ЧЕГО ЖДАТЬ ОТ РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ?
Автор: Абрамова Екатерина
Регион: Бугульма
Тема:  Проблемы образования
Дата: 23.03.2005

Вопрос необходимости проведения реформы в сфере среднего, среднего профессионального и высшего образования широко освещался на пресс-конференции, организованной в Москве РОО «Открытая Россия», Клубом региональной журналистики «Из первых уст» специально для представителей региональных СМИ. Комментировала сложившуюся предреформную ситуацию директор Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства Т. Л. Клячко.

- Татьяна Львовна, с чем связана необходимость реформ образовательной системы? Зависит ли это от роста числа желающих получить высшее образование?

- Необходимость реформ системы образования Российской Федерации вызвана стремительными изменениями, происходящими на протяжении последнего десятилетия, и появлением принципиально новых тенденций в этой сфере. Статистические исследования показывают, что 2000 год стал переломным в сфере высшего образования Российской Федерации. В этот год число выпускников школ сравнялось с числом поступающих в высшие учебные заведения. А уже в 2004 году число поступивших в вузы на 250 тыс. превысило количество выпускников. Поведение вузов понятно: «секрет» кроется в системе финансирования - экономически им выгодно как можно большее количество учащихся. Берут всех: вчерашних школьников, выпускников ПТУ и специализированных учебных заведений. Таким образом, проблемы доступа к высшему образованию как таковому в стране сейчас нет.

- За последнее время резко увеличилось количество коммерческих вузов, готовящих специалистов на платной основе. Государственные бюджетные вузы также стали предоставлять платные услуги. Как в связи с этим распределяется поток поступающих и что может произойти с экономикой учебных заведений?

- Платный прием сейчас стремительно растет. В 1995 году доля бюджетных студентов составляла 85%, в 2000 году - 54%. За десять лет ситуация серьезно изменилась. Сейчас количество студентов, обучающихся на платной основе в госвузах, составляет 51%, а с учетом негосударственных вузов - 59%. Впрочем, текущая демографическая ситуация в дальнейшем может вызвать естественное сокращение доли платного обучения. К 2010 году выпуски средних школ сократятся на треть, и, если бюджетный прием останется на том же уровне, платный начнет падать. И это - одна из серьезных проблем российского высшего образования: за десять лет экономика вузов существенно перестроилась, сориентировавшись на денежный поток платного обучения. В настоящий момент государственное финансирование системы высшего образования составляет ,3 млрд. В то же время официальный доход вузов от платного обучения - млрд. плюс -1,5 млрд. «теневых», неучтенных доходов. В случае сокращения столь существенной статьи доходов российские вузы попадут в крайне тяжелую ситуацию.

- За тот период времени, который Вы нам осветили выше, изменились ли профессиональные приоритеты россиян? Какие специальности сейчас самые рейтинговые среди населения?

- Исследования, проводившиеся среди молодых людей от 15 до 35 лет, показали, что предпочтение отдается «профессии» бизнесмена (40%, в 1999 году - 20%), далее идут специалисты по IT-технологиям (30%, в 1999 году - около 0%), юристы (29%, в 1999 году - около 20%), экономисты (24%, в 1999 году - около 20%), врачи (21%, в 1999 году - около 3%). По-прежнему «в опале» учителя и рабочие. Таким образом, в обществе появилось осознание того, что существуют «вечные» профессии, которые всегда будут востребованы. Интересна приоритетная позиция «бизнесмена». Сейчас это уже не стремление быть просто богатым человеком. Это стремление быть человеком, который сам определяет свою собственную жизнь и достигает социального успеха.

- Думаю, примерно это же показал бы опрос и в нашем регионе. Однако среди абитуриентов немало и таких, которые получают дополнительное высшее образование. По вашей статистике является ли это уже сложившейся тенденцией?

- Да. Получение второго высшего образования является тенденцией последнего десятилетия. На текущий момент дополнительное высшее образование намерены получить 20% среди лиц 15-35 лет. Но, учитывая вышеприведенные цифры, высшая школа вскоре не сможет выдержать такого наплыва учащихся. Кроме того, такое положение вещей свидетельствует о том, что высшая школа уже не в состоянии обеспечить всем желающим то качество обучения, которое от нее хотят. При фактически сложившемся всеобщем высшем образовании вузы лишь ликвидируют последствия «плохой школы», дают базовые знания и необходимый социальный статус. Второе высшее образование выбирается осознанно, с целью получения необходимых профессиональных навыков. Несмотря на обвинения в слепом подражании западному образцу, именно этим обусловлен предусмотренный реформой переход высшего образования на двухуровневую систему - бакалавриат и магистратуру.

- К каким последствиям может привести «избыток» будущих специалистов?

- Такая ситуация изобилия выпускников высших учебных заведений на рынке труда естественно приводит к падению востребованности выпускников профессиональных учебных заведений. Безусловно, работодателю выгоднее нанимать людей с высшим образованием. Таким образом, система среднего профессионального образования (техникумы, училища) нуждается в реформировании путем втягивания ее в систему высшего либо начального профобразования.

- Хотелось бы затронуть и систему среднего образования. В регионах говорят о переходе с одиннадцатилетнего к двенадцатилетнему образованию. Такая практика, основанная на «примерке» к западной модели, уже становится закономерной в России?

- Переход к двенадцатилетнему образованию - это еще один проблемный момент в реформе. За образец берется западная модель обучения. Но при этом необходимо учитывать характерные особенности среды, в которой она складывалась. На Западе эта модель появилась в условиях, когда в вузы и университеты шли всего 30% выпускников. Двенадцатилетка (или старшая школа) была призвана стать институтом социализации тех, кто не собирался получать высшего образования. Таким образом, молодые люди удерживались в определенных социальных рамках, сдерживалась безработица. В текущей российской ситуации, при 100-процентном поступлении в вузы, применение такой модели не только бессмысленно, но и экономически не выгодно - на это просто нет денег. С другой стороны, сейчас все чаще возникает необходимость предшкольного образования, поскольку уровень знаний поступающих в школу детей крайне не равномерен - 80% оказываются не подготовленными. Учитывая зачастую низкий профессиональный уровень педагогов младших классов, такие изначальные различия успеваемости учащихся сгладить так и не удается. Видимо, переход на двенадцатилетку будет происходить именно за счет предшкольного образования, увеличения начального уровня знаний школьников.

- Финансирование учебных заведений сейчас происходит несколько странным образом. Ремонты в классе делаются на средства родителей учащихся, они же закупают инвентарь и все необходимое для полноценного обучения своих детей. Подарки учителям заранее оговариваются, часто сам одариваемый выбирает вещь на свой вкус. Так происходит в регионе. А как обстоят дела в центре?

- Бюджетные средства покрывают 34% потребностей российского среднего образования, то есть чуть больше трети. Еще 6% покрывают внебюджетные средства, то есть средства семьи ученика. Еще около 10% - неучтенные деньги, «теневая» экономика школы. Таким образом, школа остается недофинансированной на 50%. Возникает интересный вопрос: как при таком недостатке ресурсов ученики оказываются перегруженными? Возможным выходом из этой ситуации было бы сокращение учебного плана, по крайней мере, на 30%. При этом сохраняется возможность дополнительного (платного) обучения по желанию учащихся.

- Интересна Ваша точка зрения по поводу введения единого государственного экзамена. До сих пор не понятно взаимодействие школы и вуза в этом вопросе, а также в каком порядке будет производиться финансирование новой системы.

- Единый государственный экзамен (ЕГЭ), введение которого в экспериментальном порядке началось с 2001 года, в последнее время вызывает огромное количество споров. И дело даже не в том, что, по мнению некоторых оппонентов, начнется «натаскивание» выпускников на тесты. Ведь так или иначе многие вузы и сейчас предъявляют к поступающим собственные, отличные от других требования. В таком случае «натаскивание» на определенный тип задач - стандартная практика репетиторской подготовки. К тому же увеличение банка тестовых заданий по каждому предмету до 10 тыс. приведет к тому, что понять предмет будет легче, чем запомнить конкретные ответы.

Конечно, введение ЕГЭ потребует немалых организационных усилий. Но главная проблема носит экономический характер. Исследования показали, что в крупных населенных округах чем больше школа, тем выше средний балл учащихся. Оно и понятно, большие школы, как правило, лучше оборудованы, в них выше профессиональный уровень преподавательского состава. Подготовка к ЕГЭ потребует дополнительных средств. И скорее всего, деньги на эти цели будут перетекать из внебюджетной, «теневой» сферы финансирования вузов - репетиторские или непо-средственно «на поступление». Таким образом, высшая школа лишится огромной части финансирования, а преподаватели вузов (при крайне низкой зарплате) дополнительных источников доходов. Такая ситуация грозит кризисом системы высшего образования, потребует перераспределения больших денежных потоков. Не удивительно, что большинство противников ЕГЭ - представители российских вузов. Все эти моменты, безусловно, должны быть учтены при проведении комплексной реформы образовательной системы РФ.

Материал подготовлен при содействии Клуба региональной журналистики «Из первых уст» РОО «Открытая Россия».

  

Екатерина АБРАМОВА, г. Бугульма. Газета «Информ-Курьер», № 13, 23 марта 2005 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики