ОТ ПРИВАТИЗАЦИИ СОБСТВЕННОСТИ – К ПРИВАТИЗАЦИИ СОЗНАНИЯ?
Автор: Широкова Светлана
Регион: Полевской, Свердловская обл.
Тема:  Гражданское общество
Дата: 06.01.2005

Проблеме личности, толерантности и свободы была посвящена лекция заведующего кафедрой психологии личности МГУ Александра Григорьевича АСМОЛОВА на очередном семинаре в Клубе региональной журналистики «Из первых уст» при общественной организации «Открытая Россия» (г. Москва) в декабре ушедшего года.

- Мир вокруг нас имеет огромное пространство контекстов и смыслов. Их интерпретация во многом зависит от наших личностных установок. Остро встающая сегодня тема национализма и экстремизма зависит в том числе и от них. Там, где в культуре народа присутствует диалог, там нет места ксенофобии (отрицательной реакции на «чужих», термин введен писателями-фантастами Стругацкими - авт.). Диалог - бог гражданского общества, дискуссия - его «среда обитания». Вспомним классика:

«...И тех противоречий вал

Я тем сильнее ощущал,

Что с детства полюбил овал».

Почему умирают многие реформы? В России ответ на этот вопрос надо искать в загадках не только русской, но и советской души.

СВОЙСТВА СОВЕТСКОЙ ДУШИ КАК ОСОБОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ

Осознание этих свойств важно тем, что об них «разбиваются» все либеральные реформы в России.

Во-первых, это установка на существование Центра, который все видит, все знает и понимает. Наивно считать, что культ личности задал Сталин. Культ личности появляется там, где есть культ Центра. Именно он ведет к появлению тоталитарного правления в лице тирана, деспота (Сталин, Мао и проч.). Почему это происходит? Вопрос не праздный, так как ответ на него - дело не только прошлого, но и будущего России. Культ личности возникает там, где есть система централизованного управления, сформированная в условиях внешних и внутренних угроз («смутное время», кризисы и проч.).

В нашей российской истории сложилась система перманентного (постоянно длящегося - авт.) кризиса. России плохо, когда нет кризиса, и наоборот. Стоит лишь вспомнить теорию перманентной революции Л.Троцкого и теорию нарастания и обострения классовой борьбы И.Сталина. Нас приучили воспевать кризис, и, в конце концов, мы его полюбили. Что такое Интернационал как не гимн кризису? «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем...». Его продолжение - поэма А. Блока «Двенадцать»: «Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем, мировой пожар в крови...».

Мы долгое время пытались рационализировать эти установки, и в конце концов пришли к неутешительному выводу: Россия - страна, где «кризис всегда с тобой». Эта программа заложена в наше сознание.

В каждом российском городе - по Кремлю в Центре. Идеология Центра - это идеология Великих Отцов. Мы с самого детства становились гениальными язычниками. Только один пример. Многие из здесь присутствующих носили в детстве октябрятские звездочки. На вопрос, кто на звездочке изображен, дружно отвечали: «Дедушка Ленин!». И никому не приходило в голову, что на детском значке - головка симпатичного, кудрявого ребенка... Повторяя за Великими Отцами, что «Сталин - это Ленин сегодня», мы и не подозревали, о чем говорим на самом деле. А говорили мы ни много, ни мало о теории реинкарнации (переселении душ - авт.). Мы стали уникальными язычниками на одной шестой Земного шара.

КАК КОНСТРУИРУЮТ КРИЗИС

Чтобы поддерживать кризис перманентно, надо его сконструировать. Для этого в массовой культуре было запущено два идеологических механизма. Во-первых, это поиск врагов, вера в их существование. Вспомним «дело промпартии», талантливо описанное А. Бекком в «Новом назначении». Во-вторых, это запуск селекции (отбора по заранее заданным свойствам - авт.) состоявшихся, удавшихся людей. Пример первый - эпоха НЭПа. Тех, кто «высунулся», задавили «экспроприацией экспроприаторов». Пример второй - коллективизация с ее главной установкой в массовом сознании: кулак - враг народа. Хотя на самом деле многие из них были просто успешными частными предпринимателями.

Самое печальное, что механизм «социальной зависти» как работал, так и продолжает работать в массовом сознании. Продолжается «селекция» писателей, генералов, предпринимателей... Ксенофобия превратилась в управленческий механизм как центральной, так и региональных властей. Чтобы «перевести стрелки», надо обязательно найти «козла отпущения», вокруг которого все объединяются: «Против кого дружить будем?». Вы не замечали, ведь у нас нет ни одной партии «за», у нас все партии - «против» кого-либо. Просто у одних враги - «олигархи», у других - «лица кавказской национальности»...

Центром этой драмы остается борьба личности против нравственных разрушений. Помните: «Индивидуумом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают».

«СИДИ И ЖДИ – ПРИДУМАЮТ ВОЖДИ»

Третьим типичным свойством советской души является бегство от выбора, бегство от принятия решения по принципу: «Сиди и жди - придумают вожди».

И, наконец, четвертое свойство - страх войти в открытую дверь и оказаться в мире неопределенности, где сегодняшний враг завтра может оказаться ближайшим другом... Нам гораздо удобней подождать, пока кто-то придет и скажет: «Я знаю, как надо». Это в нашем сознании работает механизм выученной беспомощности. Всем знакомы опыты на крысах, когда после многих ударов током крысы впадают в апатию... Так и у нас после многих неудач и бед возникает чувство, что от тебя ничего не зависит. Так возникает пассивный социальный характер. После этого начинает сужаться социальное пространство - пространство гражданского общества.

Как вы думаете, зачем правителям древних времен нужны были грандиозные стройки типа Египетских пирамид, а советским вождям - «мобилизационные проекты» типа БАМа, Целины или поворота сибирских рек? Вместе с некоторыми (во многом спорными) экономическими преимуществами они несли еще одну, идеологическую, «нагрузку» в виде утилизации свободного времени. Великая Китайская стена была стройкой нескольких веков, где всеобщая занятость была основана на всеобщем же страхе. Увы, и до сих пор в человеческих сообществах социальная регуляция идет преимущественно через страх, а не через совесть и стыд.

Когда генеральный прокурор предлагает брать в заложники родственников террористов, тогда механизм великого страха включается на полную мощность. И безопасность населения достигается за счет неусыпного наблюдения каждого за каждым. Государство уподобляется тому, с кем (или чем) оно борется. Концепция заговора рождает оруэлловского Старшего Брата. Заговор всегда оправдывает ситуация кризиса. За ней следует усиление репрессивных структур, а значит - подавление личности, сокращение ее пространства выбора.

ЖУРНАЛИСТ – ПСИХОТЕРАПЕВТ ИