ДОЛЯ РИСКА
Автор: Губанов Андрей
Регион: Екатеринбург
Тема:  Реформа ЖКХ
Дата: 15.03.2005

Новый закон снижает риски граждан, участвующих в долевом строительстве, но осложняет жизнь застройщикам. Ценой новаций станет рост стоимости нового жилья.

Сегодня практически все жилье в городах Урала возводится по схеме долевого участия. В то же время эта схема считается достаточно рисковой. То одна, то другая стройка периодически «зависает» - главным образом потому, что ряд компаний, привлекающих деньги будущих владельцев недвижимости, не имеют достаточных средств и квалификации, чтобы благополучно завершить проект. Встречаются среди них и просто мошенники. Поэтому в конце прошлого года был принят, а с 1 апреля вступает в силу закон о долевке, который должен поставить заслон на пути недобросовестных игроков строительного рынка. Сами строители уверены: побочным действием нового закона станет рост цен на новые квартиры и ликвидация ряда малых и средних компаний-застройщиков.

Пакет законов о создании рынка доступного жилья начал формироваться полтора года назад. Всего в него вошло 27 законов, большая часть из которых уже вступила в силу. Эти законы должны решить пять задач (см. табл. 1). Впрочем, анализ уже принятых нормативных актов показывает, что все пять проблем они однозначно не решат. Главным образом из-за того, что так и не были созданы механизмы увеличения объемов строительства и развития конкуренции среди застройщиков. Как пояснила руководитель группы разработчиков пакета законопроектов, президент Фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева, в процессе обсуждения Госдумой жилищного пакета произошел явный перекос. Законы по ипотеке были приняты в весьма либеральной редакции. Однако законы, которые, по идее, должны помочь прийти на строительный рынок новым игрокам, оказались весьма неудобными для этих самых игроков. Чиновникам оставили массу способов возводить барьеры на пути строителей.

Надежда Косарева (на семинаре Клуба региональной журналистики РОО «Открытая Россия»):

- Все хотят, чтобы в ипотеке было хорошо. Люди хотят, банки хотят. А в строительстве наоборот, куча желающих законсервировать ситуацию. Застройщики намерены сохранить свое монопольное положение на этом рынке. Чиновники заинтересованы оставить разнообразные процедуры согласований и разрешений.

Представители уральских компаний-застройщиков считают, что некоторые законодательные новации не просто сохраняют чиновничьи рогатки, но даже усложняют правила игры на строительном рынке. Из-за чего с рынка могут уйти некрупные фирмы. Сегодня у строителей наибольшие сомнения вызывает закон №214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ", вступающий в силу 1 апреля.

С защитой перегнули

Принятие закона о долевке – шаг весьма прогрессивный, это признают и застройщики, и риэлторы, и юристы, специализирующиеся на жилищном праве. До появления закона все отношения застройщиков и граждан-инвесторов, участвующих в долевом строительстве (а попросту – дольщиков), строились на разрозненных статьях различных актов и на судебных прецедентах. Теперь ликвидированы противоречия, неизменно порождаемые таким положением, и появились способы страховки дольщиков от потери денег.

В законе предусмотрены следующие механизмы защиты. Во-первых, договоры долевого участия должны обязательно регистрироваться в Федеральной регистрационной службе (иногда ее называют регистрационной палатой), что полностью исключит возможность появления двух договоров на одну квартиру. Во-вторых, закон разрешает застройщику заключать договоры долевого участия с гражданами только после оформления земли в собственность (аренду). В-третьих, право на землю и само здание до окончания строительства находятся в залоге у дольщиков. Если с застройщиком что-то произойдет и он окажется банкротом, то земля (которая уже оформлена на застройщика) и недостроенное здание будут проданы и вырученные деньги возвращены гражданам. В-четвертых, закон предусматривает контроль целевого использования средств, собранных с дольщиков. Эти деньги могут пойти только на строительство.

По мнению адвоката и соучредителя строительной компании «ПАРИтет-строй» Игоря Рузакова, вышеперечисленных гарантий вполне достаточно. Все вместе они просто вынудят застройщика действовать аккуратно и не позволят ему привлечь средства под «пустой» проект. Однако законодатели на этом не остановились и вписали в закон о долевке еще несколько положений, призванных снизить риск граждан. В частности, застройщику позволено заключать договоры с гражданами и привлекать их средства только после того, как он сформировал полный пакет строительной документации, получил разрешение на строительство и опубликовал проектную декларацию (то есть раскрыл информацию о себе и проекте).

