Легче всего расставаться с тем, чего не имел. Видимо, поэтому митинги протеста против монетизации льгот обошли Урюпинск стороной. Если в других городах отмена транспортных льгот стала главной причиной социального недовольства, то у нас, по данным городских властей, 65 процентов льготников льготами никогда не пользовались а потому и ущемления своих прав не заметили. Тем не менее, к «Свободному микрофону» - ежемесячной акции урюпинских коммунистов, на этот раз посвященной монетизации,— пришла не одна сотня человек, причем не из числа партийцев и вопреки жуткому холоду.
Что же волновало льготников в регионе, где областные транспортные льготы сохранены в натуральном выражении, а федеральными компенсациями люди должны быть счастливы—раньше они не получали ни денег, ни льгот? Нарекания вызывала неразбериха и плохая организация лекарственного обеспечения. Стариков возмущало деление их на «федеральных» и «региональных», из-за чего дело доходит дело до того, что инвалидов, которых обеспечивают более надежный и щедрый федеральный бюджет, стали тихо ненавидеть прочие, менее «счастливые» льготники. Монетизацию признали провалившейся, а курс реформ, в том числе социальной, -- антинародным.
Так что же есть монетизация—благо или зло, и куда действительно идем с таким подходом к реформам?
КОГДА ЛЬГОТНИК—КАЖДЫЙ ВТОРОЙ
В конце 90-х годов теперь уже прошлого века, когда детские пособия задерживали годами, а многие льготы не предоставляли вовсе, начальник городского управления соцзащиты населения В.В. Павлов в разговоре обронил в сердцах, что льготников развелось слишком много, а пособия и вовсе нужны не всем, а лишь тем, кто нуждается, и то — лучше адресно. Тогда это прозвучало почти кощунственно. Хотя он, видимо, знал, о чем говорил: в 1998 году треть российских семей имели льготополучателей. По данным Независимого института социальной политики, сегодня таких семей около 50 %. Число льгот увеличилось до тысячи, и льготы, возникшие, как категория, еще в отношение героев гражданской войны ради предоставления им некоторых привилегий, сегодня выполняют функции поощрения, а с 90-х годов – и социальной защиты. Об этом рассказала на одном из семинаров Клуба региональных журналистов директор вышеназванного института Татьяна Малева. Именно в тот черный период российской экономики, падения уровня жизни для поддержания доходов населения, стали вводить льготы. Они стали расти как снежный ком, и достигли такого количества, что учесть реальное число льготников практически невозможно—многие являются льготополучателями сразу по двум-трем категориям. Справиться с такой махиной затрат не в силах никакой бюджет. Поэтому, по сведениям того же Независимого института социальной политики, лишь 10 % льгот финансировались федеральным бюджетом, с 60 % худо-бедно справлялись регионы, а остальные не финансировались никак.
Но начались судебные тяжбы: местные власти стали судиться с ведомствами, которые отказывались предоставлять льготы без денег (вспомните суд администрации города с «Урюпинскмежрайгазом), граждане начали требовать свое законное и выигрывать суды (пример—участник войны Скорбилин, высудивший у городского бюджета деньги на покупку квартиры). Короче, стало ясно, что льготы—явление противоестественное для экономики, малоэффективное и в плане социальном небезупречное. С ними надо прощаться, пока судебные иски не захлестнули. Что было делать?
Отказаться вовсе— вызвать социальный взрыв. Сократить число социальных обязательств государства? Но какому принципу? Да и мера непопулярная. Был третий путь — отменить льготы для всех заслуженных и пр., направить деньги в регионы на раздачу действительно бедным, то есть перенацелить соцподдержку на наименее защищенных людей. По мнению научного руководителя Центра социальных исследований и новаций и горячего сторонника реформы системы льгот Евгения Гонтмахера, также выступавшего на семинаре перед региональными журналистами, таким шагом могла бы стать монетизация льгот. Но в итоге получилась ситуация обратная: и самым бедным не станет легче, ведь деньги уже заняты и на реальную адресную помощь нуждающимся их в бюджетах их не осталось, и социальной справедливости нет— независимо от материального положения, инвалид 2 группы в Москве и на Чукотке получает одинаковую тысячу, а его сосед, ветеран труда,-- столько, сколько даст губернатор. Наверное, разработчики умудрились найти худший выход.
КТО ВИНОВАТ: ЗАКОН ИЛИ ЕГО ПРИМЕНИТЕЛИ?
Сейчас много существует спекуляций: мол, закон хорош, но виноваты регионы. Это не так. В самом законе заложено много ошибок. К примеру, не учли психологию льготников, часть из которых расценивают льготы не как добавку к пенсии, а как признание их заслуг перед родиной. (Когда Герои Советского Союза узнали о монетизации, они объявили, что выйдут на Красную площадь и положат свои Звезды у Мавзолея. Тогда их решили оставить в покое и льготы сохранили). Второй ошибкой было то, что как предмет компромисса сохранили соцпакет, куда вошли самые дорогие льготы—лекарства, санаторно-курортное лечение, а после взрыва возмущений и вовсе пошли на уступки, ввели единый проездной билет, чем вовсе свели на нет всю идею монетизации. Но у закона есть и главная проблема— распределение финансовой ответственности. В ней, а не в саботаже регионов, тормоз монетизации.
РЕГИОНЫ В ЛОВУШКЕ
Почему сегодня молчат льготники -«федералы»? Потому что законодатели на «своих» заложили в федеральном бюджете достаточно средств. Почему бы всех льготников не «посадить» на федеральный бюджет? А потому, что денег как не было на всех, так и нет. Тогда и отодвинули эту проблему на регионы, видимо, полагая, что раньше там как-то разбирались, и теперь выкрутятся. Сделали вид, что не существует разницы в экономиках регионов, что кто-то может платить за льготы, а кто-то нет. При этом у регионов забирают самые ясные и четко собираемые налоги, а отдали самые многочисленные и неудобные категории льготников. В итоге региональные власти не знают, сколько вообще смогут выделить средств на компенсацию. Монетизация начинает принимать уродливые формы, когда ветеранов заставляют идти «в инвалиды», льготы которых компенсирует федеральный бюджет. Такая вот «инвалидизация» населения. По мнению Т.М. Малевой, просчеты не только экономические и социальные, но и политические. Регионы отдают политическую власть, но берут экономическую ответственность. Вот почему в сегодняшней ситуации, не смотря на то, что есть ряд регионов, которые вполне могли бы продвигаться эффективно по пути реализации закона 122, сложилась ситуация, когда регионы как минимум не помогают этому закону. А многие и просто не имеют возможности и становятся заложниками закона, где черным по белому писано, что материальное положение ни одного льготника ухудшиться не должно.
КАК ВОЗИТЕ, ТАК И ПЛАТИМ. И НАОБОРОТ
Есть еще одна сторона вопроса—льготопредставляющие предприятия. Они-то уж точно должны выиграть от монетизации, ведь отпадет нужда в выбивании дотации и денежки живые пойдут в кассу. Но вернемся к началу разговора о том, почему урюпинских льготников все устраивает в транспортных льготах. Ведь, по логике, всей компенсации хватит на пару поездок в дальний хутор и назад. А дело в том, что в село автобусы и раньше ходили редко, льготников возить невыгодно. А в городе уже нормой стали один-два рейса по маршруту в сутки. Директор автотраспортного предприятия Василий Краснов жалуется, что нет денег на бензин, что по городу катаются одни льготники, а область денег на них дает мало. Ему я задаю вопрос: «Монетизация вам поможет? Лучше будет, когда бабушка с живой копеечкой в автобус сядет»? И к своему удивлению слышу, что будет еще хуже: жадная бабка пятак спрячет под матрас и ни в жизнь не поедет в автобусе. Поэтому автопредприятию придет вообще швах, ведь и дотаций оно не получит.
Ситуацию пояснил городской глава Валерий Сушко: «Конечно, Урюпинское пассажирское автопредприятие не получает областную компенсацию на перевозку пассажиров-льготников в полном объеме. Но ведь как расчитывается потребность в возмещении льгот? 4,5 тысячи льготников умножаются на 50 поездок в месяц на каждого, затем на 12 месяцев. В итоге получается огромная сумма, которую и в самом деле невозможно осилить областному бюджету. Предприятие не заинтересовано произвести учет фактических льготников. Ситуация на всех автопредприятиях непростая, это объективно, но у нас проблеме недофинансирования добавляется и то, что работают неэффективно и не заинтересованы в сборе денег».
В подтверждение сказанного могу привести отчетные данные ПАТП, которые мы публиковали прошлой осенью ко Дню автомобилиста: за 9 месяцев 2004 года автопредприятием «Урюпинское» перевезено 10,1 млн. пассажиров, сожжено 456 т бензина на 3,8 млн.рублей… Выходит, в месяц 54 автобуса ПАТП умудрялись перевезти более 1 миллиона человек, а каждый из них ежедневно “брал на себя” по 600 человек. И это в городе с населением меньше 50 тысяч человек и с одним несчастным утренним рейсом по каждому из автобусных маршрутов! А директор говорил, что до монетизации катались одни льготники, оттого и подорвали экономику предприятия…
Шутки шутками, но монетизация при таком исполнении на местах и впрямь забуксует, даже если на высших уровнях с ней что-то решат, Минфин отыщет в пожарном порядке средства и окажет срочную помощь регионам. Наш регион, к примеру, хоть и называется донором, а все расходы тоже вряд ли потянет: роста производства, на который рассчитывает страна, нет, даже на повышение «детских» в бюджете денег пока не нашли.
Итог: неразбериха, с которой мы столкнулись и пока идем дальше, принесла вред и самой идее реформы, и государству. Монетизация не сократила бюджетных расходов, а только увеличила их. Льготы не отменили, и ощущение такое, что придет 1 июля, а решения о полной замене льгот деньгами так и не будет. Впрочем, в относительном выигрыше пока чувствуют себя те, кто живет в сельской местности и получает компенсацию.
ЧТО ТАМ ВПЕРЕДИ, МЫ НЕ ЗНАЕМ. И ПРОШЛОЕ ХОТИМ ВСЕ ЕЩЕ ДОГНАТЬ…
Возвращаясь к началу, стоит сказать, что даже коммунисты, организаторы акции против монетизации льгот, и те в конечном итоге понимают, что с льготами что-то надо было делать. Следует признать, что сегодня мы живем в другом мире, возврата к прошлому не будет, а впереди - отмена новых льгот, которую бы уже в этом году провели, если бы сама «Единая Россия» не ужаснулась, увидев цифры. Отмена льгот ЖКХ, которая, по всем статьям, состоится в будущем году, реформы здравоохранения и образования — к ним надо быть готовым. И не только нам, чтобы не вышло как с монетизацией - блин большим и жирным комом.

Ольга ШУШЛЕБИНА, г. Урюпинск. Газета «Урюпинская правда», 17 февраля 2005 г.

|
|