НАНИЗАННЫЕ НА ВЕРТИКАЛЬ
Автор: Харитонов Антон
Регион: Владивосток
Тема:  Реформа государственного устройства , Проблемы регионов
Дата: 18.03.2005

Вертикаль власти, озвученная некогда президентом, почти достроена. После новшества под названием «назначение губернаторов» регионы замерли в ожидании новых правительственных решений, приказов и реформ, касающихся своих полномочий. В этом мучительном ожидании стало понятно, что ни правительство, ни президент все так же не в состоянии выстроить работу более чем тридцати миллионов чиновников.

Наши беды

Политический курс и реальные политические решения – разные вещи. Сегодня большинство россиян осознали, что заданный президентом курс на реформирование экономики не приносит ожидаемых результатов. И как выяснилось проблема не в том, что «низы недовольны» и потому не хотят создавать товары с добавленной стоимостью. Причина в том, что бюрократический аппарат государственного управления практически бесполезен. Другими словами, причина в том, что «не могут верхи». Странно, но пока еще есть в России энтузиасты, которые верят президенту и видят в нем залог российского успеха. А тем временем миллионы чиновников «работают» в своем никому непонятном ритме и направлении.

В России любят пословицы. Одна из них - рыба гниет с головы. Может быть, поэтому многие прямые постановления и решения президента тихо бойкотируются теми лицами, которые за эти решения и отвечают. То же самое происходит ниже и ниже по служебной лестнице каждого отдельного взятого ведомства. Возьмем простой пример – выдача лицензий и контроль федеральными ведомствами коммерческих фирм. Чиновники, отвечающие за выдачу лицензий, породили сотни фирм, паразитирующих на их неспособности нормально и эффективно работать. В результате лицензию сегодня может получить та фирма, которая работает через посредников (адвокатские конторы), которые в свою очередь знают, кому и какой по толщине конверт нужно дать. И вообще адвокаты утверждают, что работа чиновников построена таким образом, что практически невозможно получить лицензию, действуя самостоятельно. Если взять цифры, то абсурдность ситуации еще очевидней. Порядка 70 тысяч долларов в месяц платят владивостокские бизнесмены адвокатским конторам для получения лицензий у чиновников. И это происходит в то время, когда Кремль в каждое ухо запихнул свою «поддержку малого бизнеса и облегченный доступ к финансовым ресурсам».

Что касается контролирующих органов, то это больная тема для всех, имеющих отношение к коммерческой деятельности. На справедливое возмущение коммерсантов, уставших от «отфутболивания» и административного беспредела, чиновники спокойно отвечают, что они подконтрольны Москве и руководствуются инструкциями 1961 года. Полвека уж минуло, господа!

Игра в одни ворота

В то время когда федеральный центр не может оценить свои возможности и способности, кризис разворачивается на региональном уровне. Краевые власти подхватывают фискальную политику государства по отношению не только к субъектам реального сектора экономики, но и к местным властям. Обратим внимание хотя бы на социальные программы федерального центра. За несколько лет правительством было принято более двухсот социальных программ о ветеранах, инвалидах, спортсменах, врачах, учителях и т.д. Ни одна из них, за редким исключением, не финансировалась из федерального профицитного бюджета. Федеральный бюджет, видите ли, должен пополнять «пресловутый» резерв, а резерв благополучия россиян, как оказалось, не имеет значения. Последняя попытка власти что-то сделать в отношении социальной сферы (замена льгот пособиями) вообще привела к миниреволюциям на уровне муниципалитетов. Одним словом, до сих пор нищие российские города тащат так называемый «программный мешок» на плечах своих дефицитных бюджетов.

Очевидно, что западный путь экономического развития не для нас. Его особенность – экономика отдельно взятых регионов основывается не на государственном регулировании, а на географических, демографических и инвестиционных составляющих. Другими словами, на Западе каждый отдельно взятый город и область стремились к процветанию – чего быстро и добились – без давления и указания сверху.

В России же наблюдаются полностью противоположные процессы – региональная власть и подчиненные ей муниципалитеты ПОЛНОСТЬЮ ЗАВИСЯТ от федерального центра. Зависимость строиться на выстраивании ровных и широких денежных потоков в федеральный бюджет себе же в убыток. В результате муниципалитеты теряют деньги и полномочия и не могут реально регулировать микроэкономические процессы на своей территории.

Московский мешок

Из-за политики «стягивания одеяла» Москва стала похожа на большой мешок, набитый деньгами, властью, влиянием и полномочиями. И любое проявление деловой инициативы в той или иной степени зависят от этого мешка. Дадут или не дадут лицензию, введут квоты на мясо и другую «пищевку» или не введут, повысят пошлины на иномарки или нет, ослабят таможенные сборы или не ослабят, введут ли акцизы или не станут, будут ли, в конце концов, «контролеры» навещать компанию ежедневно или только еженедельно – эти и сотни других вопросов на разных уровнях упираются в «федералов».

Итоги такой политики слабо предсказуемы. На фоне беднеющих регионов и городов, Москва по уровню жизни уже перешагнула многие европейские города.

Уместно вернуться к вертикали власти. Именно этот вектор позволяет федеральным ведомствам на местах чувствовать себя более чем вольготно. Например, большинство депутатов Законодательного собрания Приморского края утверждают, что выработать какие-то совместные решения по снижению административных барьеров с ведомствами невозможно. Просто такие механизмы отсутствуют.

Нет, осуждать президента и карманное правительство мы не в праве. Того и гляди, нас уличат в антипатриотической деятельности, что сегодня близко к обвинению в терроризме.

Бегство от дефолта

Причины фискальности правительственной политики и несоответствие реальных экономических показателей с ожидаемыми во многом лежат в области макроэкономики. Точнее президентского видения макроэкономики. Почему-то глава государства решил, что почти достигнутые Россией до приемлемого на Западе уровня макропоказатели, могут затмить приобретенные регрессивные тенденции и нормы, которые уже завтра эти показатели и уничтожат. Например, тенденции к оттоку капитала и нежеланию отечественного бизнеса развивать производство перед страхом экспроприации государством. Или, приобретенная норма - наказание неугодных Кремлю бизнесменов «силовиками, судом и налоговой». Вы знаете, список очень внушительный.

Нет, нет. Никто не спорит, что внешний долг погашать надо. Но и риски, связанные с этим, надо учитывать.

По словам ведущего аналитика МДМ-Банка Кирилла Тремасова, «ситуация с федеральным бюджетом в России не составляет сомнений в том, что Россия скоро расплатиться по своим долгам. Но то, что зарубежные агентства не повышают рейтинг России до инвестиционного уровня и ждут прохождения пиковых платежей, связанно не с текущей «нефтяной» кредитоспособностью России, а именно с ее желанием платить по долгам». Вот вам задача на дом, не правда ли?

По мнению «Вестника Русского экономического общества», «правительству надо стремиться к сбалансированному бюджету. Возможность точного прогнозирования расходов государства и сопоставимых им доходов характеризует стабильное и предсказуемое развитие экономики. В наших же условиях профицит бюджета является экстраординарным и государство явно недофинансирует многие сферы жизни».

В итоге, под макроэкономическими знаменами и значками на груди «пора что-нибудь реформировать» Кремль запустил государственную мясорубку, в которой перемалываются не только доходы предприятий и отдельно взятых людей, но и доходы сотен российских муниципалитетов.

Без альтернативы

Странно, что федеральная власть не учитывает и не просчитывает альтернативы большинству своих решений. То ли это интеллектуальная импотенция, то ли просто дикое желание личного обогащения небольшой кучки людей. А в Москве до сих пор свято верят в то, что именно федеральная власть выправит ситуацию. Но цифры гораздо красноречивей. Цифры не Госкомстата, а независимых источников. Прирост инвестиций в основной капитал, за исключением нефтяного и газового сектора, уже несколько лет не превышают 3-4%. Уровень инфляции в 10-12%, а фактически 16-20%, означает признание Кремля своего бессилия и очередной «подарок» коммерческому сектору. Так же, нельзя не отметить негативную тенденцию возрастания роли сырьевых отраслей в экономике страны. По заявлению Алексея Кудрина, более половины доходной части российского бюджета будет обеспечено за счет продажи нефти и газа. Еще цифра – удельный вес убыточных промышленных предприятий в стране составляет порядка 35%. Можно продолжать до бесконечности.

В любом случает, безосновательному оптимизму «новых» патриотов следовало бы поубавиться. А лозунги «С Путиным – к процветанию» стоило бы рассматривать с весомой долей скептицизма. В противном случае мы вырастим пагубный менталитет «надежды на дядю» так и не задавшись вопросом: «А нужны ли мы этому дяде?».

  

Антон ХАРИТОНОВ, г. Владивосток. Газета «Красное Знамя Приморья», № 18 и газета «Вестник Тернея», № 235, 18 марта 2005 года.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики