РОССИЯ: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?
Автор: Ковенко Людмила
Регион: Бердск
Тема:  Реформа государственного устройства
Дата: 05.12.2004

О том, как будет выглядеть карта России в скором времени, сегодня говорится на всех уровнях. Россиянам вновь предстоит стать свидетелями "перекраивания" границ, к счастью, в этот раз всего лишь межрегиональных.

29 ноября клуб региональной журналистики "Из первых уст" на базе новосибирского рекламно-информационного агентства "Таркис" провел видео пресс-конференцию. На вопросы сибирских журналистов по заданной теме отвечала Наталья ЗУБАРЕВИЧ.

Знакомьтесь: Наталья Зубаревич (Россия, Москва), закончила географический факультет МГУ, доктор географических наук, доцент МГУ, директор региональной программы Независимого института социальной политики, автор и куратор Интернет-проекта "Социальный атлас регионов России". Специализируется на проблемах региональной экономики. В сфере ее профессиональных интересов вопросы социально-экономического развития регионов в переходный период и политическая география.

Будущее России: крупные "куски" или мелкая "нарезка"?

Чтобы представить, как далее будет выглядеть "пирог" под названием Россия, - сказала Наталья Васильевна, - отечественное правительство сейчас рассматривает два проекта. Первым лицам государства Российского предстоит найти ответ на вопрос, какой России быть впредь: состоящей из небольшого количества крупных территориальных "кусков", или нарезанной на большое количество мелких "порций"?

По одному из проектов предлагается разделение российской территории на 15 очень крупных округов. Бесспорный "плюс" этого проекта для правительства: нужно меньшее количество "своих" людей – ставленников Кремля в регионах. Но и "минус" этого предложения очевиден даже для домохозяек: чем больше дом, тем тяжелее уследить за поддержанием порядка в нем. То есть проект "15 округов" учитывает интересы власти, но игнорирует интересы регионов. Российские регионалисты оценивают его как совершенно безумный. Наглядный пример: Северный округ со столицей Санкт-Петербург должен простираться от Ленинградской области на западе, до Колымского края в районе Среднеколымска на востоке. Неплохой размерчик? По этому же проекту предлагается объединить территории Сахалина, Камчатки и Приморского края.

Но есть и еще один, не менее чудный проект территориальной "нарезки" России. По нему предполагается создание 28 округов или губерний. Судя по предварительным предложениям, достаточно дробно в нем делится европейская часть, оставляя Сибирь практически в прежнем виде. Но Западно-Сибирская губерния, как она там называется, включает в себя Новосибирскую, Омскую и Томскую области с центром в Новосибирске. Новосибирцы могут начать аплодировать, а вот омичи и томичи явно насупятся, услышав такую новость.

Какое "ведро" перевесит на российском "коромысле"?

Модернизация нашей страны до недавнего времени шла из рук вон плохо, - подчеркнула Наталья Васильевна. Вспомните 90-е годы: Москва живет на широкую ногу, регионы прозябают в состоянии крайней нищеты. Но начиная с 2000 года ситуация изменилась: столица России стала потихоньку объяснять жителям регионов, что можно неплохо зарабатывать на жизнь, не вкалывая от рассвета до заката "пятой точкой" кверху, а внедряя в жизнь новые технологии. Чтобы получить ответ на вопрос, насколько активно идет модернизация города, в котором вы живете, нужно оценить наличие на его территории трех составляющих: общероссийские и международные торговые сети, сотовые компании, Интернет. Оценивается ситуация просто: чем больше выбор, тем выше уровень жизни горожан.

Крупные города с населением, превышающим 200-250 тысяч человек, составляют 36 % населения России. В малых российских городах и селах живут 38 % общего количества населения нашей страны. Между этими двумя "ведрами", которые наполнены примерно одинаковым количество "воды", есть "коромысло", роль которого в поддержании жизни страны играют города, число жителей в которых колеблется от 50 до 100 тысяч человек. От того, в какую сторону они предпочтут развиваться, зависит уровень цивилизованности всей страны: развитие гражданственности общества, выбор политических приоритетов, ощущение личной свободы граждан.

Что дает всей России укрупнение ее городов-стотысячников? Во-первых, сокращение числа регионов за счет более активного освоения ресурсов, которые будут стягиваться в активно развивающийся город. Принцип развития такой же, какой некогда использовала Москва: окраины работают, чтобы обеспечить высокий уровень жизни жителям центра. Во-вторых, если стотысячник выберет развитие в сторону увеличения населения, в составе его населения заметно увеличивается и численность "прослойки" интеллигентов или просто образованного класса.

На чужом горбу в рай въезжать?

Но есть тут одно "но": как только город-стотысячник начнет укрупняться, его жители неминуемо столкнуться с проблемой, с которой не понаслышке знакомы москвичи, коих недолюбливают жители остальных городов России: нельзя быть счастливым за чужой счет. Но выбор все равно остается за жителями городов-стотысячников: стремиться вперед или скатываться назад, во вчерашний день.

В качестве примера рассмотрим недавнее прошлое Бердска – классического для России города-стотысячника. Три производства, которые выпускали магнитофоны, химическую продукцию и "оборонка". Давайте вспомним, как развивался Бердск. "Киты" родились, стремительно развивались, а затем... мгновенный летальный исход. Таких городов в России множество. Их явный "плюс" – наличие основ модернизации, бесспорный "минус" – стареющее население. Что сейчас происходит с такими городами? Классика жанра – прибавление к островку цивилизации "кусочка" "недоразвитой" территории. Есть примеры, когда не самые успешные в смысле экономического развития города-стотысячники сделали шаг назад, не сумев "взять вес" прибавленной к ним территории и "надорвавшись". Но есть и обратные примеры, наглядно демонстрирующие, что активное освоение и развитие новых территорий дает возможность сделать заметный шаг вперед. Основной секрет успешного развития городов-стотысячников – модернизация. Основная проблема – недостаток прогрессивно мыслящих людей, которые могли бы "удержать взятый экономический вес". В качестве рецепта, как Бердску "удержать вес" и повысить уровень образованности своего населения, к тому же заметно омолодив его, можно посоветовать руководству города обратить более пристальное внимание на развитие сектора образования. Чем больше в городе образовательных учреждений, которые "вырастят" нужные для Бердска кадры и обеспечат их работой в родном городе, тем больше у Бердска и бердчан будет возможностей выстоять в новых географических и экономических условиях.

Хлопцы, чьи вы будете?

Наталья Васильевна обратила внимание на то, что сегодня в европейской части России появилось то, что называется в науке идентичность или самоидентификация - ощущение человеком места своей жизни и территориальная идентификация. Идентификация бывает разная: профессиональная, социальная. Но у россиян это очень слабо развито. Одна из немногих идентификаций, которая более-менее проявляется у жителей нашей страны, - идентификация территориальная: "псковичи", "туляки", "псковитяне". Чувство своей малой Родины - это одна из основ формирования гражданского общества. Но посмотрите, насколько отличается от выше приведенных примеров территориальная идентификация жителей вашего региона: "Мы – сибиряки" – это глобально! Сибирякам проще найти повод для гордости от принадлежности к такой мощи: и территория огромная, и численность населения неплохая.

В процессе диалога Наталья Васильевна предложила ненадолго заглянуть в будущее.

- Грядут референдумы в Эвенкии и на Дальнем Востоке, - сказала она. - Вы уверены, что там будет все легко и просто? А если вспомнить, что не так давно не состоялось объединение Иркутской области? Первый вопрос, который задают люди, когда узнают о том, что им предстоит с кем-то объединиться: что мы с этого будем иметь, какие плюсы, какие минусы? Сейчас не озвучивается, будут ли защищены права коренных народов разных территорий, которым предстоит объединиться в одну. А ведь без согласия населения ничего делать нельзя ни юридически, ни конституционно. Я ничего не имею против объединения крохотных автономных округов. Но когда эта схема начинает бездумно распространяться на укрупнение территорий вообще, наметившаяся тенденция настораживает. Я считаю, что в альянс с другими территориями нужно входить не революционным, а эволюционным путем, то есть постепенно. Еще хороший, ныне предлагаемый вариант – создание Горской республики Кавказа. Очень хочу посмотреть на того, кто ее будет создавать, особенно зная все проблемы, которые там уже сейчас существуют. Да, объединяться можно и нужно, но делать это нужно все же по-человечески, полюбовно. А любовь, как вы помните, это непротивление сторон. В противном случае мы получим появление на территории укрупнившихся округов большего количества радикальных групп сильного религиозного окраса. А нам это надо? Нужно подумать, стоит ли идти вперед, как бульдозер, все сметая и давя на своем пути, если заранее ясно, что где-то по пути к великой цели мы неминуемо встретимся с механизмами противостояния?

Доминирующая тенденция в сегодняшнем цивилизованном мире – разукрупнение, то есть деление большой территории на более мелкие объекты. Весь мир потихоньку дробится, детализируется, потому что власть постепенно смещается на нижний уровень. И это, я считаю, разумно, потому что на месте виднее, в чем нуждаются жители населенного пункта, по какому пути развития ему следует пойти, чтобы создать развитую инфраструктуру, создать систему хороших коммуникаций и сформировать сознательное гражданское общество. В Западной Европе власть сегодня ветвистая.

А теперь, зная общемировую тенденцию, взгляните на те тенденции, которые появились в России. Конфликты у нас будут обязательно. Мы с вами еще доживем до ситуации выбора наследника. Президент автоматически становится хронометром, как говорят американцы. Вообще вся система назначения - это большая загадка для нас, специалистов, занимающихся региональным развитием. Если попробовать обойтись без комментариев, можно просто дождаться и посмотреть, что из этого выйдет. Мои коллеги, например, прогнозируют, что все ныне действующие губернаторы, встав под один "флаг", в начале 2005 года заявят о сложении с себя полномочий, требуя, чтобы президент своим указом всех их переназначил. Не верите в такой прогноз? Тогда вспомните, что еще два года назад президент уверенно говорил: "Губернаторов нельзя назначать". Но что мы видим сегодня? Сейчас президент пока настаивает на том, что мэров нельзя назначать. Давайте немного подождем, чтобы убедиться в том, что так оно и будет. Но если все же схема сведется к режиму назначения, мы получим знакомую модель управления при ЦК КПСС "по партийному списку". Всем понятно, что любой глава имеет ориентацию на два уровня: глядя наверх, отчитаться, глядя вниз, отстоять интересы своей территории. То есть хороший управленец – это игрок на два фронта. Подождите еще немного, чтобы убедиться, за какую "команду" играет ваш, местный руководитель: как только начнется процесс внедрения монетизации льгот, сразу станет ясно, кто на что способен. Будут деньги в регионе на выплату денежной компенсации, ваш "первый человек" играет за вашу команду, нет – за Кремль. Вот тогда население без подсказок и комментариев поймет, шаг вперед или два назад предстоит сделать городу, в котором вы живете.

  

Людмила КОВЕНКО, г. Бердск. Региональный еженедельник «Свидетель», 05 декабря 2004 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики