ДО РЫНКА ДОХОДЯТ ЛИШЬ ИЗБРАННЫЕ
Автор: Федорова Ираида
Регион: Новосибирск
Тема:  Реформа ЖКХ
Дата: 30.07.2004

Надежда Косарева, президент фонда «Институт экономики города» (Москва), кандидат экономических наук, эксперт в сфере жилищной политики:

В развитых странах существуют механизмы, которые работают на человека, позволяют ему приобрести нормальное жилье — в соответствии с его доходами и с помощью кредита, который он берет на длительный срок. Но согласно проведенным нами исследованиям, всего 12 процентов россиян сегодня могут купить жилье за счет собственных средств или при помощи банковских кредитов. Это чрезвычайно мало. Поэтому наша задача — расширить платежеспособный спрос как можно большей части населения за счет возможности получить долгосрочный кредит. Конечно, отдельный вопрос, каким образом банки могут привлекать средства для того, чтобы выдавать кредит. Потому что если вы кладете в банк деньги только на шесть месяцев, а кредит хотите взять на 20 лет, то всерьез рассчитывать на привлечение средств банку нельзя. Нужно привлекать длинные деньги. И должен работать механизм выпуска ипотечных ценных бумаг.

Однако кое-кто нас упрекает в том, что мы расширяем платежеспособный спрос, поэтому цена на жилье постоянно растет, но оно не становится доступнее. Это не наша вина. Нужно лишь, чтобы жилья больше строили. Однако земля находится в муниципальной собственности, и муниципалитеты сконструировали абсолютно непрозрачные схемы предоставления земельных участков. Несмотря на постоянные требования проводить аукционы — их практически не проводят. Чиновник, регулируя доступ к земельному ресурсу, регулирует его в своих собственных интересах. Плюс еще и выстраивает массу всяких неприступных заборов — нужно согласовать предпроектную и проектную документацию, получить разрешение на строительство, и уже его согласовывать с сотней различных заинтересованных ведомств.

Этот частокол административных барьеров приводит к тому, что до рынка доходят лишь избранные, счастливчики, которые монополизируют этот рынок и устанавливают цены на нем уже абсолютно не рыночные. Монопольная цена растет, а количество жилья не увеличивается. Дополнительный фактор в этом процессе — слабость местных бюджетов, которые не в состоянии обеспечить земельные участки коммунальной инфраструктурой.

Есть в наших предложениях и поправки в Бюджетный кодекс. В местный бюджет должно поступать сто процентов средств от продажи прав на земельные участки. Сейчас муниципалитет должен половину денег отдать в вышестоящий бюджет. Значит, муниципалитет заинтересован в том, чтобы брать с застройщиков не деньги, а квартиры.

И вот еще что важно — придать государственной регистрации действительно гарантирующий характер. Есть такое понятие — «добросовестный приобретатель». Тот, кто честно купил квартиру, уже не должен ее лишиться ни под каким предлогом, будь то претензия типа «десять сделок до того оно было неправильно приватизировано» или любая ей подобная. Конечно, если были случаи специального подлога, мошенничества, насилия, то придется поступить так, как с купленной краденой машиной, — вы должны будете ее вернуть. Предлагаемая же нами государственная регистрационная система предусматривает в таких случаях компенсацию — до миллиона рублей. Бюрократы, конечно, в системе останутся, от этого никуда не деться. Но если наша задумка будет реализована в комплексе, жилье станет доступнее. И объем строительства к 2010 году увеличится минимум в два раза, а объемы кредитования — в 30 раз.

  

Ираида ФЕДОРОВА, г. Новосибирск. Газета «Новая Сибирь», № 31 (616), 30 июля 2004 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики