ПЛОДЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Автор: Абрамова Елена
Регион: Горнозаводск
Тема:  Проблемы образования
Дата: 01.09.2004

Школа пребывает в перманентном состоянии реформирования. Зачем нужен ЕГЭ и кто пытается с ним бороться? Должны ли родители влиять на содержание учебных программ? Как далеко российское просвещение от лучшего в мире? Ответы на эти вопросы дал научный руководитель института развития образования ГУ «Высшая школа экономики» профессор Евгений Сабуров, выступая перед журналистами, приехавшими из регионов в Москву на семинар клуба «Из первых уст».

СИСТЕМА РАСПАЛАСЬ

- Реформы образования население боится почти также как денежной. Между тем в «Европейской хартии» написано: если что-то плохо в системе образования, виновато общество.

Самое смешное, что дошкольного образования по международным стандартам в России нет. Поэтому согласно международной классификации мы относимся к третьей группе стран по развитию образования.

Начальное обучение считается наиболее эффективным уже потому, что заработок неграмотного человека существенно отличается от заработка тех, кто умеет читать и писать. Казалось бы, для 1-го класса неважно, посещал ли ребенок детский сад, но многие школы проводят вступительные экзамены. И в гимназиях - экзамены.

С 5-го по 9-й класс - основная школа, гарантированная конституцией. После нее можно пойти в ПТУ. Только там готовят слесарей второго разряда, а на работу принимают с четвертым.

Старшую школу многие считают подготовкой к поступлению в вуз. Но в вузах свои фильтры на входе. Система распалась, и возникли три новых института: белый - подготовительные курсы, серый - репетиторство и черный - взятки и социальные связи. Тут идет конкурс родителей, и отсеиваются люди, которые могли бы стать национальной элитой.

ЕГЭ призван ликвидировать такое положение дел. Введение его в некоторых московских вузах сразу изменило соотношение студентов москвичей и не москвичей.

Первую кампанию против ЕГЭ организовал ректорат, лишившийся «дополнительного заработка». Другая недовольная сторона - школы. Тут же сразу становится ясно, какая из них чего стоит. Кто может выступить «за»?" Только родительская общественность.

МЫ ВСЕ УЧИЛИСЬ ПОНЕМНОГУ

Лишь 7 процентов выпускников педагогических вузов остаются работать в школе. Врачами становятся 30 процентов, окончивших медицинский. Человек получает высшее образование, начинает работать и тут возникает масса опять же внесистемных учреждений: курсы языка, менеджмента и т.п. Можно называть это последипломным образованием или вторым высшим, но это и есть профессиональное образование. Такая ситуация во многом связана с тем, что услуги, которые образование оказывает населению, населением не контролируются.

Программы, по которым учат, допустим, в американских вузах, определяют ассоциации выпускников. Поскольку это и есть фирмы, работодатели. У нас ни родители, ни бизнес-сообщества на содержание учебных программ не влияют. Не оправдала себя и идея попечительских советов.

Рынок труда постоянно меняется, профессионализация вечна. И нужно четко определить, какие услуги должна предоставлять система образования на том или ином уровне. Так возникла идея стандартов.

ПЕРВЫЙ КЛАСС – ВРОДЕ ИНСТИТУТА

Но вот на российский общественный совет по развитию образования вынесли стандарт по литературе. То, что там написано, либо сделает ребенка нервным, либо читать он это не будет. Шла какая-то идейная борьба: вы - «Тихий Дон», а мы - «Доктора Живаго». Хорошо, компромисс: включаем то и другое. И «Песню о буревестнике» имени Бен-Ладена, и «Котлован»... Но это же дети! Надо привить им вкус к чтению. На обсуждении математики сидели академики. Казалось, они готовят себе смену в каждой школе: куда ушла комбинаторика! Нет дифференционных исчислений!

Как измерить и оценить качество знаний? Россия первый раз участвовала в международном тестировании. Среди 32-х стран мы заняли 27-е место. На первом - финны. За ними корейцы, японцы, англосаксонские страны. За нами - Мексика, Бразилия, Португалия.

Германия, занявшая 17-е место, погрузилась в состояние национального траура. Полетели министры. 7000 публикаций. Национальная дискуссия. А у нас? Не обсуждается. Никого не интересует.

Сейчас расходы на образование вышли на первое место в консолидированном бюджете страны. Но мы все время слышим: средств не хватает. А в одну из школ в качестве централизованной закупки привезли диваны. Директор не знает, куда их деть. В Сибирь для обеспечения дистанционного обучения завезли «тарелки», которые там не принимают. Вот они - деньги на образование. И так будет до тех пор, пока гражданское общество не станет контролировать и вмешиваться в эти дела. И до тех пор стандарты по литературе будут устанавливать авторы учебников.

  

Елена АБРАМОВА, г. Горнозаводск. Газета «Новости», № 106 (5564), 01 сентября 2004 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики