Без реформы школы NET!
12 октября мы опубликовали интервью с Татьяной Львовной Кличко, Директором Центра образовательной политики Высшей школы экономики, одним из разработчиков экономической реформы в образовании. Она говорила о том, почему наша школа учит все хуже и хуже. Что в образовании почти не осталось квалифицированных кадров, о кризисе управления отраслью. Татьяна Львовна рассказала нашим читателям о механизмах действия таких инструментов, как единый госэкзамен и государственное именное финансовое обязательство. Публикация не осталась незамеченной – читатели живо откликнулись! Одни поддержали идеи Татьяны Львовны, а у других публикация вызвала возражения и даже протест.
«Как такие люди могут сделать что-то доброе для школы? –спросила нас педагог из Барнаула Елена Пушкарева. – В каждой фразе – неуважение к школе и пренебрежительное отношение к учителю. И апофеоз, как из фильма ужасов – сельская школа, и замогильный голос из погреба диктует школьникам диктант. Где Кличко видела такие школы? И не вы ли, госпожа экономистка, посадили наших учителей, врачей и других специалистов в эту яму?»
«Кличко права в том, что систему образования надо реформировать, – написал нам доцент кафедры политологии АГУ Юрий Марушев. – Мы видим, что качество знаний абитуриентов ухудшается с каждым годом. К нам поступает армия дутых медалистов, которые делают в изложении по 25 ошибок. Самое главное, добиться, чтобы те, кто хочет и может учиться в вузе, имели такую возможность. Но с каждым годом у нас сокращается количество бюджетных мест. Людей вынуждают нести в кассу деньги и учиться платно. Но что делать тем, у кого нет 25 тысяч в год? Масса талантливых ребят остается за бортом. Но для реформ надо разбить круговую поруку из руководителей вузов, педагогов-репетиторов и чиновников от образования, чтобы оторвать их от кормушки…»
Отклики читателей заставили редакцию более внимательно взглянуть на ситуацию с реформой образования. Как живет алтайская школа? Какого качества образование она дает? Как поживают местные вузы, к каким переменам готовы, а какие отвергают вовсе? Об этом - серия материалов «Комсомольской правды» на Алтае».
Сколько лет «старухе из Юрги»?
Мы сидим с доцентом Юрием Марушевым на его кафедре. Он эмоционально говорит о том, что школа стала хуже учить. Народ поступает неграмотный, желания учиться часто не наблюдается. Зато все сплошь медалисты, по целевым направлениям районных администраций, масса амбиций и гонора.
Писала абитура в этом году изложение по рассказам Горького. Один парень
перепутал название рассказа и написал «Старуха из Юрги». (Юрга – это городок в Новосибирской области –О.К.). А потом на экзамене по обществознанию не смог назвать фамилию алтайского губернатора. Но поступил! Потому что шел по квоте краевой администрации, а это очередная священная корова.
Отсюда другая беда – масса толковых ребят не может поступить в университет. Ведь из 25 бюджетных мест восемь отдаются по квоте краевой администрации, еще пятеро – победители краевой олимпиады. Потом – сироты, затем – медалисты. Реально уже до начала экзаменов остаются свободными два-три бюджетных места! По ходу экзаменов преподаватели видят – и этого интересного парня из Славгорода надо бы принять, и вон та девушка из Бийска сдала прекрасно. А ничего сдеклать не могут – количество студентов должно соответствовать числу преподавателей, а ректор не дает дополнительные ставки. У преподавателей сердца кровью обливаются, когда они срезают отметки и валят ребят, чтобы уложиться в норму набора. И это называется конкурсом!
«Конечно, вуз должен выживать и зарабатывать деньги, - рассуждает доцент Марушев.- Но во-первых, не доходить до крайностей. Иначе получается профанация идеи бесплатного образования. Во-вторых – мы лишаем ребят реального права поступить в вуз. И рубим сук, на котором сидим, ведь студентами становятся отнюдь не самые лучшие…»
Говорите точно, скока вешать медалей?!
Лет пять назад количество золотых медалистов в школах Барнаула резко пошло в гору. 1996 год – 233. 1998 – 312. 1999-й год –362 золотых медалиста выдали «на гора» школы города. Школы и районы соревновались между собой. Мэр Барнаула Владимир Баварин даже заявил, что по такому показателю, как соотношение количества медалистов на число учеников Барнаул переплюнул Москву. Однако многие понимали, что тут впору не в фанфары трубить, а задуматься. Вузовские педагоги отлично видели цену многим медалям. Их количество далеко обогнало качество образования. На краевой педконференции 2000 года учитель химии 115 барнаульской школы Ирина Петровна Славина так объяснила критерии «раздачи слонов» - «Мы все понимаем, за что порой даем медали. Потому что надо поддержать реноме школы. Потому что от этого нередко зависит, сколько денег даст школе районо. Потому что выпускник – сын работника администрации района или другого важного человека. И наконец, потому что просто по-человечески хочется помочь нашим ребятам поступить в вузы». Но Славина осталась в меньшинстве – остальные выступавшие с трибуны предпочли заявить, что все медалисты – это отличники с большой буквы. А в кулуарах подходили к Ирине Петровне и благодарили за смелость. Все знают, что родители многих медалистов вынуждены ехать в вузы и «подкреплять» знания своих чад в денежном эквиваленте.
Апофеоз (или апофигей?) «человеческой» раздачи медалей пришелся на 2000 год – 412 золотых кружочков было выдано выпускникам.
Система образования – штука консервативная и инерционная. Многое зависит от сложившихся отношений, амбиций, личных и групповых интересов разных кланов – чиновников от образования, директоров школ, зависимых от них педагогов и т.д. Часто эти интересы выдаются за интересы всей системы и даже страны. А любая критика отвергается с порога – мол, не нагнетайте, уважайте благородный труд педагогов, им и так не сладко.
«Большего лицемерия трудно себе представить. Даже когда мы в своем коллективе начинаем говорить о реформах, чуть до драки не доходит. Разумные аргументы встречают обиды, в ответ слышишь набор штампов. Мол, мы нищие, но гордые. Или наоборот. Чушь собачья! Я в интернете нашла массу фондов,которые финансируют исследования педагогов, конкурсы и даже поездки. А Кличко права в том, что нужно менять систему отношений в школе, - размышляет Галина Синицина, победитель краевого конкурса «Учитель года 2002» и финалист российского конкурса. – Но очень трудно резать по живому…»
Педагоги в основном немолодые, у них своя методика и стереотипы преподавания. До пенсии – два-три года, а много и пенсионеров. Кк уволишь – жалко лишать коллегу приработка к пенсии. Молодых педагогов мало. Еще меньше технических средств. По-прежнему основными «педтехнологиями» остаются доска и мел. «Я за свои деньги распечатываю и ксерокопирую раздаточный материал для уроков. – Говорит Синицина. - Беру у мужа ноутбук и мы на уроках с классом участвуем в интернет-конференциях. Знаете, почему многие дети не хотят учиться? Потому что они отрываются от своих домашних компьютеров и попадают в серый и устаревший мир российской школы».
Синицина и до победы в учительском конкурсе за словом в карман не лезла, за что нередко ей «прилетало». А сейчас она прикрыта статусом победителя. Ее уроки дети называют «реальным телевидением» - здесь и шоу, и театр, и мультимедиа, и мозговой штурм… Но беда в том, что таких синициных у нас пока мало, погоды они не делают.
Безнадега.RU, Или компьютеризация по-Таковски
Петропавловский район. Школа в селе Таково. Все блестит после летнего ремонта. Директор Василий Егорович Кораблин показывает кабинет химии, галерею портретов титанов росийской словестности и с гордостью ведет меня в компьютерный класс.
-«По целевой программе «Электронная Россия» мы получили пять машин. Деньги еще на два компьютера выделила краевая администрация. Один подарил глава района. Он у меня в кабинете пока стоит, нераспакованный. По числу компьютеров мы самые продвинутые в районе!» Однако попасть в самый продвинутый класс не удается – закрыто. Директор ищет ключ. Выясняется, что последний раз кабинет открывал преподаватель по информатике две недели назад, а потом заболел. Послали к нему домой за ключом. Пока ищут ключ, Кораблин объясняет, почему кабинет все время на замке – иначе, мол, технику разворуют, все раскурочат. Даже учителей он туда пускает далеко не всех, не говоря уже о детях.
- А вы ограничиваете время пользования Интернетом?
- Каким Интернетом? Не подключены мы к сети. Районо денег не дает – говорят, сильно дорого…
Приходит педагог с ключом. Войдя в класс, выясняем, что половина машин стоит в коробках – руки до них не доходят. А к оставшимся ребята получают доступ раз в неделю на уроке информатики.
-А чаще не имеет смысла, - объясняет педагог. – Иначе будут в игрушки играть…
Кстати, пять педагогов школы прошли обучение в Барнауле, в центре Федерации интернет-образования. Научили их многим премудростям – пользоваться интернетом, например, извлекать из него нужную для работы информацию, участвовать в сетевых конференциях и делать домашние странички.
«Только все это лежит в голове мертвым грузом, - вздыхает учитель математики Ирина Горбачева. – Компьютеры наши - это печатные машинки, да и те все больше под замком…»
Интернет в Такове я все же нашел. В местном отделении связи стоит один подключенный компьютер. Не зарастает к нему народная тропа.Одни смотрят на свежую Масяню, другие чатятся или пишут письма родне в Германию. Многие скачивают рефераты для школы. За 50 рублей в час. 
Олег Купчинский, г. Барнаул
«Комсомольская правда» на Алтае

|