По мнению застройщиков, последние три требования – это уже перебор. Раньше строительная компания могла привлекать средства граждан в самом «начале пути» и вести параллельно оформление документов на землеотвод и строительство. Причем нередко разрешение на строительство компания получала всего за неделю до сдачи готового дома. Теперь же ни о какой параллельности процессов и речи идти не может. Все разрешения придется получать до начала основных строительных работ. Поначалу у застройщиков еще теплилась надежда, что им разрешат привлекать средства дольщиков уже после получения разрешения на нулевой этап строительства (его оформить можно гораздо быстрее, чем разрешение на полный цикл). Но эти надежды разрушил заместитель начальника Главного управления ФРС (ГУ ФРС) по Свердловской области Дмитрий Смышляев. На недавней встрече с застройщиками и риэлторами он прямо сказал, что госрегистрация договоров об участии в долевом строительстве будет проводиться только после получения застройщиком разрешения на ВЕСЬ ОБЪЕМ СТРОИТЕЛЬСТВА.

Генеральный директор Центра недвижимости «МАН» Андрей Неволин уже подсчитал, что из-за оформления всех упомянутых документов ввод нового проекта, реализуемого Центром «МАН», сдвинется минимум на пять месяцев. Примерно такие же сроки называют и другие строители.

Вячеслав Васильев, директор ООО «Интерстрой» (Уфа):

- Проект одноподъездного девятиэтажного здания в Уфе нужно «пробивать» около года. Еще полгода уйдет на все дополнительные согласования. Одна государственная экспертиза на практике занимает 2-3 месяца. Нетрудно подсчитать, на сколько в целом «тормозится» каждый новый проект.

Рынок провалится на пол года

Необходимость оформлять всю строительную документацию до начала привлечения средств дольщиков была бы менее болезненно воспринята строителями, если бы законодатели параллельно с этим требованием облегчили процедуру оформления всех бумаг…

Как удалось выяснить журналу «Директор», норма о снижении государственного вмешательства в строительную деятельность даже была заложена в проект нового Градостроительного кодекса. По мнению разработчиков Кодекса, существующая система государственного лицензирования строительных организаций и экспертизы проектов усложняет оформление документов, вынуждает застройщиков нести дополнительные расходы (в том числе, на взятки) и, все равно не гарантирует безопасность зданий. «Лицензирование-это только цена. – считает Надежда Косарева – Возьмите любую газету и почитайте объявление «служба по лицензированию, по строительству», вы увидите объявление: «лицензия на строительство за два дня 1000 долларов». Понятно, что строители только заплатят за лицензию, а проверять качество их работы никто не будет».

Взамен неработающей системы госконтроля в новый Жилищный кодекс планировалось внести обязательное страхование ответственности главного архитектора и главного инженера проекта здания. То есть, была идея, что все взятки, которые проектировщики раздают чиновникам, они отдадут страховым компаниям на страхование своей ответственности. В случае чего эти деньги попадут тем людям, которым будет нанесен ущерб.

Увы, идея не прошла. В принятом думой Жилищном кодексе полностью оставлены государственная экспертиза и надзор. Экологический, пожарный, санитарный… В результате разработчики проекта сами предложили отказаться от страхования, иначе цена подготовки строительной документации оказалась бы просто запредельной.

Впрочем, застройщиков смущает не столько стоимость оформления бумаг, сколько невозможность привлечения средств дольщиков до окончания этого процесса. Андрей Неволин приводит простой расчет. Если жилой дом стоит млн., то начальная стадия (та самая, которую надо проделать до привлечения дольщиков) обойдется в ,5 млн. На Урале очень немного застройщиков, способных самостоятельно профинансировать начало проекта. Большинство будут вынуждены воспользоваться банковскими кредитами. По мнению специалистов «Атомстройкомплекса», это автоматически приведет к удорожанию квартир минимум на величину банковского процента за год, то есть, на 15-18%. По расчетам Центра недвижимости «МАН», цены скакнут на 30%, правда, произойдет это не только из-за привлечения застройщиками банковских кредитов, но и из-за усложнившихся процедур оформления документации на долевку. По мнению Андрея Неволина после вступления в силу закона о долевке, случится полугодовой «провал» предложения квартир (на период привыкания рынка к новым правилам и оформления всех документов застройщиками). Образовавшийся дефицит непременно повлечет за собой рост цен. В то же время юрист Юридического бюро «Защита интересов дольщиков» Тимофей Языков также считает, что ожидаемое 30-процентное удорожание квартир, построенных по долевой схеме, произойдет не только из-за увеличения затрат застройщика, но и благодаря настроениям рынка. По его мнению, еще до вступления закона о долевке в силу строители воспользовались им, чтобы задрать цены.

Впрочем, все эти соображения экспертов не противоречат идее, заложенной в пакет законов о доступном жилье. Еще во время его обсуждения Госдумой Надежда Косарева заявила, что после вступления жилищных законов в силу рост цен на жилье будет еще в течение нескольких лет опережать инфляцию. Реального эффекта от их принятия следует ждать через несколько лет.

Коммерческой тайны не будет

Еще одно новшество – проектная декларация. Она должна содержать все данные о застройщике, начиная с учредителей и заканчивая текущим финансовым состоянием, сведения об участии в строительстве объектов за предыдущие три года, собственно проект. Застройщик обязан опубликовать декларацию за две недели до заключения договора с первым дольщиком.

По мнению Игоря Рузакова, эти требования вступают в противоречие с нормами закона о коммерческой тайне и делают застройщика уязвимым. Причем если потенциальным дольщикам большая часть предоставленной информации не скажет ничего, то конкуренты вполне могут воспользоваться ей, чтобы, например, организовать заказное банкротство компании. Впрочем, от утечки информации многих застройщиков может спасти существующая сегодня практика регистрировать для строительства каждого объекта новое юридическое лицо. Правда, эта схема делает отчасти бессмысленным само введение нормы об открытости информации о застройщике. «Новорожденная компания будет предъявлять всем желающим свою пустую бухгалтерскую отчетность, – говорит Андрей Неволин. – Вроде все по закону, но гражданину эта информация ни к чему. Получится, что мало кто из застройщиков сможет предоставить информацию, которая удовлетворит потенциального дольщика».

А генеральный директор Башкирской инвестиционно-строительной компании Анатолий Свитич считает, что и те фирмы, которые не практикуют создание дочек, вряд ли смогут предъявить дольщикам красивые цифры. Ведь у большинства строителей сегодня балансы отрицательные, в лучшем случае – нулевые.

Взамен старой схемы – три новых

Закон о долевке позволяет заключать договоры о долевом строительстве только компаниям (или частным предпринимателям), имеющим в собственности или на праве аренды земельный участок под застройку. Существование финансовых посредников не предусмотрено.

Все это означает, что многим застройщикам после вступления в силу закона о долевке придется корректировать устоявшиеся схемы работы в рамках холдингов, равно как и политику создания дочерних компаний. Сегодня крупные застройщики часто работают с применением фирм-прокладок, одной или нескольких. Средства дольщиков при такой схеме привлекает компания-инвестор, она передает деньги компании-застройщику, на которую оформлен землеотвод и строительная документация. По такой схеме работают Центр недвижимости «МАН», Центр недвижимости «Северная Казна» и другие. Как правило, Центры имеют раскрученные имена и пользуются определенным доверием граждан-потенциальных дольщиков и финансовых институтов. Такие материнские фирмы могут брать на себя финансовую сторону строительства (в том числе финансовые риски), застройщик же фактически оказывается на роли подрядчика. С 1 апреля такие схемы окажутся фактически вне закона.

Андрей Неволин признался, что экономисты Центра недвижимости «МАН» сейчас разрабатывают схемы построения бизнеса компании в перспективе. Возможно, с 1 апреля все землеотводы будут оформляться непосредственно на Центр недвижимости, а сотрудничающие с ним компании-застройщики станут работать по договору подряда. Второй вариант - Центр недвижимости «МАН» открывает дочерние компании, в названии которых используется бренд «МАН». Соответственно, средства дольщиков привлекают дочки, которые при необходимости получают финансовую поддержку материнской компании. Третья схема работы по новым правилам подразумевает, что некий застройщик привлекает средства дольщиков при посредничестве Центра недвижимости «МАН», который получает за это комиссионное вознаграждение. Теоретически не исключено, что будут реализованы все три схемы.

Гражданин в доле

Еще одно законодательное новшество, которое вынудит застройщиков менять стиль работы, – необходимость обязательной государственной регистрации договора между застройщиком и гражданином о долевом участии в строительстве. Эту регистрацию проводит Главное управление Федеральной регистрационной службы (ФРС) по субъекту Федерации. После того как данные о недвижимости, приобретаемой дольщиком, занесены в единый государственный реестр, сделки с этой недвижимостью без участия дольщика становятся невозможными. То есть, гражданин застрахован от попыток застройщика второй раз продать его недвижимость. Кстати, эта норма играет на руку не только гражданину, но и застройщику. Ведь без его ведома сделки с недостроенным жильем тоже провести становится нельзя. Директор ЦН «Северная Казна» Татьяна Деменок вспоминает ситуации, когда гражданин, не рассчитавшись с застройщиком, без его ведома, продавал свою долю. В свою очередь, застройщик, не получающий платежей, по истечении оговоренного срока расторгал договор и тоже продавал долю. В итоге у квартиры оказывалось два хозяина, а застройщик получал приглашение в суд. Теперь такого произойти не может.

Второе следствие регистрации договора о долевом строительстве в ФРС состоит в том, что в самый момент вступления в долевку гражданин получает во владение долю в строящемся здании. Он может использовать эту недвижимость в качестве залога для получения кредита, что автоматически позволяет дольщикам участвовать в ипотечных схемах (ранее получить ипотечный кредит под строящееся жилье было практически невозможно). Любопытно, что ситуация, когда строящееся здание находится не в собственности застройщика, может быть удобной для него самого. Во всяком случае, тогда не произошло бы истории, случившейся несколько лет назад с компанией «Атомстройкомплекс».

Валерий Ананьев:

- У нас в практике был случай, когда у организации, с которой мы строили на паях жилой дом, банк арестовал все квартиры в этом доме. Мы тогда пережили очень неприятные моменты, вынуждены были вступиться за дольщиков и доказывать, что взыскание банка должно обращаться на имущество организации, а не на квартиры в новостройке. Больше года длилось разбирательство, и только после этого люди смогли оформить в собственность свои квартиры. Стоит ли говорить, что в данном случае мы отстаивали не только интересы дольщиков, но и защищали свою профессиональную репутацию.

Застройщики считают, что регистрация в ФРС договоров долевки – шаг необходимый, однако, признаются, что эта новая процедура во многом усложнит им жизнь. Как уже говорилось, необходимость подготовки полного пакета строительной документации до начала привлечения средств граждан уже на полгода удлиняет срок строительства. А регистрация в ФРС дополнительно прибавляет к нему еще месяц (эта процедура по закону длится 28 дней).

Еще одно побочное действие регистрации – весьма усложняется расторжение договора или внесения в него изменений. Если гражданин откажется прийти в ФРС, то застройщик не сможет провести процедуру без его участия. А если в ходе строительства гражданин предложит внести изменения в план квартиры (присоединить комнату от соседней квартиры, изменить планировку), то придется расторгать старый договор и в течение месяца заключать новый (до вступления в силу закона о долевке эта процедура занимала всего около часа).

Кроме того, весьма жесткие механизмы регистрации договоров в ФРС заставят финансово-строительные компании отказаться от ряда отработанных схем кредитования граждан под долевое строительство. Например, ЦН «Северная Казна» в альянсе с одноименным банком сейчас предлагают следующую услугу. Человек вносит 30% стоимости квартиры и заключает договор долевого участия. В этом договоре есть фраза, что остаток платежей застройщику перечисляет банк по кредитному договору с данным гражданином. Кредитный договор заключается уже после договора долевки, поэтому в договоре о долевом участии вместо даты и номера кредитного договора – оставлены пустые клетки. Они заполняются только после заключения договора с банком. Но по новому закону договор о долевом участии считается заключенным только после регистрации в ФРС. А там, конечно же, откажутся регистрировать документ с пустыми клетками. Как сообщила Татьяна Деменок, сегодня эксперты ЦН «Северная Казна» разрабатывают новую схему оформления кредита на долевку.

Дольщиков выгодно… любить

Наиболее крутым перегибом закона о долевке строительные менеджеры считают неравноправие застройщика и дольщика. Штраф для дольщика, просрочившего оплату, установлен в размере 1/150 ставки рефинансирования в день, а для застройщика, не уложившегося в сроки, вдвое больше - 1/75. По подсчетам зам. генерального директора СГ «Камская долина» (г. Пермь) Алексея Швецова, размер пени для застройщика составит около 63% годовых. Причем, если дольщик может в одностороннем порядке расторгнуть договор, то застройщику это сделать практически невозможно. Даже если гражданин злостно нарушит условия оплаты, то строителям, прежде чем обратиться в суд, придется ждать три месяца (деньги дольщик по закону может внести в течение трех месяцев после регистрации договора). Судебный процесс, учитывая кассационные инстанции, затянется на месяцы, а то и годы. Все это время квартира, на которую заключен договор, будет находиться без движения. Деньги за нее не поступают, и продать ее невозможно. В результате недоразумение может перерасти в серьезную финансовую проблему для застройщика. По оценке Игоря Рузакова, любую строительную фирму можно утопить, если четверть дольщиков, заключивших договоры, откажутся платить. Более того, как замечает Алексей Швецов, в ряде случаев по требованию дольщиков суд вправе продать «незавершенку» или земельный участок с торгов. Причем это не обеспечит гарантий прав дольщиков. Первый обратившийся в суд дольщик получит всю сумму требования, а последующие (если они не знают о судебном процессе) – что останется.

Представители ряда уральских строительных компаний признались, что намерены обращаться в законодательные органы с предложениями об устранении неравноправия дольщика и застройщика.

Как жить дальше?

Итак, вступление в силу закона о долевке имеет ряд негативных для застройщиков последствий: удлинение сроков строительства, невозможность использования средств дольщиков на начальном этапе, увеличение затрат на подготовку документов, возможность омертвления части капитала (благодаря действиям недобросовестных дольщиков). Все это может привести к тому, что уже в этом году свернут свой бизнес компании, у которых недостаточно собственных средств либо ограничены возможности привлекать кредитные ресурсы. То есть, весьма вероятно, что с рынка уйдут средние и мелкие компании. Кстати, подобный расклад позволяет некоторым экспертам утверждать, что закон о долевке писался специально под московских и питерских застройщиков. Они могут привлекать более «длинные» деньги, нежели уральские строители и под меньший процент. А после того как мэр Москвы Юрий Лужков заявил, что его строительный департамент сегодня ведет переговоры о взаимодействии с властями регионов, подозрения о лобби московских застройщиков усилились.

Впрочем, глобальный передел рынка может и не состояться. Например, Андрей Неволин считает, что повального бегства с рынка мелких и средних компаний ждать не следует. Им проще, чем крупным, приспособиться к новым правилам игры, минимизировать затраты, и, разумеется, они воспользуются этим преимуществом…

Второй институт, выигравший от введения закона о долевке, – это банки. Они получают нового заемщика – строительные компании. Причем в законе уделено большое внимание защите интересов банков, кредитующих строительство жилых домов. Как в случае с московскими строителями, менеджеры крупных строительных компаний Урала обвиняют банкиров в лоббировании именно такой редакции закона о долевке. При этом почти все эксперты считают, что в ближайшем будущем строительство все больше и больше будет зависеть от банковских денег.

Возможная перспектива строительного рынка – это появление новых механизмов привлечения средств застройщиком. Он, например, может выпустить векселя или использовать облигационные схемы. Это позволит строителям получить деньги потенциальных дольщиков еще до окончания проектных работ, до получения разрешения на строительство и даже до оформления участка под застройку. Возможно, финансово-строительные корпорации возьмутся за создание паевых фондов, которые будут выкупать квартиры, а затем через паи переуступать их частным лицам. Эта схема также позволит привлекать средства граждан на более ранней стадии, нежели предполагает закон о долевке. В то же время юристы Тимофей Языков и Игорь Рузаков считают, что злоупотреблять «обходными маневрами» не следует. При возникновении конфликта суд может признать, что фактически здесь имел место договор долевого строительства, и заставить застройщика выполнять все требования соответствующего закона…

Весьма вероятно, что благодаря принятию пакета жилищных законов на строительном рынке начнут появляться (точнее, получат большее распространение) жилищные кооперативы. Надежда Косарева считает, что заработавший в марте закон «О жилищно-накопительных кооперативах» ликвидирует «пирамиды», каковыми сегодня являются практически все ЖСК, и сделает подобные организации достаточно надежным инструментом для инвестирования средств граждан в строительство жилья.

ВРЕЗКИ

Валерий Ананьев, генеральный директор НП «Управление строительства «Атомстройкомплекс» (Екатеринбург):

- До 1994 года госэкспертиза контролировала только расходование бюджетных средств, чтобы строители смету не завышали. Но постепенно экспертиза распространилась и на техническую сторону проекта. Она стала проверять инженерные расчеты – их правильность, качество проекта. Зачем? Ведь проект делает лицензированный институт, в котором работают дипломированные специалисты. Если не доверять этому институту – нужно лишать его лицензии. Если доверять профессионалам – зачем делать постоянные перепроверки? К тому же, у госэкспертизы зачастую не хватает ни возможностей, ни специалистов для объективной оценки работы проектировщиков. Один из показательных примеров - история Трансвааль-парка. Его проект рассчитал один-единственный в стране специалист по мембранным конструкциям. До сих пор никакая экспертиза не смогла ни подтвердить, ни опровергнуть его расчеты… Поэтому резонно было бы вернуть прежнее положение, когда госэкспертиза проверяет финансирование проектов из бюджетных средств, а не занимается контролем проекта, подготовленного лицензированной компанией.

Игорь Рузаков, адвокат, соучредитель строительной компании «ПАРИтет-строй» (Екатеринбург):

- В законе о долевке много пробелов. Например, гражданин может стать владельцем квартиры в новостройке, не заплатив за нее. Он заключает договор об участии в долевом строительстве и в какой-то момент перестает вносить деньги. Процесс судебного разбирательства с этим человеком может длиться дольше, чем строительство. Когда дом достроен, дольщик приходит к застройщику и требует акт приема-передачи (застройщик не вправе отказать выдать этот акт, даже если дольщик ничего не заплатил – это не корреспондирующие обязанности). После чего дольщик идет в ФРС, где на основании договора о долевке и этого акта ему оформляют в собственность квартиру, стоимость которой он еще не оплатил. Причем квартира оформляется без какого-либо обременения… Даже специалисты ФРС признали, что такое может произойти.

Татьяна Деменок, директор Центра недвижимости «Северная Казна» (Екатеринбург):

- Вступление в силу закона о долевке, конечно, заставит застройщиков многое поменять в своей работе. Например, придется приспосабливаться к тому, что договор с дольщиком будет регистрироваться целых 28 дней. Или что теперь любое, даже самое незначительное, изменение в проекте придется регистрировать в ФРС. Я себе пока даже не представляю механизм этого. Однако я не считаю, что из-за нового закона сильно растянутся сроки подготовки строительства. Как правило, у застройщика несколько объектов, и что ему мешает параллельно строить один дом и оформлять бумаги на следующий? Тогда у него вынужденных простоев не будет.

Евгений Корбут, директор строительной компании «Корида» (Тюмень):

Дополнительные условия, поставленные застройщику новыми жилищными законами, повлекут его дополнительные затраты. Мы уже столкнулись с проблемой межевания земли. Если раньше застройщик определял только границы земельного участка, выделенного под застройку, то сейчас требуется еще нанести на схему строения, подлежащие сносу. Эта работа требует дополнительных затрат. Кроме того, теперь проект необходимо согласовать с органами гражданской обороны. А они разработают мероприятия на случай чрезвычайных ситуаций. Так вот за разработку с нас запросили 10% от сметной стоимости объекта! Самое интересное, что планы подобных мероприятий никто никогда не читает, ни проверяющие, ни, тем более, жильцы. Представьте себе, что к дому движется ядовитое газовое облако, а люди садятся читать соответствующие инструкции…

Табл. 1 Пять проблем, которые должен решить пакет жилищных законов

Проблема №1

Низкий платежеспособный спрос населения

Способы решения

Развитие кредитных институтов и накопительных схем.

Проблема №2

Высокие ставки по ипотечным кредитам

Способы решения

Снижение банковских рисков (возможность обращать взыскание на жилье, находящееся в залоге и т. д.), развитие конкуренции, снижение накладных расходов банков, появление кредитных бюро.

Проблема №3

Низкий объем предложения жилья на рынке

Способы решения

Сделать прозрачной процедуру предоставления земли под застройку, снизить административные барьеры для застройщика.

Проблема №4

Высокая стоимость транзакций на рынке жилья

Способы решения

Отмена нотариального удостоверения договора ипотеки, уменьшение обязательных платежей при оформлении сделки.

Проблема №5

Недостаточная защита граждан-участников рынка

Способы решения

Защита прав добросовестного приобретателя, снижение рисков для граждан, участвующих в долевом строительстве, запрещение жилищных «пирамид», действующих под личиной жилищно-строительных кооперативов.

  

Андрей ГУБАНОВ, г. Екатеринбург. Деловой журнал «Директор», № 2 (59), 15 март 2005 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики