ЧЕГО НАМ ЖДАТЬ ОТ КОНКУРСНЫХ ТОРГОВ?
Автор: Кокорич Виктория
Регион: Новосибирск
Тема:  Госзакупки
Дата: 10.12.2002

Наше общество ратует за повышение социальных расходов, повышение жизненного уровня населения. А откуда взять средства? Одно из решений – повысить налоги, но этот метод себя не оправдал, как многие из нас успели заметить за время реформ. Рост налогов вызвал уход бизнеса в тень, что только ухудшило положение. Другой выход – сэкономить на других госрасходах. Одним из серьезных источников экономии бюджетных средств сегодня выступает проведение конкурсных торгов при осуществлении госзакупок.

Однако и этот способ не всегда достаточно эффективен и недостаточно популярен как вид экономической деятельности в нашей стране. От чего это происходит, почему многие предприниматели отказываются принимать участие в подобных конкурсах, с чем связана низкая эффективность конкурсов при госзакупках в России и какие нас ждут изменения в этом направлении, на ноябрьском семинаре Клуба региональной журналистики рассказал Александр Шамрин, Гендиректор Федерального центра Проектного финансирования.

Привлекательность проведения конкурсных торгов для государства заключается в возможности экономить бюджетные средства, выделяемые на те или иные государственные нужды. Международная практика показывает, что проведение конкурсных торгов позволяет экономить до 25-30 % первоначально ассигнованных средств. Появление такого механизма управления бюджетными средствами не случайно, поскольку государственные закупки всегда и везде были средой, благоприятной для злоупотреблений. Чтобы искусственно создать конкуренцию при расходовании средств бюджетов различного уровня и получить все отсюда вытекающие последствия для конечных потребителей в виде снижения цены и роста качества товаров и услуг, и был создан этот механизм.

На госзакупки на федеральном уровне в 2001 году было потрачено 444 млрд. руб., в 2002 ожидается более 540 млрд. руб., а прогноз на 2003 год – 826 млрд. руб. Таким образом, только на федеральном уровне речь может идти о потенциальной экономии в 100 млрд. руб. (при эффективности в 25-30%), а это цифра, сопоставима с объемом ежегодных внешних заимствований. Т.е. при правильном использовании механизма конкурсных торгов, Россия, возможно, смогла бы отказаться от привлечения средств из-за рубежа. Но проблема как раз в том, что эффективность проведения конкурсных закупок очень низкая. Попробуем разобраться, почему?

Где искать изъян?

В Российской Федерации конкурсные закупки на федеральном уровне регламентируются ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров» от 1999 г. На региональном уровне правовое регулирование государственных и муниципальных закупок есть не повсюду, а там где есть, - не является единообразным, основываясь, то на местных законах, то на решениях администрации. Помимо этого, существуют ограничения для участия иностранных производителей и производителей из других регионов. И это связано не только с дискриминационным характером законодательства (например, иностранцам запрещается участвовать в конкурсах, если продукция произведена на территории РФ), но и с плохой организацией доведения информации до потенциальных участников конкурсов.

Что касается информации, то сейчас два раза в месяц выходит информационно – аналитический бюллетень «Конкурсные торги». Правда, он охватывает всего лишь 25 % всего объема проводимых конкурсов на федеральном уровне на территории РФ.

Министерству Экономического развития и торговли введено в обязанность контролировать, на сколько эффективно расходуются средства из госбюджета, но при этом у него очень мало полномочий по этому самому контролю. Достаточно привести пример нашумевшего конкурса, проведенного Госкомстатом в этом году при подготовке к переписи населения. По решению суда, который состоялся по иску одного из участников конкурса на поставку программного обеспечения, результаты конкурса были аннулированы, что фактически поставило под угрозу проведения переписи населения, поскольку проведение дополнительного конкурса могло потребовать еще два месяца. Госкомстат вышел из положения, нашел другого поставщика, но при этом пострадало государство, поскольку приобрело оборудование по полной стоимости без каких-либо скидок и бонусов.

Нужно помнить о пользе госзакупок не только для государства, получающего возможность экономить средства бюджетов, но и для предпринимателей, поскольку они получают сигнал со стороны государства о том, что производить и какого качества. Очевидно, что государство закупает ежегодно одни и те же товары и услуги, их ассортимент расширяется и дифференцируется не очень сильно. Особенно для производителей малого и среднего бизнеса это является хорошим ориентиром того, как дальше можно развивать свой бизнес. Например, в развитых странах достаточно распространена практика привлечения мелких фирм к строительным работам, оплачиваемых из государственной казны. К примеру, реконструкционные работы в Берлине на площади перед правительственными зданиями проводили бригады примерно около из 15 человек. У нас в стране ситуация обратная – малые предприятия у нас очень мало участвуют в госзакупках как в строительстве, так и в других отраслях экономики.

Другой негативный фактор, сильно сдерживающий развитие конкурсных торгов, проблема финансовых обязательств со стороны государства. Дело в том, что сегодня практически отсутствует, за исключением ГК РФ и всего, что с ним связано, процедура обязательного исполнения обязательств со стороны государства. Некоторые министерства закупают большое количество товаров и услуг. Нередко возникают ситуации, когда они не могут расплатиться с поставщиком, что само по себе является очень плохим сигналом для тех, кто собирается принять участие в конкурсе. Отсюда получаем низкую конкуренцию в связи с недостаточным количеством участников и, и соответственно, нельзя рассчитывать на значительное снижение цены и экономию бюджетных средств.

Надежды на улучшение

Надо сказать, что не все так плохо. Несмотря на некоторые проблемы, конкурсные торги пробивают себе дорогу и приносят определенный эффект. В 2000 году экономия средств федерального бюджета составила 11 %. В 2001 году – 12%. При этом на открытых торгах, доступных для всех желающих, закуплено продукции на 51% от общей суммы бюджетных средств.

Указанные ранее проблемы должна решить новая редакция закона о конкурсных торгах при госзакупках. Если этот законопроект не претерпит серьезных изменений, то во многом позволит устранить многие ошибки и недочеты существующего сегодня законодательства.

Прежде всего, этот закон будет распространяться на регионы, что позволит повысить эффективность проводимых там конкурсов. Кроме того, по новому закону иностранцы не будут дискриминированы по признаку, произведена их продукция на территории РФ или за ее пределами. Будут усилены полномочия Минэкономразвития по контролю за госзакупками, что также должно повысить эффективность данной процедуры.

Еще один признак улучшения – производители начинают объединяться в ассоциации и союзы. Одно из таких объединений называется «Ассоциация развития системы конкурсных закупок в РФ». Это общественная организация, которая сегодня призвана установить прямой диалог с властью, а также создать условия для самообразования предпринимателей. Эта организация активно развивается, уже заключила соглашение с Минэкономразвития, которое проводит контроль над соблюдением правил конкурсных торгов и это дает свои результаты.

Успехи НСО на ниве конкурсных торгов

Если переходить к конкретике, то Новосибирская область добилась неплохих результатов в отношении конкурсных торгов при проведении госзакупок. Так, согласно заявлению председателя комитета по развитию предпринимательства в НСО, Павла Заболотного, из областного бюджета на покупку товаров и услуг посредством размещения на электронной площадке в следующем году планируется потратить 3,5-4 млрд. руб. Свои заявки на этой площадке разместят 52 государственных заказчика. Как сказал Павел Васильевич, в среднем экономия за счет проведения конкурсных торгов в НСО ежегодно составляет 15-20 % от выделяемых на это бюджетных средств. А, к примеру, объем госзакупок, проведенных на конкурсной основе в 2001 году, составил около 5,5 млрд. руб.

Выходит, что в Новосибирской области достигается существенный эффект экономии и смысл поводить конкурсные торги здесь есть. Во многом это, по-видимому, связано с особенностями процедуры их проведения. Дело в том, что у нас в области существует электронная система, в которой в режиме реального времени размещается сводный план закупок продукции для государственных нужд. Одновременно любой желающий поставщик может зарегистрироваться и внести свои предложения по всей номенклатуре закупаемой продукции. К конкурсу на поставку товаров и услуг допускаются все хозяйствующие субъекты независимо от их организационной формы. При этом преимущество отдается товаропроизводителям Новосибирской области. Основным критерием является оптимальная цена поставки. Что касается минимальной суммы заказа, то это уже зависит от потребностей государственных учреждений, для которых производятся такие закупки.

К тому, что к конкурсу допускаются преимущественно производители из области, можно относиться по – разному. С одной стороны, ограничение на участие снижается уровень конкуренции, и, соответственно, размер экономии средств. А с другой стороны, этим ограничением власть пытается поддерживать именно местных производителей, чтобы развивать местную промышленность. Возможно, в краткосрочной перспективе, такая тактика себя оправдает. Но, когда все резервы дальнейшего повышения эффективности конкурсных торгов в НСО будут исчерпаны, возможно, областной администрации придет отказаться от такой политики.  

Виктория Кокорич, «Эпиграф», г. Новосибирск 9.12.02

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики