Более года назад вступил в действие федеральный закон «О техническом регулировании». Для реализации в полной мере его положений предусмотрен переходный семилетний период, в течение которого будут происходить существенные изменения почти во всех отраслях экономики.
В соответствии с п. 12 ст. 7 нового закона правительством РФ должна приниматься и ежегодно уточняться программа разработки технических регламентов, которые придут на смену ГОСТам. По мнению Марины Глазатовой, руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и энергетики РФ, создание технического законодательства - это сложный процесс. Пока Министерство промышленности и энергетики только представило проект программы в правительство РФ, и сегодня документ дорабатывается. «Мне сейчас сложно говорить о результатах, потому что работа еще не закончена, - заявила Марина Глазатова. - Но ясно, что программа должна быть принята буквально в ближайшие недели. Утвержденных технических регламентов пока нет, и ожидать, что они появятся в течение года, не совсем правильно».
Вероятнее всего, в первую очередь в рамках программы будут разработаны и приняты технические регламенты, которые называют системообразующими для различных отраслей экономики. Они были отобраны разработчиками и включены в проект программы по нескольким критериям. В первую очередь учитывалась необходимость исполнения международных обязательств. Например, в соответствии с такого рода обязательствами будет принят технический регламент о безопасности колесных транспортных средств. Другие регламенты признаны приоритетными н связи с социальной значимостью сферы их применения, как, например, нормы по безопасности детских товаров, товаров для инвалидов. В программу включены также документы, направленные на обеспечение экономической эффективности тех производств, которые являются национальными стратегическими приоритетами (авиация и космос).
Законы от бизнеса
Помимо разрабатываемых на бюджетные средства регламентов, сейчас существует большое количество так называемых инициативных разработок, которые уже обсуждаются на общественных слушаниях в Госдуме. Они касаются конкретных производств, поскольку представлены бизнес-сообществами, заинтересованными в развитии определенной сферы деятельности и финансирующими эти разработки из собственных средств. Например, сейчас в очень хорошей степени готовности представлен проект технического регламента о безопасности парфюмерно-косметической продукции. Считается, что норма закона, предусматривающая, что разработчиком регламента может быть любое лицо, дает колоссальные возможности для лоббистов. Действительно, такие попытки уже существуют. Например, в Союз производителей безалкогольных напитков свой проект регламента представила компания Coca-Cola, в качестве обязательных требований в котором но сути фигурировали корпоративные стандарты. Принятие такого законопроекта автоматически вытеснило бы с рынка многих участников. По мнению Марины Глазатовой, чтобы избежать принятия откровенно лоббистских законов, «нам надо было задать очень жесткую процедуру разработки, чтобы получить в итоге сбалансированный и выверенный документ. Собственно, для этого была задана процедура публичного обсуждения, именно поэтому документ решено принимать в виде федерального закона или постановления правительства. Такая форма уже сама по себе говорит о том, что документы проходят очень тщательную проработку».
Кому утверждать?
Безусловно, разработчики регламентов нуждаются сейчас в методических рекомендациях, которые только начали разрабатываться Минпромэнерго. Технический регламент должен быть документом, вмещающим в себя все минимально необходимые характеристики продукции, процессов производства, эксплуатации, утилизации, в том числе в целях обеспечения их безопасности. Все обязательные точечные характеристики продукции, все цифры, пороги (ПДК и так далее) должны быть включены в технический регламент, при этом никакие ссылки на другие документы недопустимы. Кроме того, в регламенте должны быть прописаны все схемы прохождения процедуры подтверждения соответствия.
Скептики выражают сомнение в том, что Госдуме будет под силу принятие такого рода «специфических документов». Однако, по мнению других специалистов, прецедент принятия «прообраза» технического регламента в виде закона уже существует. Имеется в виду федеральный закон № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в котором присутствуют совершенно конкретные, точечные характеристики и формы для их расчета. «Так что ничего особенно нового для нашей законодательной ветви власти не произойдет, когда они будут рассматривать проекты технических регламентов, - считает Марина Глазатова, - у каждого комитета, у каждого депутата есть свои эксперты, которые могут помочь ему рассмотреть проект любого федерального закона». Кроме того, предусмотрено участие в принятии этих законов специально созванных экспертных комиссий, которые будут писать заключение по каждому техническому регламенту.
И все же федеральный закон - жесткая конструкция, менять ее сложно. Естественно, что со временем могут появиться какие-то изменения в тех нормах и характеристиках, которые закладываются как обязательные. В связи с этим эксперты предлагают вносить в федеральный закон только те показатели, которые однозначно не будут меняться в ближайшие 5-10 лет. Например, такой показатель, как РН кожи человека, вряд ли изменится в ближайшие десятилетия, поэтому требования к производителям косметических средств можно вписать в «долгосрочную норму». Л требования, например связанные с использованием генетически модифицированных продуктов, могут изменяться в соответствии с результатами новых научных исследований. Предлагается но такому роду вопросов устанавливать регламенты постановлением правительства РФ, которые можно изменить гораздо быстрее.
Изменить все
В связи с принятием закона «О техническом регулировании» подготовлен и ряд изменений в процедуру получения лицензии на отдельные виды деятельности. После вступления в силу соответствующих технических регламентов предлагается отменить 28 видов лицензий. 14 проектов технических регламентов, предусматривающих отмену лицензирования, уже предложены (например, «О безопасности химических производств», «Об оборудовании защитных систем, применяемых во взрывоопасных средах», «О безопасности взрывопожароопасных и химически опасных объектов», «О безопасности перевозки грузов автомобильным транспортом» и др.). Возможно, в ряде случаев лицензирование будет заменяться, например, обязательной сертификацией продукции.
Значительные изменения будут происходить и в системе аккредитации. До сих пор все вопросы в этой сфере регулировались решением правительства. Однако на практике получалось, что аккредитация становилась подчиненным инструментом в сфере сертификации. Вывод ее из подобного состояния и создание правовой основы для развития этого механизма, который может использоваться в том числе и для развития конкурентной среды на рынке, - такие задачи сейчас стоят перед разработчиками нового закона, регулирующего эту сферу. Существует, однако, опасение, что под лозунгом устранения административных барьеров в сфере технического регулирования создается новая, не существовавшая ранее бюрократическая надстройка (планируется создать бюро по аккредитации - некоммерческую организацию, курируемую Госстандартом, и межведомственную комиссию по координации работ в сфере аккредитации).
На одном из недавних постоянных слушаний в Госдуме, посвященных разработке нормативных актов в сфере технического регулирования, был затронут также вопрос о необходимости детальной проработки правовых основ страхования ответственности за причинение вреда вследствие потребления некачественных товаров и услуг. По всей видимости, в ближайшее время реализация нового закона приведет к изменениям и во многих других сферах экономики.
Материал подготовлен при содействии Клуба региональной журналистики «Из первых уст».

Наталья КУЗНЕЦОВА, г. Ижевск. Еженедельный журнал "Деловая Репутация", № 38 (130), 12 октября 2004 года.

|