КОГДА МИНИСТРЫ СТЕСНЯЮТСЯ
Автор: Айкашев Максим
Регион: Новосибирск
Тема:  Социальные реформы
Дата: 11.03.2005

Реформа монетизации льгот для миллионов россиян обрела черты настоящего стихийного бедствия. И ее авторы-министры уже считаются в народе подлинно мифологическими персонажами, способными направлять вспять реки льготных лекарств, тарифных ставок и бюджетных миллиардов. Однако признать целый комплекс собственных промахов и ошибок Правительству, как ни странно, сегодня мешают самые банальные человеческие комплексы. Именно так оценивает ситуацию научный руководитель центра социальных исследований и инноваций Евгений Гонтмахер, высказавший свое мнение относительно нашумевшей реформы в ходе организованной на минувшей неделе пресс-конференции «Клуба региональной журналистики».

Минфин вместо Минздрава

В компетенции специалиста, сразу заметим, сомневаться не приходится: доктор экономических наук Евгений Гонтмахер в начале 90-х годов был заместителем министра социальной защиты населения, позже занимался вопросами данной сферы в администрации Президента, а с1997 по 2003 годы возглавлял департамент социального развития аппарата Правительства. И критический взгляд человека, знакомого с механикой социальной политики, обнаруживает в подходе российских властей к монетизации лишь холодные и бесстрастные расчеты компьютера. Соотносить экономические параметры с находящимися в чести у большей части россиян моральными нормами министры, видимо, посчитали излишним.

Впрочем, попытка ограничить социальные обязательства государства строгими рамками цифр, по мнению Евгения Гонтмахера, вполне объяснима: почему-то инициатором и главным идеологом монетизации стали…правительственные финансисты. Мгновенно же ставшему героем народной мифологии министру здравоохранения и социального развития Зурабову, полноправное участие которого в режиссуре властных прожектов выглядело логичным, отвели лишь роль скромного работника сцены, повинующегося указаниям постановщика. И потому тот сбой, который дали в итоге программы Минфина, не учитывающие никаких внеэкономических понятий, всерьез удивлять, наверное, не стоит.

Социальный пат

Главных просчетов монетизации по-российски Гонтмахер выделяет три. Во-первых, примененная система уравнения в правах и размерах компенсации всех инвалидов, всех ветеранов труда и всех «простых» пенсионеров. Между тем, максимально дифференцировать льготников было необходимо: ясно, что для кого-то из ветеранов выплаченные компенсации, если говорить честно, вполне достаточны, а кому-то и они не позволяют выбраться из нищеты. Вообще, идеальной системой стал бы настолько полный и глубокий регистр лиц, имеющих право на льготы, что одним нажатием клавиши можно было бы определить, какие доходы имеет человек, с кем проживает, кому помогает, ну и так далее. Создание такой универсального списка – задача, может, и выполнимая, но Гонтмахер предполагает, что ни в этом, ни в следующем году решимости взяться за нее власти так и не наберутся. Вообще, шлифовать собственные решения до идеала, судя по многим действиям Правительства, - не наш метод. Евгений Гонтмахер объясняет возникший социальный пат просто: министры просто стесняются собственных ошибок, боясь уронить высокий государственный статус. И сознаться в провалившемся намерении провести монетизацию льгот наскоком, сгоряча, например, Кудрину – все равно, что, скажем, Зевсу заявить древним грекам с Олимпа о своем бессилии перед погодой.

Вторая грубый «зевок» в дебюте монетизации, по мнению специалиста, допустил тот игрок правительственной команды, в чьей голове зародилась мысль поделить всех льготников на федеральных и региональных. Сложно понять эту границу даже на логическом уровне: те же ветераны, к примеру, защищали всю страну, а не конкретный регион, да и поколесили в советские годы по стране многие пенсионеры изрядно. С экономической же точки зрения решение перед огнем критики рассыпается полностью. Компенсация одних и тех же льгот в разных областях разными суммами и передача на попечение регионов двух третей льготников при одновременном переведении в центр потоков некоторых местных налогов – вот основные провалы реформы, которые сегодня все не решаются закрыть собственным министерским телом члены Правительства.

Последний же минус реформы, достаточный для нивелировки всех ее положительных качеств, - крайне неудачный момент начала монетизации. Повышение коммунальных тарифов, грядущее 60-летие Победы, разговоры об отмене отсрочек от армии – спутники для реформы едва ли удачные. И кумулятивный эффект социального взрыва показал всю шаткость современного государственного колосса. «Закон№122 стал поводом, чтобы население выразило свою ненависть к власти», - заявил один из высокопоставленных федеральных чиновников, заезжавший недавно на Алтай. Признание тем более своевременное, что о своей репутации в народе государству сейчас стоит задуматься хотя бы исходя из самых прагматичных соображений. Евгений Гонтмахер, например, всерьез опасается, что на гребне взрывной социальной волны к выборам 2008 года вполне могут оказаться какие-либо экстремистские силы.

Перевоплощение Правительства

Правительство, как известно, изрядно смутившись народными волнениями, заявило, что виной всему – неправильное информирование масс. Видимо, единственно правильной точкой зрения министры сочли новости первого канала, где из сюжета в сюжет на протяжении нескольких месяцев кочевали старушки из глухих деревень, в жизни не видевшие автобуса и потому искренне радующиеся полагающейся сумме компенсации проезда. Евгений Гонтмахер считает, что истоки подобных заявлений – опять-таки в области не чуждых власти человеческих комплексов. Между тем, признание ошибок и срочная операция на теле закона необходима уже сегодня. Потому как традиционная терапия Минфина, начало которой предполагается во второй половине года - активное финансирование регионов за счет дополнительных бюджетных доходов - без излечения всех социальных язв вряд ли заставит народ сменить гнев на милость и славить монетизацию. Разворот реки общественного сознания станет для Правительства, пожалуй, задачей более грандиозной, чем механическое переливание денег в местные бюджеты. И обязательным условием сотворения этого чуда для министров наверняка станет перевоплощение из теоретиков-небожителей в понятных и близких земных граждан.

  

Максим АЙКАШЕВ, г. Новосибирск. Газета "Ведомости областного Совета депутатов", 11 марта 2005 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики