Еще в 1992 году Российская Федерация заявила миру о своем намерении присоединиться к предшественнику ВТО – Генеральному соглашению по тарифам и торговле. Семь лет назад была создана рабочая группа по вступлению России во Всемирную торговую организацию. И уже в 2002 году пресса возвестила о скором и положительном для нашей страны решении вопроса. Прогноз этот не оправдался. На дворе 2005 год, а перспективу членства России в ВТО и сегодня нельзя назвать определенной. До сих пор у этого исторического шага есть свои сторонники и противники. О реальных и мнимых угрозах вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию наш разговор с экспертом по ВТО, директором научных программ независимого института социальной политики Лидией ОВЧАРОВОЙ.
– Могли бы вы вкратце рассказать, что такое ВТО?
– Фактически ВТО – это большая переговорная площадка по выработке документов, регулирующих мировую торговлю. ВТО разрабатывает определенные соглашения и принимает меры для того, чтобы эти соглашения выполнялись. Если страна не выполняет договоренности, то все члены организации объединяются и устраивают этой стране торговый бойкот. Всемирная торговая организация в состоянии заставить жить по своим правилам даже такую страну, как Соединенные Штаты Америки.
Политика организации направлена на снижение тарифных барьеров. С 1947 по 2000 год таможенные тарифы в среднем по странам-членам ВТО снизились на порядок – с 40-48% до 4-6%. Наиболее активно тарифы снижали развитые государства. А вот развивающиеся страны продолжают использовать их как барьеры.
– К каким из них относится Россия?
– Россия занимает промежуточное положение. Наши таможенные тарифы примерно в 2,5 раза ниже, чем в развивающихся странах, но в 1,6 раза выше, чем в развитых государствах. В 2002 году средний тариф в России составлял 10-11%. Дело в том, что собирать таможенные платежи значительно проще, чем, например, НДС или налог на прибыль.
– В результате снижения таможенных тарифов поток импортных товаров увеличивается и отечественные производители оказываются в затруднительном положении.
– Противники вступления в ВТО все чаще озвучивают этот лозунг. В значительной степени это миф. При вступлении России в ВТО тарифы снизятся в среднем на 2-3%. Вряд ли это приведет к существенному увеличению импорта. Тем более что там, где это было возможно, таможенные барьеры уже пробиты. Это видно по ситуации с продуктами питания, с ввозом подержанных автомобилей.
– Как это отразится на российских автолюбителях, в частности, на тех, кто сделал выбор в пользу японских автомобилей?
–Я думаю, если Россия перестанет выпускать «Жигули», то это не так страшно. Сохранение рабочих мест гораздо важнее. И с этой проблемой главным образом столкнется Самарская область.
Вторая проблема – ввоз японских автомобилей. В переговорах с Россией Япония добивается снижения пошлин на свои новые автомобили для того, чтобы расширить их сбыт на нашей территории. При этом Япония обещает содействовать России в создании барьеров для ввоза старых автомобилей. Скорее всего это приведет к росту цен на них, что для менее обеспеченных слоев населения создаст определенные трудности.
– Лидия Николаевна, все последние годы полемика вокруг вступления России в ВТО то затухает, то разгорается с новой силой. А зачем России, которая во всем ищет свой путь, становиться членом ВТО?
– Ответ на этот вопрос очевиден, хотя бы потому, что на сегодняшний день ВТО объединяет 145 государств, производящих 97% мировой продукции. Если мы не будем участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с торговлей товарами, которые мы продаем на экспорт, например нефть, газ, лес, если мы будем за рамками этих переговоров, то, безусловно, окажемся в проигрыше.
– Раз уж Россия твердо решила присоединиться к странам-членам ВТО, как скоро, по-вашему, это произойдет?
– Предполагается, что в 2007 году. Хотя прогнозы здесь делать трудно. В принципе, после того, как в 1992 году Россия подала заявление на вступление в ВТО, вопрос был уже решен. Но дальше много времени было потрачено на попытки убедить нас в том, что вступать в ВТО не нужно. Хотя ни Ельцин, ни Путин не возьмут на себя ответственности отозвать это заявление. Россия была бы похожа на невесту, сбежавшую из-под венца.
Теперь ведется сложный и длительный переговорный процесс. Как страна, претендующая на членство в ВТО, Россия должна договориться не только с самой торговой организацией, но и с каждым ее членом в отдельности. Понятно, что каждая страна пытается добиться более выгодных для себя условий. В частности, Китай занимает весьма жесткую позицию в отношении России, Европейский Союз настаивает на том, чтобы мы уравняли внутренние и экспортные цены на газ и электроэнергию, которые сейчас разнятся в четыре раза. Определенные требования высказывают США, хотя после участия Буша и Путина в тихоокеанском саммите нам удалось договориться еще с семью странами.
В ряде случаев Россия сама занимает тормозящую позицию. В частности, в плане договоренностей об авиаперевозках. В настоящее время Российская Федерация взимает со всех авиакомпаний плату за пролет над своей территорией. Наше законодательство устроено так, что все эти деньги достаются «Аэрофлоту», хотя понятно, что «Аэрофлот» не имеет к этому никакого отношения, но в силу этих обстоятельств является одной из трех авиакомпаний в мире, остающихся прибыльными. Большинство стран-партнеров требуют, чтобы мы отменили этот сбор, другая часть настаивает на том, чтобы мы не передавали деньги «Аэрофлоту», а забирали бы их в бюджет. Россия заявила, что пока она не будет участвовать в переговорах по авиаперевозкам, поэтому эти вопросы выведены за рамки обсуждаемых. Это допускается нормами ВТО. Однако это провоцирует ряд других претензий к нашей стране.
– Так что же, угрожает отечественной экономике вступление России в ВТО?
– Реальная угроза существует в основном для обрабатывающей промышленности, и прежде всего для машиностроения, электронной промышленности, станкостроения и тракторостроения, чья продукция не выдерживает никакой конкуренции. Сложности возникнут для металлургии, химической промышленности, фармацевтики, мебельной и пищевой промышленности, страхования и рынка финансовых услуг. Присоединение России к Всемирной торговой организации должно подстегнуть эти отрасли или заставить правительство принять принципиальное решение – будем ли мы вообще выпускать эту продукцию.
– Самые жаркие споры касаются сельского хозяйства. В чем проблема?
– Сельское хозяйство, а также авиа- и автомобилестроение потратили десятилетие на то, чтобы показать, что членство России в ВТО приведет их к полному упадку. Вместо того чтобы стать эффективными игроками на мировых рынках.
Когда страна вступает в ВТО, то от нее требуется зафиксировать уровень субсидиарности, и большинство наших партнеров настаивает на том, чтобы мы закрепили нынешний объем субсидий. Но Министерство сельского хозяйства считает, что мы должны зафиксировать уровень 1990 года, когда дотации были в десять раз больше.
Второй момент – ВТО настаивает на изменении формы поддержки сельского хозяйства. Это должны быть не субсидии, а кредиты, которые потом возвращаются.
Но в нашей стране другие проблемы. Нам нужно научиться выпускать качественную продукцию для внутреннего потребления по приемлемым ценам. А также добиться, чтобы субсидии в полном объеме доходили до сельскохозяйственных предприятий. Сейчас у нас на пути к товаропроизводителю теряется до 90% выделенных денег.
– До сих пор мы говорили о проблемах, с которыми наша экономика столкнется при вступлении в ВТО. Но ведь с этим шагом связаны и вполне определенные, даже в деньгах подсчитанные выгоды?
– Конечно. Во-первых, это получение недискриминационного доступа на отечественные и иностранные рынки. По оценкам Минэкономразвития, наш выигрыш здесь составит порядка миллиарда долларов. Сейчас этот миллиард мы теряем в частности из-за того, что против нас демпингуют, против нас выставляют квоты.
Во-вторых, это внедрение систематизированного делового законодательства. Проблема России заключается в том, что по одному и тому же вопросу один суд принимает одно решение, а другой - другое. И о том, какое решение правильное, у нас идет извечный спор. Третье преимущество, от которого выигрывает потребитель, это расширение доступа к качественным импортным товарам.
Четвертое - участие в выработке международных правил торговли с учетом национальных интересов. И, конечно, использование механизмов ВТО в решении торговых споров. По оценкам Минэкономразвития, от этого мы опять - таки сможем выиграть порядка миллиарда долларов.
– Какие «национальные особенности» мы должны учитывать, чтобы сделать членство во Всемирной торговой организации наиболее выгодным для себя?
– Ну, во-первых, Россия – это страна с большим экспортным потенциалом. Хотя наш экспорт ориентирован на природные ресурсы, и это уже становится не нашим преимуществом, а нашей бедой.
Во-вторых, у России огромная территория, соединяющая разные страны. Пока мы очень слабо используем свою территорию для транзита, но в дальнейшем, после вступления в ВТО, развитие транспортного моста между Японией и Европой, между США и Европой, связь с Китаем через нашу страну - это серьезный бизнес, который нельзя игнорировать.
Еще один выигрыш Россия может получить от постоянно снижающегося, но все еще достаточно высокого квалификационного потенциала. И, наконец, инновационно-технологический потенциал России, еще сохранивший достаточно высокий уровень в некоторых наукоемких технологичных отраслях (космос, оборонка, биохимия). По крайней мере, по сравнению с недавно вступившим в ВТО Китаем мы имеем здесь определенные преимущества.
– Лидия Николаевна, большинство экспертов сходится на том, что в целом для страны присоединение к ВТО не повлечет серьезных негативных последствий. Однако российские регионы весьма неоднородны. Какую роль будет играть при вступлении во Всемирную торговую организацию этот фактор?
- В России регион проживания является самым мощным фактором неравенства. Более того, поляризация наших территорий в смысле экономической успешности все более усугубляется. И вступление России в глобализационную структуру ВТО значительно обострит эти процессы.
Россия отличается еще и тем, что отрасли экономики, которые, скорее всего, пострадают от вступления в ВТО, сконцентрированы в определенных регионах. Восемьдесят процентов автомобилестроения находится в одном регионе, 60% текстильной промышленности сконцентрировано в двух. В десяти регионах производится примерно половина всего крупного рогатого скота. Всего 27 регионов столкнутся с проблемами вступления России в ВТО. Им уже сейчас нужно задуматься о том, как быть во всеоружии.
Если мы не придумаем, как дать толчок развитию экономически слабых регионов, а будем отбирать деньги у богатых, чтобы отдать их бедным, то рано или поздно мы придем к ситуации, когда все станут жить плохо. Это – теория экономического развития, которая знает достаточно примеров.
Материал подготовлен при участии клуба региональных журналистов фонда «Открытая Россия».

Татьяна ЛУКАНКИНА, г. Ангарск. Городская газета «Время», № 20, 24 февраля 2005 г.

|