ПАВЕЛ ТЕПЛУХИН: «ЕСЛИ ПЕНСИОННУЮ РЕФОРМУ НЕ НАЧАТЬ СЕГОДНЯ, ЧЕРЕЗ ДЕСЯТЬ ЛЕТ БУДЕТ ПОЗДНО».
Автор: Луканкина Татьяна
Регион: Ангарск
Тема:  Пенсионная реформа
Дата: 10.02.2005

Лично я гонялась за своим «письмом счастья» три месяца. Было жутко интересно заглянуть в свой счет, чтобы понять, как все-таки работает эта штука – новая пенсионная система, о которой нам, членам Клуба региональных журналистов фонда «Открытая Россия», посчастливилось слышать (в довольно радужных, между прочим, тонах) еще в 2001 году из уст самих отцов реформы.

Уведомление о состоянии моего пенсионного счета почта до меня не донесла ни в 2003-м, ни в 2004-м. И догнала я его уже в октябре прошедшего года, когда оно снова вернулось в ангарское отделение Пенсионного фонда с пометкой «адресат не проживает». Кстати сказать, ничего жизнеутверждающего в «письме счастья» не обнаружилось, оно разве что еще раз убедило меня в том, что заботы о безбедной старости – это наше личное, и ничье больше, дело. Сотрудница ПФ провела меня в комнату, буквально заваленную пенсионными письмами, и поделилась новостью: дескать, в следующем году извещения вообще рассылаться не будут, так как толку от этого все равно никакого.

На отсутствие какого именно толка сетовала работница фонда, совершенно ясно. Пенсионной реформе три года, а людям до сих пор не объяснили, для чего и как она проводится. Да что люди! Президент крупнейшей в стране управляющей компании "Тройка Диалог" Павел Теплухин, принимавший непосредственное участие в разработке пенсионной реформы и на протяжении нескольких лет активно ее пропагандировавший, признался недавно, что больше не хочет и не может этим заниматься.

Как власть «динамила» пенсионную реформу, и какие ошибки были при этом сделаны, об этом Павел Теплухин рассказал все в том же Клубе региональных журналистов.

Президент Путин посмотрел на перспективу

Когда Владимир Путин был еще премьер-министром, ему в голову пришла очень хорошая мысль - составить десятилетний план работы для правительства. Люди очень редко могут себе позволить мыслить на десять лет вперед. Особенность такого мышления заключается в том, что когда смотришь на такую перспективу, то многие вещи становятся суетой, мелочами. И на первый план вылезают действительно большие программы, серьезные реформы.

Пенсионная реформа в почти неиспорченном виде вошла в программу работы правительства на 10 лет. А держалась эта идея на трех китах.

Первый кит – социальная, точнее демографическая составляющая пенсионной реформы. Раньше на одного пенсионера приходилось трое работающих, сейчас – двое, а ближе к 2050 году соотношение будет один к одному. Если бы сохранилась прежняя система, каждый работающий за счет своих налогов должен был бы выплачивать пенсию одному пенсионеру.

Вторая проблема - недостаток в стране длинных инвестиционных денег с низкой доходностью, с низким риском. К примеру, чтобы достроить Богучанскую ГЭС или БАМ или проложить экспортную трубу, нужны деньги, которые не будут востребованы хотя бы в ближайшие 10 лет (это средний срок окупаемости подобных проектов). Таких денег в стране не было. В Чили, Казахстане, Швеции эту задачу решили за счет пенсионных фондов. Россия сказала: чем мы хуже?

Третий важный фактор осознается не всеми. Наши люди всегда на кого-то надеются - на царя-батюшку, на ЦК КПСС, на государство! Это наши стандарты поведения, заложенные почти на генном уровне. В связи со сменой экономического строя в последние 14-15 лет надо было и в мозгах что-то менять. Чтобы человек понимал: если он молодой и здоровый, то должен сам о себе побеспокоиться, в частности заработать на пенсию. За исключением очень ограниченной группы людей, которые сами не могут о себе заботиться, и за которых это должно делать государство.

Чтобы решить эти задачи, реформа была придумана долгосрочной. Первые результаты ее мы увидим примерно через 10-12 лет. Но если ее не начать сегодня, то через 10-15 лет будет поздно.

Своя рубаха ближе к телу

Два года велась работа над законопроектами. Я много нового узнал про наше общество, про нашу политическую систему. Депутаты, представители исполнительной власти в первую очередь защищали свои политические и личные интересы, а интересы граждан в этом ряду были последними.

Я хорошо помню одну сценку. Коммунистическая фракция голосует против всего пакета. Я спрашиваю: что вам не нравится? В ответ слышу: вы собираетесь деньги наших пенсионеров инвестировать в развитие западной экономики. Я говорю о минимизации рисков, предусмотренной законом, о том, что нужно получить достойный доход, который станет прибавкой к пенсии, наконец о том, что реформа написана не для сегодняшних пенсионеров, а для нынешних молодых. Все это напоминает разговор слепого с глухим. Во фракции коммунистов есть грамотные люди, которые имеют экономическое образование, и в кулуарах они признают, что голосовать против реформы - это полный абсурд. Тем не менее коммунисты смогли отрапортовать своим избирателям о том, что они отстояли интересы советского народа и никаким буржуям наши деньги не достанутся.

Хотя надо понимать, что больше, чем Россия, необходимость этой реформы осознавали именно страны Западной Европы и США. Они понимали, что если у нас случится социальный кризис, то он коснется и их тоже.

Таких эпизодов, как с коммунистической фракцией, были тысячи. Все прекрасно понимали, что даже при двух-трех-четырех процентах к 2010 году набежит 50 миллиардов долларов, почти государственный бюджет. Всеми доступными и недоступными, цивилизованными и не очень методами за этот огромный пирог боролись Министерство труда и социальных вопросов, наверное, потому, что традиционно вопросы пенсионного обеспечения находились в его компетенции, Министерство финансов, потому что слово «финансы» присутствует в его названии, Федеральная комиссия по ценным бумагам, потому что инвестиции будут делаться посредством рынка ценных бумаг. Крупной заинтересованной стороной в этом процессе был Центральный банк. Кроме того, существовала администрация президента, которая отслеживала общенациональные интересы. И, наконец, Пенсионный фонд России. Когда такое количество уважаемых людей собирается за одним столом, чтобы обсудить, кто из них будет отвечать за 50 миллиардов, вы же понимаете – договориться невозможно.

Свой против своих

В результате, как это часто у нас бывает, было принято половинчатое решение. Когда Пенсионный фонд России понял, что контроль уплывает из его рук в одно из министерств, он на всякий случай решил блокировать все пути. ПФ просто не визировал нормативные документы. И те самые 26 постановлений правительства, которые должны были быть приняты к 1 мая 2003 года для того, чтобы пенсионная реформа началась в нужные сроки, не были приняты. Когда все устали ждать, даже такой интеллигентный человек, как заместитель министра экономразвития и торговли Михаил Дмитриев не выдержал и открыто, в том числе в прессе сказал о том, что Пенсионный фонд России саботирует пенсионную реформу. Он получил за это нагоняй от премьер-министра и нажил себе врага в лице Михаила Зурабова.

В результате на скорую руку были приняты какие-то решения, проведен конкурс по отбору управляющих компаний, в котором все 55 УК(управляющие компании), подавшие заявления об участии, были тут же признаны победителями. К моменту, когда были объявлены результаты конкурса, прошли сроки рассылки уведомлений о состоянии пенсионных счетов, которую также должен был сделать Пенсионный фонд. Поэтому население о списке управляющих компаний не узнало. Узнали только самые пытливые, которые смогли найти эту информацию на сайте Министерства финансов.

«Письма счастья» опоздали

С рассылкой заявлений тоже был полный конфуз. Начало рассылки все время задерживалось. Проинвестированы огромные деньги, специально построен комплекс, который обеспечивает необходимую конфиденциальность, распечатывает с нужной скоростью в нужном объеме эти письма, автоматически расставляет адреса, а письма не рассылаются. В чем же дело?

Через какое-то время я услышал объяснение - бумагу не той влажности купили. Нужно было отпечатать 40 миллионов извещений, каждое – именное, каждое – номерное. Это сложный технологический процесс, ни в одной стране мира ни одно финансовое учреждение ни разу не пробовало этого сделать. Наш Пенсионный фонд за это взялся, нужно было купить бумагу, которая работает на этой сложной технике, но почему-то купили другую.

Наконец, начали печатать. Вроде должны рассылать, и опять не рассылают. Оказалось, что конверты не того размера! Дальше – больше. Вдруг выяснилось, что почта России бесплатно не работает. А Пенсионный фонд говорит: у нас на услуги почты в бюджете денег не предусмотрено. Бюджет ПФ утверждается Государственной Думой - это закон, а нарушение закона – это растрата бюджетных средств. Люди два года готовились, должны были все предусмотреть, но не предусмотрели.

К тому же лето – все в отпусках. Шутки шутками, но письма надо было разослать к 1 августа. Конверты поступили лишь к 10 октября, люди получили уведомления в конце октября. При этом в конверты была вложена пояснительная записка, в которой сказано: заявления, поданные после 15 октября, не являются действительными. Бред какой-то, говорите вы, и отправляете письмо в ведро.

В это время проходит секретное заседание правительства. Секретное, потому что, кроме членов правительства, судя по всему, о нем никто не знал. На нем принимается историческое решение: продлить срок приема заявок до 15 декабря, но информация об этом публикуется только в «Российской газете». Если вы не читаете «Российскую газету», то вы оказываетесь несведущими.

От нас просто так не отделаешься

В результате титанических усилий аж 2% людей, тем не менее, выбрали частные управляющие компании. Они смогли преодолеть все барьеры: раскопали информацию, нашли бланк заявления, который не вкладывался в письмо (бланк заявления можно было найти на сайтах Пенсионного фонда или Министерства финансов, частным управляющим компаниям запретили вывешивать его на своих сайтах, хотя законом было предусмотрено, что заявление может быть написано в простой письменной форме), заполнили заявление, заверили его у нотариуса и отправили. Таких оказалось 700 тысяч человек. Я считаю, что в сложившихся условиях это очень много.

Могу сказать, что за рассылку писем по администрации президента, «Белому дому» и Государственной Думе отвечали специально закрепленные сотрудники центрального аппарата Пенсионного фонда России. Они лично разносили уведомления, не доверяя почте, чтобы, не дай Бог, не опоздать. При этом нарушались все законы и ими же установленные правила о конфиденциальности.

Бесконечная история

В 2004 году ситуация развивалась по тому же сценарию. Весной в России началась реорганизация правительства. Главное действующее лицо - глава Пенсионного фонда Михаил Зурабов перешел на другую работу. Инспекция негосударственных пенсионных фондов, существовавшая при Министерстве труда, перешла под руководство Федеральной службы по финансовым рынкам, которая тоже была только что сформирована на базе бывшей Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. У Министерства финансов функция контроля за пенсионной реформой была изъята.

Поэтому до лета никто ничего в сфере пенсионной реформы не делал.

И тут вспомнили: ба! в законе-то записано, что мы до 1 июля должны все письма разослать! А кто должен? Кто ответственный? Нашли ответственного – Пенсионный фонд России. Хорошо, разошлем, но не сейчас, потому как лето, каникулы. А сроки, как в прошлом году, перенесем. И вплоть до середины сентября народ убеждали, что волноваться не стоит – сроки будут изменены.

По закону, до 1 октября граждане должны определиться, как они распорядятся своими пенсионными деньгами, в этот день заканчивается прием заявлений. А 26 сентября председатель Пенсионного фонда с удивлением констатировал в каком-то интервью, что сроки никто менять не собирается. Причем тут же он вспомнил, что у него есть еще одна обязанность – он должен заключить договор с трансфер-агентами, которые должны принимать от граждан эти самые заявления. Я хочу напомнить, что в пенсионной реформе участвует 40 миллионов человек, организовать прием заявлений от них – просто титаническая работа. С 26 сентября у трансфер-агентов оставалось ровно два рабочих дня для того, чтобы эти заявления принять. Причем, заметьте, что основная масса писем еще не дошла до своих адресатов.

Что меня окончательно добило? Примерно 1 ноября Пенсионный фонд собрал пресс-конференцию и сообщил о том, что он понял: население нужно проинформировать о пенсионной реформе. И начал рассылку буклетов, брошюр и других вспомогательных материалов по своим отделениям. Они, наконец, решили потратить выделенные на это дело 6 миллионов долларов, чтобы донести до 40 миллионов наших сограждан их права! Право заработать хотя бы чуть-чуть больше для своей же пенсии.

Шаг вперед, два шага назад

В мае 2004 года из числа участников пенсионной реформы вычеркнули людей с 1955 по 1966 годы рождения. Объяснили это тем, что необходимо снижать единый социальный налог. В нашей стране налоги действительно высокие, в основном из-за ЕСН. Но компенсировать его снижение решили за счет самой активной части населения, которая деньги зарабатывает и о будущей пенсии начинает подумывать. Дескать, все равно они ничего накопить не успеют, а у государства все надежнее, оно стабильнее. Причем правительство даже не задалось вопросом: действительно ли снижение социального налога адекватно уменьшению количества участников пенсионной реформы с 40 до 20 миллионов? Оказалось, нет. Нужно было просто пенсионную реформу каким-то образом подвинуть, вот ее и подвинули. Оставили 20-летних студентов. Ну какой студент думает про пенсию? Ему бы на буфет хватило.

Ровно через месяц руководство Пенсионного фонда говорит, что пора бы подумать о повышении пенсионного возраста. Логично, ведь получается, что когда вы доживете до 60-65 лет, до пенсионного возраста, в нынешних деньгах вы будете получать 600 рублей пенсии. Вы на эти деньги проживете? Наверное, нет. Но вам говорят, что и этих 600 рублей для вас нет, так что вам придется поработать до 70 лет.

Я потратил два года своей жизни на проталкивание пенсионной реформы, потом два года на то, чтобы объяснять всем, кто готов был меня слушать, как эти законы должны работать. Но после того, что происходит сейчас, руки опускаются.

У Путина до завершения президентского срока времени осталось немного. Народ ему в рамках этого срока «спасибо» за пенсионную реформу сказать не успеет. Так что ему это теперь не надо. Нашему премьер-министру тоже не очень-то надо. А кому надо? Сорока миллионам российских граждан это действительно нужно, но их ведь никто не спрашивает.

  

Татьяна ЛУКАНКИНА, г. Ангарск. Еженедельник «Подробности», № 6, 10 февраля 2005 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики