Леонид Пономарев так запросто обходится со словами "Луна", "Марс", будто говорит о каком-нибудь, скажем, доме через дорогу. Нет, он не астроном и тем более не астролог, а… директор УПКБ "Деталь" - Уральского проектно-конструкторского бюро. Предприятия, с помощью которого страна в свое время активно осваивала космическое пространство. Здешние специалисты разрабатывали и изготавливали приборы для обеспечения плавной посадки на Луну. Участвовали в разработке "марсианской" программы. А теперь?
Сейчас каменские ученые пытаются найти применение недюжинному интеллекту в гражданской экономике.
- Создали ультразвуковой уровнемер, который работает в агрессивных средах: кислотах, щелочах. Аналогов ему в мире нет. Но… промышленникам не хочется платить за ноу-хау, - сетует Леонид Иванович. - Не говоря уже о том, чтобы в принципе вкладывать деньги в научные разработки. Они живут одним днем.
Между тем. "США расходует на науку 1 млрд. долларов в год. Более 60-70% средств в нее инвестируют частные компании и лишь 30% - государство". Борис Салтыков, президент ассоциации "Российский Дом международного научно-технического сотрудничества, бывший министр науки.
- Ваше предприятие сегодня напоминает венчурную фирму, рискованно размещающую капитал в освоение новой продукции и новых технологий. Опасность не получить назад вложенные средства очевидна.
- Мы занимаемся собственными разработками (то есть теми, которые никто не финансирует - прим. авт.), но в небольшом объеме.
- Были бы инвесторы, все складывалось бы иначе. Финансовая структура научно-производственных фирм, работающих во всем мире, по словам бывшего министра науки Бориса Салтыкова: треть финансирования - за изобретателями, вторая - за менеджерами, хорошо знающими рынок, третья - за инвесторами. Вы же выполняете все три функции одновременно. Неудивительно, что денег на разработки не хватает.
- Раньше наши научно-исследовательские работы составляли 15-25% годового объема предприятия. Сейчас нет. И все же придерживаемся принципа: кто остановился, тот отстал. А отставать нельзя.
- Что еще за последнее время появилось в вашем интеллектуальном портфеле?
- Система, измеряющая несколько навигационных параметров самолета. Если до этого наши приборы измеряли только высоту, то теперь - и составляющую вектора скорости. Система размещена на одном из самолетов и, надеемся, успешно пройдет испытания.
- То есть радиовысотомеры, которыми всегда славилось УПКБ, - пройденный этап?
- Почему? Мы их выпускаем и сегодня, поскольку на всем, что в России летает (самолеты, вертолеты, крылатые ракеты), стоит наша продукция.
- При этом ваши приборы для космоса перестали быть востребованными.
- Увы, Россия сдает позиции в освоении космического пространства. Последний раз привелось участвовать в российско-французской разработке аэрокосмического самолета "Гермес". Нашу работу оценили достаточно высоко. Но проект так и остался нереализованным по финансовым причинам. Существует программа создания нового отечественного космического корабля "Клипер". И это внушает определенные надежды.
- Сколько времени аэрокосмическая промышленность находилась в застое?
- С конца 80-х и практически до сегодняшнего дня. Если раньше те же самолеты в России выпускались десятками, сотнями, то теперь 2-4 самолета в год… Это даже не застой - это другим словом называется.
- Самолеты теперь приобретают за границей.
- За границей можно много чего закупить, но любая страна должна прежде всего развивать собственное производство и научные силы. Существует научная школа, и должна обеспечиваться ее преемственность...
- ...иначе поток на Запад интеллектуального сырья - идей, технологий, разработок - будет набирать обороты. А произведенный из этого сырья высокотехнологичный продукт, который потом покупается за границей, стоит, как известно, в тысячи раз дороже.
- Об этом почему-то никто не думает, выкладывая деньги за импортное оборудование.
- Но нет льгот, побуждающих промышленников к научным разработкам.
- Когда-то были. Раньше часть прибыли мы могли направлять на исследования, и эта доля выводилась из налогооблагаемой базы. Сейчас - нет.
- Правительство еще недавно вело разговоры о снижении НДС с 18 до 13% с тем, чтобы освободившееся средства предприятия могли направить на развитие инновационной экономики. Но… Между тем есть даже закон о государственной поддержке такой деятельности. Но, как заметил заведующий кафедрой инновационных технологий УГТУ-УПИ Сергей Кортов, областная дума запретила выносить его на обсуждение, поскольку до сих пор не существует единого понимания термина "инновация", который трактуется и как проданное и купленное новшество, и как новые идеи.
- В России много законов, но назовите, какие из них работают? К примеру, предприятия может взять льготный кредит. В прошлом году мы подавали заявку на субсидию и областной льготный кредит, чтобы разработать и запустить в производство две системы. До сих пор денег нам не дали. И, кажется, не дадут. То есть продекларированное право остается формальным. Такая же судьба и у закона об инновациях. Поэтому один принцип у нас такой: быть максимально независимым, надеяться на свои силы.
- Но как госпредприятие, живущее в основном за счет госзаказа, может быть экономически независимым? Как это можно сделать?
- Не ходить по инстанциям, не просить. А самим искать заказчиков и пробивать финансирование, чем мы и занимаемся. Благодаря такой позиции УПКБ "Деталь" установило очень хорошие отношения с головными организациями - разработчиками самолетов и вертолетов. Нам заказывают продукцию - мы разрабатываем и производим. Причем качественно. Шестой год подряд входим в категорию "1000 лучших предприятий России".
В публикации использованы материалы, полученные на семинарах в Клубе региональной журналистики фонда "Открытая Россия".
Врезка в материал:
УПКБ "Деталь" - разработчик радиовысотомерных систем, радиодатчиков высоты, измерителей толщины морского и пресного льда, волнения водной поверхности, комплексов для систем навигации летательных аппаратов, аппаратуры зондирования земной поверхности.
Разработаны радиостанции для кабельной системы связи, ультразвуковые дефектоскопы, радиотрансляционные усилителя для железной дороги, системы двухсторонней парковой связи, аппаратура диагностики подвижного состава.
Предприятие награждено дипломами и медалями 26 международных и российских научно-технических выставок.

Юнона КАТАЛЕВСКАЯ, г. Каменск-Уральский. Городская газета "Новый компас", № 19 (922), 17 марта 2005 года.

|