Валерий Брюханов:
"Мы не пойдем единым строем и не возьмем под козырек"
5 ноября со статьи под заголовком "Без реформы школы NET!" мы начали разговор о реформировании образования на Алтае. Публикация вызвала большой отклик читателей. Об этом мы поговорим в одном из ближайших номеров "КП" на Алтае". А тему сегодняшнего разворота подсказал прошедший на днях в Москве VII съезд Союза ректоров России. В его работе приняли участие представители всех государственных и двух негосударственных вузов Барнаула. Какие изменения ждут высшую школу? Об этом мы попросили рассказать ректора АГМУ, председателя совета ректоров Алтайского края, профессора, доктора медицинских наук Валерия Брюханова:
Государственность, всесословность и фундаментальность
- Главная цель съезда состояла в том, чтобы донести до Президента России нашу обеспокоенность в связи с объявленной модернизацией высшего образования. Мы хотели напрямую пообщаться с Владимиром Владимировичем, без посредников. Ради этого пошли даже на то, чтобы задержать открытие съезда на два часа. Когда Путин приехал, он выступил с кратким посланием. Но самое важное, что он остался в зале и внимательно выслушал нас.
- И что вы сказали Президенту?
- Что нельзя сводить модернизацию образования к формальным и сиюминутным вещам вроде единого государственного экзамена (ЕГЭ) и государственных именных финансовых обязательств (ГИФО). Это всего лишь мелкие инструменты, которыми крупную проблему не решить. А крупная проблема состоит, на наш взгляд, из трех составляющих: мы должны обеспечить государственность, всесословность и фундаментальность образования. Высшая школа должна работать на потребности государства и отвечать требованиям времени: каких специалистов и сколько нужно готовить в интересах страны. Всесословность - это прежде всего доступность образования для всех слоев населения. Согласно 43-й статье конституции РФ все без исключения люди, имеющие среднее образование и выдержавшие конкурсные испытания, имеют право получать высшее образование бесплатно. Мы не должны терять будущих Ломоносовых только из-за того, что они могут не принадлежать к богатому сословию. Наконец, фундаментальность - в вузах должна развиваться наука.
Платить будут даже медалисты
- Валерий Михайлович, чем же так не нравятся ректорам ЕГЭ и ГИФО?
- Авторы этих проектов уверяют, что введение ЕГЭ и ГИФО позволит бюджету страны сэкономить порядка десяти миллиардов рублей. Мы в этом сильно сомневаемся! В чем суть проекта? Выпускник сдает единый госэкзамен и набирает по 100-балльной школе определенное количество баллов. В зависимости от набранных баллов он получает сертификат государственных именных финансовых обязательств на ту или другую сумму. По новой системе вузы не будут финансироваться из бюджета. Платить им будут студенты со своими сертификатами.
Возьмем для примера наш вуз. Набрали мы 400 человек на бюджетный набор, собрали у этих ребят сертификаты и предъявили их государству к оплате. Таким образом, государство вместо того, чтобы профинансировать наши расходы на отопление, свет и прочие коммунальные услуги, оплатит только образовательные услуги… Дальше! Стоимость ГИФО такова, что даже отличник может получить в лучшем случае 14 тысяч рублей. Тем, кто учился похуже, вручат сертификаты на 10 и 7 тысяч. Но стоимость обучения в нашем вузе сейчас около 25 тысяч в год. Поэтому даже самые лучшие студенты вынуждены будут платить! Медалисты -11 тысяч, "хорошисты" - 15, все остальные - 18 тысяч в год… Таким образом, ставится крест на бесплатном образовании - все студенты, поступившие на бюджетный набор, обязаны будут платить! И сорок третья статья Конституции становится неработающей.
Но и это еще не все. Это в АГМУ стоимость обучения составляет 25 тысяч рублей, а в элитном столичном вузе - порядка 5 тысяч долларов. Представьте, сколько там придется доплачивать студентам!
Российские ректоры сказали Путину: мы не выступаем категорически против ЕГЭ и ГИФО, но еще на предыдущем съезде мы говорили о том, что эксперимент с новой системой надо провести в ограниченном объеме - в двух-трех регионах и в течение пяти-шести лет. И пусть полученные результаты оценит компетентная комиссия. Что мы имеем сейчас? Уже 48 субъектов федерации въезжают в эксперимент, не представляя его результатов и последствий! Но система образования - инерционная и консервативная по своей сути система. Торопиться здесь крайне опасно!
Президент нашего союза ректор МГУ Виктор Садовничий по образованию математик. Он правильно сказал на съезде: "Я вам приведу десятки примеров, когда мальчик талантлив в математике, но у него тройки по русскому языку, литературе и истории. Сегодня я его могу зачислить по результатам международной предметной олимпиады. А завтра - с введением ЕГЭ и ГИФО - он никогда не поступит в МГУ".
АГМУ не возьмет под козырек
- Будет ли участвовать в эксперименте с ЕГЭ ваш вуз?
- После этого съезда я могу сказать "нет". Почему? Да потому что мы потеряем профессионально ориентированную молодежь: у нас до 30 процентов будущих студентов набирается из выпускников медицинских училищ. По системе ЕГЭ они окажутся за воротами вуза. Решение о том, что АГМУ не будут участвовать в эксперименте, принято на уровне Минздрава России - у нас отраслевой вуз. "Единым строем и под козырек" - это не для нашего вуза. Не пойдет ЕГЭ и в Алтайском государственном институте искусств и культуры - там все решает творческий конкурс.
- Говорят, зал аплодировал, когда Путин пообещал решить вопрос о закреплении за вузами статуса "научных учреждений"…
- И не удивительно. Сегодня 70 процентов научных исследований и диссертаций в стране защищаются в вузах. Однако по российскому законодательству вузы не имеют статуса научных учреждений, которые не облагаются налогами на научную продукцию. Путин согласился с нашими доводами и сказал, что вузы должны получить лицензии на научно-исследовательскую деятельность.
- И зарплату работникам вузов обещали повысить?
- Закон об образовании гласит: заработная плата преподавателя должна быть в три раза выше зарплаты работников промышленности. Последняя по стране составляет около пяти тысяч рублей. Мы понимаем, что 15 тысяч для преподавателя - пока нереально. Но стремиться к этому необходимо, ибо талантливая молодежь утекает из вузов и даже аспирантура сегодня комплектуется с трудом. С октября 2003 года будет отменена единая тарифная сетка и введена отраслевая система оплаты труда. В среднем, как предполагается, доцент будет получать до семи тысяч рублей в месяц, а профессор - до десяти.
- Раньше средства, которые вуз получал от платных образовательных услуг и вкладывал в покупку оборудования и учебной литературы, не облагались налогом…
- А теперь с принятием в этом году 25-й части налогового кодекса образовательные учреждения уравняли в правах с предпринимательскими структурами. Нам говорят: собрали со студентов плату за обучение - отдайте сначала 24 процента в виде налогов, а потом покупайте компьютеры. Это же полный абсурд! Мы сказали Путину: ладно, вузы согласны платить эти 24 процента, но тогда пусть бюджет финансирует вузы в полном объеме. Вузы недофинансируются на 50 процентов, а государство с них хочет содрать еще одну шкуру. К тому же внебюджетными средствами распоряжается сейчас не сам вуз, а казначейство. Мы вынуждены согласовывать каждый свой чих. Ректоры предложили: давайте мы сами будем решать, покупать нам компьютеры с микроскопами или нет, а государство пусть осуществляет свои контрольные функции. Мы готовы отвечать за свои действия, но не надо нас учить жить каждый день… Путин пообещал разобраться в этом вопросе. Эти отношения надо либерализовать, сказал он. Слава Богу, президент все наши выступления встретил с пониманием. Даже по части регулирования налоговой ноши: он понимает, что предоставление образовательных услуг - это не продажа колбасы в магазине.
А что думают ректоры других барнаульских вузов?..
Геннадий Васильевич Лаврентьев, проректор по учебной работе Алтайского государственного университета:
- Я думаю, что у ЕГЭ много плюсов. Самый главный - абитуриенты освобождаются от дополнительной нагрузки. При полном переходе на систему ЕГЭ у ребят появится возможность поступить в вузы, далекие от места их проживания. Но у ЕГЭ, конечно же, есть и минусы - технологии проведения экзаменов и методов тестирования еще не отработаны.
Дмитрий Владимирович Ким, заместитель начальника Барнаульского юридического института по учебной работе:
- Пока вузы МВД, к которым относится и БЮИ, не будут принимать участие в эксперименте по единому государственному экзамену. Так решило Министерство внутренних дел. Однако в нашем вузе есть общеюридический факультет, и в 2003 году мы будем принимать на него по результатам ЕГЭ.
Юрий Глебович Воров, первый проректор по учебной работе Барнаульского государственного педагогического университета:
- Введение единого государственного экзамена - по большому счету, нормальное явление. Однако, есть и некоторые неясности. Как, например, принимать в форме ЕГЭ иностранный язык, ведь владение им предполагает еще и правильное произношение? Как оценивать по результатам тестов ЕГЭ знания ученика по литературе? Как узнать, умеет ли школьник доказывать теоремы? В БГПУ мы будем принимать абитуриентов со свидетельствами о сдаче ЕГЭ не на все специальности и не по всем предметам
Педагоги…
"Ректоры защищают свои клановые интересы"
Дмитрий Оскорбин, замдиректора барнаульской гимназии N42
"Введение ЕГЭ избавит выпускников школ от лишних перегрузок и дополнительных испытаний в виде выпускных, а потом вступительных экзаменов. Это первое. Единый госэкзамен позволит оценить знания ребят один раз, а дальше они сами могут выбрать себе вуз, исходя из набранных баллов.Это разумно. Конечно, вузы что-то потеряют, ведь многочисленные подоготовительные курсы, репертиторы и просто взяточники лишаются своего "приработка". Но это уже их проблемы. Пусть зарабатывают на коммерческом наборе, его никто не отменяет. Зато семьи абитуриентов существенно экономят. Просто денежные потоки переходят из "серого" и "черного" русла в прозрачное, а это многим не нравится…
И родители…
Ирина В., мать студентки-первокурсницы экономического факультета Агроуниверситета
"Почти год моя дочь посещала подготовительные курсы. За них мы отдали 5 тысяч рублей. А перед поступлением выяснилось, что конкурс большой, бюджетных мест почти не осталось, поступление никому не гарантировано. Пришлось бегать-искать людей, с кем можно "договориться". Это обошлось еще в пять тысяч. Так пусть уж будет единый госэкзамен. Это понятнее и честнее…
Подсказка "КП":
Если вас интересует более подробная информация о едином государственном экзамене, советуем посетить сайт www.ege.ru. Там, кстати, можно пройти пробные тесты по форме и материалам ЕГЭ, причем оценку вы получите через несколько секунд.
Компетентно
В будущем году Алтайский край начинает эксперимент с ЕГЭ.
О технологии его проведения читателям рассказывает ректор Алтайского госуниверситета Юрий Кирюшин.
Именно технология должна реализовать основополагающую цель ЕГЭ - обеспечить информационную безопасность проведения экзамена, создать условия для объективной оценки знаний учащихся. В последние годы централизованное тестирование проводилось во всех регионах страны. Только на территории Алтайского края было организовано пять представительств Федерального центра тестирования. В 2000 году центром оценки качества образования университета совместно с Рубцовским филиалом было проведено тестирование по русскому языку всех выпускников школ г. Рубцовска. В 2002 году АГУ организовал централизованное тестирование в гг. Рубцовске, Бийске, Славгороде, Камне на Оби и в р.п. Михайловское.
Аттестат и свидетельство
Выпускникам, сдавшим ЕГЭ, выдаются аттестат о среднем общем образовании и свидетельство о результатах ЕГЭ. В свидетельство проставляются баллы по каждому предмету, сданному в рамках ЕГЭ. Срок действия свидетельства до 31 декабря года, когда сдавался ЕГЭ. В аттестат по общеобразовательным предметам, сданным в рамках ЕГЭ, выставляется следующая итоговая отметка:
- более высокая - при разнице годовой отметки и отметки по ЕГЭ в один балл;
- отметка, полученная как среднее арифметическое годовой отметки и отметки по ЕГЭ, если разница между ними составляет более чем один балл, при этом округление производится в сторону более высокого балла.
Информационное обеспечение ЕГЭ. Одним из ключевых моментов организации проведения ЕГЭ и последующего анализа его результатов является информационное сопровождение. Решение этой задачи стало возможным только с созданием специализированной информационной системы (ИС ЕГЭ), которая разработана в Московском государственном институте электроники и математики. Необходимость такой системы очевидна, в процессе проведения ЕГЭ возникает, используется и обрабатывается большой массив информации, которая рассредоточена по большой территории (пункты проведения экзамена, пункты первичной обработки его результатов, региональные и федеральные центры ЕГЭ, вузы и др.).
В состав информационных ресурсов ИС ЕГЭ входит информация:
- о вариантах контрольно-измерительных материалов и ключах к ним;
- об участниках ЕГЭ (персональные данные), включая результаты
выполнения контрольно-измерительных материалов.
Два плюс пять
Итак, в 2003 году в Алтайском крае получат свидетельство с результатами ЕГЭ более 34 тыс. выпускников средних школ. В свидетельствах будут стоять оценки (по стобалльной шкале) по русскому языку и математике. Эти предметы включены в перечень дисциплин ЕГЭ как обязательные, другие дисциплины выбирает сам выпускник в зависимости от того, на какую специальность вуза он планирует поступать. Дисциплин по выбору пять: физика, химия, биология, история и обществознание. В условиях, когда формирование контингента студентов будет осуществляться только по поданным свидетельствам (подлинникам, абитуриент имеет право разослать копии в несколько вузов) неизбежно возникнет множество проблем. По существу, в 2003 году факультетские отборочные комиссии столкнутся с принципиально новой ситуацией, с принципиально новой процедурой конкурсного отбора и зачисления на первый курс университета. Отсюда возникает необходимость коренной перестройки работы приемных комиссий университета и факультетов. В новых условиях их работа должна быть нацелена на то, чтобы выпускники средних школ в качестве выпускного испытания в форме ЕГЭ, выбрали ту дисциплину, которая значится в качестве вступительного испытания на специальности университета".
Сказано!
"В этом году мы провели эксперимент по ГИФО в трех регионах - результаты удовлетворительные. Вузы перестали бояться, что экономически пролетят.
А родители абитуриентов затратили меньше средств, чем раньше. Те деньги, которые раньше тратились на репетиторов и взятки, удалось перекачать в систему легальных доплат ГИФО".
Т.Л.Кличко,один из разработчиков экономической реформы в образовании, директор Центра образовательной политики Высшей школы экономики. 
Материалы подготовил Олег Купчинский

|