механического техникума, выделил 4 возможные модели сотрудничества по формированию трудовых ресурсов:
- Государственная (модель советского периода). Сегодня эта модель неприемлема не только потому, что изменилась структура экономики, но и потому, что государство не имеет внятной политики в сфере образования и не может финансировать эту сферу в полном объеме.
- Либерально-рыночная - каждая из сторон выполняет свои непосредственные задачи: техникумы выпускают специалистов, а работодатели их покупают. Практика показывает, что в условиях переходного периода такая модель не отвечает потребностям ни той, ни другой стороны.
- Корпоративная модель предполагает наличие на местном рынке труда одного крупного предприятия, которое обладает достаточными ресурсами, чтобы обеспечить техникум всем необходимым, и может адаптировать систему обучения к собственным потребностям. Яркий пример корпоративной модели - сотрудничество Заволжского моторного завода с местными образовательными учреждениями.
Но для большинства предприятий Нижнего Новгорода этот путь неприемлем. Во-первых, работодатель часто не в состоянии полностью окупить подготовку специалистов, которые ему необходимы. Во-вторых, предприятия нуждаются в представителях различных специальностей, а значит, они становятся заказчиками для нескольких техникумов. В свою очередь, одно учебное заведение готовит специалистов для целого ряда производителей.
Таким образом, основная масса игроков сегодня должна ориентироваться на смешанную модель сотрудничества. Если говорить о конкретных способах взаимодействия, то они включают в себя:
- управление содержанием обучения (совместная разработка учебных программ, привлечение ведущих специалистов предприятия для проведения занятий, составления методических пособий и пр.);
- управление качеством профессиональной подготовки (совместное формирование критериев оценки, создание совместных квалификационных органов);
- управление развитием персонала предприятия (переподготовка и повышение квалификации специалистов на базе учебного заведения).
Чем привлечь выпускника?
В Нижегородской области часто практикуется заключение договоров между производителем с одной стороны и техникумом или колледжем с другой. Например, договор между ФГУП "ННИИРТ" и Нижегородским техническим колледжем предусматривает не только корректировку учебных программ и прохождение студентами производственной практики в стенах предприятия. ННИИРТ обеспечивает постановку лабораторных работ с использованием современных информационных технологий, а также устраивает для студентов ежегодный конкурс учебных работ. В свою очередь, колледж предоставляет кадровой службе предприятия полную информацию об успеваемости учащихся.
По словам Людмилы Михайлиной, начальника отдела кадров ННИИРТа, в прошлом году по итогам производственной практики и защиты дипломов несколько выпускников НТК были приняты на постоянную работу, другие даже рекомендованы к поступлению на спецфакультет НГТУ со 100-процентной оплатой обучения предприятием. По условиям договора между ННИИРТом и выпускником, 4 года молодой специалист трудится на предприятии и одновременно учится на вечернем отделении, а затем должен отработать в ННИИРТе еще 5 лет, чтобы компенсировать средства, затраченные на обучение.
По мнению Владимира Лазарева, директора Нижегородского автомеханического техникума, в среднем профобразовании пришло время использовать схему трехстороннего договора, которая эффективно работает в вузах. Речь идет об оформлении отношений между предприятием, учебным заведением и студентом. Как правило, такой договор заключается на старших курсах, в нем указываются участок для прохождения практики и конкретное рабочее место (с определенным уровнем заработной платы), которое получит выпускник после окончания вуза.
Александр Малафеев, заместитель генерального директора по персоналу и бизнес-процессам ОАО "Дробмаш", посетовал, что далеко не все выпускники Выксунского политехнического техникума идут работать по специальности, несмотря на то, что предприятие заключило с этим учебным заведением договор и готово обеспечить рабочие места с достойной оплатой труда. В большей степени это касается выпускников, которые сразу после окончания техникума отправляются служить в армию, а после службы уже не приходят на производство.
Александр Федоров, директор Нижегородского авиационного технического колледжа, рассказал об опыте решения этой проблемы на прежнем месте своей работы в другом регионе. Рыбинский авиационный колледж поддерживает тесные связи с местным НПО "Сатурн", при этом студенты колледжа, начиная со второго курса, уже являются сотрудниками предприятия. Они выполняют несложные технические операции, но получают за эту работу более высокую оплату, чем предусмотрено нормативами. Казалось бы, на данном этапе завод действует себе в убыток, но когда уже обученные молодые специалисты остаются работать именно на этом предприятии, прежние расходы компенсируются с лихвой.
Кроме того, "Сатурн" дает дополнительные стипендии студентам, которые учатся на "4" и "5", причем заводская стипендия превышает государственную в 3-4 раза. На третьем курсе, в ходе производственной практики, студенты трудятся уже на тех участках, куда придут после окончания колледжа, и дипломную работу выполняют в том же цехе. Таким образом, заводская система постепенно "затягивает" человека, он привыкает к этой атмосфере, и большинство выпускников возвращается на "Сатурн" даже после прохождения службы в армии.
Решаем вместе
Конечно, определенный опыт сотрудничества за последние годы уже наработан и прежде всего в вопросах взаимодействия между отдельными предприятиями и техникумами (колледжами). Но есть проблемы, которые можно решить только совместными усилиями.
По словам Геннадия Пронина, заместителя директора Нижегородского технического колледжа, сегодня остро стоит проблема переподготовки преподавателей. Руководство колледжа направляет их на повышение квалификации в нижегородские вузы (по спецпрограммам), ежегодно расходуя на это значительные средства. Но финансовые возможности учебных заведений ограничены, поэтому Геннадий Пронин предлагает создать региональный центр переподготовки преподавателей специальных дисциплин (возможно, на базе НГТУ), чтобы работодатели смогли оказать посильную помощь в этом вопросе. Ведь предприятия, которые принимают на работу выпускников, тоже заинтересованы в повышении уровня подготовки преподавательского состава.
Михаил Сивов высказался за создание отраслевых структур (или попечительских советов), которые должны разработать оптимальные модели сотрудничества с учетом специфики производства. Эти структуры должны объединить предприятия конкретной отрасли промышленности со специализированными техникумами и колледжами, которые занимаются подготовкой специалистов для той же отрасли.
Александр Хаванов, директор по персоналу ОАО "Нижегородский машиностроительный завод", убежден, что промышленные предприятия совместно с техникумами и колледжами должны разработать систему мер для популяризации рабочих профессий в обществе. Еще одно предложение Александра Хаванова - создать региональный ресурсный центр, который курировал бы вопросы подготовки специалистов для предприятий, находящихся за пределами нашей области. Это позволит привлекать дополнительные ресурсы на развитие нижегородских техникумов и колледжей из других регионов.
Юрий Хрисанов, директор по персоналу ОАО "ЗМЗ", считает, что необходимо разработать методику обоснования эффективности средств, вложенных в сферу образования (как влияют эти инвестиции на развитие производства, на объемы продаж, на размеры прибыли и пр.). Подобная методика позволит руководству оценить риски для бизнеса в том случае, если предприятие не будет выделять дополнительные средства на подготовку специалистов в учреждениях профобразования.
Итогом совместного заседания стало создание рабочей группы, куда вошли директора техникумов и представители крупных промышленных предприятий Нижегородской области. Группа должна разработать проект соглашения о сотрудничестве в вопросах подготовки специалистов со среднетехническим образованием. 
Елена ВОЛКОВА, Нижний Новгород. Журнал "Деловая неделя", № 5, март 2005 г.

|