Кремль неизбежно отсрочит замену прежних губернаторов на новичков: к президентским выборам нужна стабильность, а свежих кадров для ее организации нет.
24 февраля состоится инаугурация первого главы субъекта федерации в УрФО, избранного по новой схеме, то есть по представлению президента и с одобрения регионального парламента. Им станет Сергей Собянин, губернатор Тюменской области. Очередные выборы тюменского главы должны были состояться через год, но неожиданно Сергей Семенович попросил Владимира Владимировича подтвердить доверие, и ему не отказали. Расчет Собянина дальновиден: теперь он первый из губернаторов регионов «тюменской матрешки», осененный президентским рукоположением. Чуть раньше, 4 февраля, таким же образом был переизбран губернатор Приморского края Сергей Дарькин. Выяснив, что у Кремля пока нет кадровой альтернативы, хитроумный приморец попросил президента о доверии и, можно сказать, поставил его в безвыходное положение.
Расслабьтесь и получайте удовольствие
Следующими «назначенцами» на территории Урала, вероятно, станут остальные члены тюменской тройки - губернаторы Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов: срок полномочий их ныне действующих губернаторов заканчивается в марте текущего года. Просить о доверии ни глава ХМАО Александр Филипенко, ни глава ЯНАО Юрий Неелов не стали. Похоже, в уральском полпредстве и администрации президента им и так доверяют. 7 февраля на сайте полпредства (www.uralfo.ru) был опубликован официальный список кандидатов на должность главы ХМАО. В нем – минимально необходимое количество кандидатов - всего две фамилии: Филиппенко и мэр Сургута Александр Сидоров. Очевидно, что последний всего лишь спарринг-партнер: на последних всенародных выборах губернатор Югры получил порядка 90% голосов избирателей. Судьба Юрия Неелова пока остается не столь прозрачной. По информации различных источников, его конкурент — Павел Завальный, генеральный директор ООО «Тюментрансгаз», газпромовской «дочки». Но, по мнению директора Института стратегического анализа и социального проектирования Эдуарда Абелинскаса, ситуация разрешится все-таки в пользу Неелова. «В апреле прошлого года президент посещал Ямал, чтобы провести заседание президиума Госсовета и Собрание представителей северных территорий. Судя по всему, у главы государства сложилось положительное впечатление о губернаторе Ямала. Конечно, с другой стороны, лобби Газпрома, которое пытается сместить Неелова и заменить его кем-то из своих менеджеров. Но, на мой взгляд, управлять предприятием – это одно, а работать на государственной службе – несколько иное. Думаю, это понимает и Кремль. Нет у федерального центра кадрового резерва, чтобы найти замену Неелову».
Из тех уральских губернаторов, кто «может спать спокойно», можно назвать и курганца Олега Богомолова. Переизбранный на должность губернатора Зауралья не далее чем 19 декабря прошлого года, он тоже вряд ли рискнет попытать счастья в президентской администрации. Да и характер всей избирательной кампании свидетельствовал о том, что в Кремле поддерживали Богомолова. Незадолго до выборов он вступил в «Единую Россию» и выступил ее официальным выдвиженцем. Срок полномочий главы Зауралья заканчивается только в декабре 2008-го.
Поспешай медленно
А вот главам Челябинской и Пермской областей Петру Сумину и Олегу Чиркунову придется принимать судьбоносное решение в ближайшее время: их полномочия истекают уже в декабре этого года. Последуют ли они примеру Сергея Собянина? «Если Петр Сумин реально планирует занять должность губернатора Челябинской области еще на один срок, то ему следует поставить перед президентом вопрос о доверии уже в ближайшее время, - считает вице-президент консультационной компании «Советник», член политического консультативного совета при полпреде президента в УрФО Александр Подопригора. - В такой ситуации президент и его окружение не будут иметь политических и моральных оснований отказать Сумину в доверии, по сути, выгнать его с работы, ведь в целом серьезных претензий к деятельности губернатора нет. Тем более, за Сумина постоянно голосуют более 60% избирателей. Сам Сумин, судя по его заявлениям, досрочно уходить не собирается. Возможно, что с ним уже есть договоренность: он спокойно дорабатывает второй срок и покидает пост. Сейчас, по всей видимости, он активно работает над тем, чтобы его место занял лояльный приемник. Впрочем, пока наиболее реальные «сменщики» Сумина, которые, якобы, уже обозначены в «президентских списках», мягко говоря, не относятся к губернаторской команде. Это Василий Кичеджи, бывший гендиректор Челябинского тракторного завода, в недавнем прошлом заместитель полпреда Центрального федерального округа по экономике, и Михаил Гришанков, заместитель председателя комитета по безопасности Госдумы, в прошлом подполковник ФСБ».
Осложнения в Прикамье носят не персональный (Олег Чиркунов - первый губернатор из наших краев, назначенный Путиным по согласованию с крупнейшими субъектами региональной экономики почти год тому назад, в связи с переходом прежнего главы Пермской области Юрия Трутнева на должность федерального министра), а правовой характер. В прошлом году референдумом жителей Пермской области и Коми-Пермяцкого АО был образован единый Пермский край. Очевидно, что он Олег Анатольевич собирался участвовать во всенародных выборах губернатора. По федеральному закону об образовании Пермского края, они должны были состояться в декабре этого года. Но закон явно не стыкуется с новой схемой избрания глав субъектов федерации. Даже в Пермской избирательной комиссии пока не знают, как разрешить эту коллизию. «О прописанных в конституционном законе выборах первого губернатора Пермского края просто забыли. Это характеризует компетентность тех, кто принимает решения. Разрешиться эта коллизия может через внесение поправки в закон об образовании Пермского края. Однако если с этим будут медлить, а ситуация в регионах продолжит накаляться, не исключено, что выборы все же состоятся – как пробный шар возвращения к прежней схеме», - прогнозирует пермский политолог Олег Подвинцев. В такой нестандартной ситуации Чиркунов должен выбрать: либо настаивать на изменении законодательства и опереться на доверие президента (тем более что его кандидатура наиболее реальная, но единственная), либо заручиться поддержкой населения.
Парадокс долгожителя
Казалось бы, наименьшие риски у губернаторов, чей срок закончится в 2007-09 годах. Но именно это обстоятельство может оказаться источником раздражения Кремля. Среди этой когорты наименьшие поводы для беспокойства у оренбуржца Алексея Чернышева. У него устойчиво хорошие отношения с федеральным центром. А когда по всей стране начались акции протеста против монетизации льгот, Чернышев организовал митинги в поддержку реформы. Если губернатор решится на досрочную отставку, то целесообразнее сделать это при нынешнем составе областного парламента, то есть уже в этом году: нынешние депутаты в большинстве своем максимально поддерживают главу Оренбургской области.
Президент Удмуртии Александр Волков заявил, что поступит так, как скажет президент. Тем временем, сообщил нам главный редактор республиканской газеты «День» Сергей Щукин, со стороны Москвы и Нижнего Новгорода, где расположено президентское полпредство в Приволжском федеральном округе, поступил заказ собрать информацию не только о Волкове, но и некоторых других возможных кандидатов на должность президента республики. «Ситуация в республике с монетизацией льгот говорит о том, что президент Удмуртии не справился с задачей Кремля: пикетчики несколько раз на неделе перекрывают дороги. Да и у многих политических и бизнес-структур появилось ощущение усталости от Волкова. Поэтому говорить о том, что в ближайшее время он не попросит президента об отставке, с мой точки зрения, преждевременно», - говорит Щукин.
Ну а уж о том, что два единомышленника – свердловский губернатор Эдуард Россель и башкирский президент Муртаза Рахимов, в свое время резко критиковавшие центр за попрание принципов федерализма, – ходят в «черных списках» президентской администрации, давно ни для кого не секрет. На пресс-конференции в конце января Эдуард Эргартович отрезал: «Мне не надо ни у кого спрашивать доверия. Я один раз спросил у пятимиллионного населения области и получил его. У меня нет недостатка в доверии со стороны президента — мы с ним встречались в конце прошлого года. У меня нет недостатка в доверии со стороны председателя правительства России — с ним мы встречались 14 января, обговорили все насущные вопросы. Мы действуем рука об руку. Поэтому никаких встреч с полпредом по поводу доверия даже быть не может. Срок моих полномочий заканчивается 21 сентября 2007 года. Вот тогда и будем спрашивать, доверяете или нет». Однако недавнее убийство в СИЗО лидера ОПС «Уралмаш» Александра Хабарова, вызвавшее у губернатора, по его собственному выражению, шок, склоняет к предположению о том, что силовые ведомства всерьез взялись за экономическую базу региональной власти.
Как было на последних выборах президента Башкортостана, когда стремление федерального центра контролировать могучий республиканский ТЭК было подкреплено громкими уголовными делами, чей след приводил к высшему региональному руководству. Сегодня от Муртазы Рахимова, так же как от Эдуарда Росселя, вряд стоит ждать «увольнения по собственному желанию»: не для того он пошел на жертвы. Но уже можно твердо утверждать, что нынешний президентский срок Муртазы Губайдулловича – последний, и следующий глава Башкортостана не будет принадлежать к клану Рахимовых.
Руководитель Центра изучения элиты Института социологии РАН Ольга Крыштановская убеждена: «В национальных республиках созданы автократические режимы, где президенты держат не только власть, но и крупный бизнес, которым владеют их родственники и друзья. Самая большая проблема для федерального центра состоит в том, чтобы разрушить такие автократии. Ради этого в основном и проводится реформа, по которой руководителями глав субъектов Федерации должны стать московские, преданные президенту люди».
Куда кривая выведет
Остается догадаться: зачем? В чем глобальный замысел? Наиболее распространенный ответ: унитаризм исторически и геополитически наиболее адекватен специфике России с ее безмерными пространствами и ресурсами, противопоставляющими себя государственности. Так, например, считает Ольга Крыштановская: «Речь идет о реставрации государственного устройства, присущего России на протяжении столетий. На наших глазах прорастает старая российская матрица. Отечественная государственность веками строилась на принципах моноцентризма и неразделенности власти и собственности. И сейчас речь идет о концентрации власти и возвращении России к ее старой унитарной модели управления». «Стратегическая цель есть – это развитие через повышение управляемости, но в специфическом понимании силовиков: ать-два, левой», - вторит директор региональных программ Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.
Если так, то в подтексте должно читаться: глава государства обладает неким стратегическим планом, который труднее объяснить, чем реализовать молча, с помощью дисциплинированных подручных. Не зря же сторонники Владимира Путина в период его первой избирательной кампании не стеснялись настаивать, что нашей стране нужен Пиночет. «Мобилизационный путь развития не является для современной России адекватным ответом на исторический вызов. Попытки его реализации успехом не увенчаются, - парирует Эдуард Абелинскас. - Он предлагает простые решения сложных проблем. Прикрывает отсутствие четкой стратегии у нынешнего руководства страны. С формулированием целей, собственной миссии у команды президента дела обстоят не очень хорошо: величие России — слишком общо, удвоение ВВП на общенациональную цель не тянет. Отчасти действия власти обусловлены комплексом неполноценности, ущемлённой державности. Если проводить исторические аналогии, можно вспомнить Веймарскую республику. А поскольку внутренняя социально-политическая и международная ситуации, действительно, достаточно сложные, самый простой способ реагирования − усилить контроль, «закрутить гайки». То есть гипотеза, выдвинутая в начале абзаца, не срабатывает.
«Истинная причина (введения новой системы выборов глав регионов. – ред.) - это сохранившийся с 90-х годов страх усиления региональной фронды и тотальное недоверие к губернаторам, - раскрывает секрет Наталья Зубаревич. - А родовая черта режима Путина – стремление решать все проблемы чисто технологическими способами: назначил, и все построились. Если говорить, что реформа была нужна, чтобы «высасывать» ресурсы из региональных бюджетов в центр, то аккумуляция ресурсов была отлажена Минфином и без «назначений»: новый Бюджетный кодекс дает федеральному центру широкие полномочия. Большинство губернаторов, скорее – подавляющее, останется на своих местах, поэтому говорить о разрушении региональных предпринимательских кланов тоже преждевременно. Попугают и переназначат, так как кадрового резерва нет, но страшно нужна стабильность, а старые губернаторы в основном контролируют регионы. Если так, то особых плюсов от «назначаемости» руководителей регионов я не вижу. Минусы – в отказе от естественной ротации элит, которая привела бы к движению в политику представителей бизнеса, и прерывании процесса постепенного обучения населения выбирать головой, а не «мягким местом».
Если так, то реформаторы действуют точно в соответствии с лозунгом радикалов: движение – все, цель – ничто! В советские времена, милые сердцам некоторых наших политических руководителей, это называлось начетничеством и очковтирательством.
В статье использованы материалы лекций и выступлений экспертов, озвученные 19-21 январе 2005 года на семинаре Клуба региональной журналистики (МОО «Открытая Россия). В статье также использованы мнения и идеи постоянных гостей и экспертов «Открытой России».

Евгений СЕНЬШИН, г. Екатеринбург. Журнал "Эксперт-Урал", 16 февраля 2005 г.

|
|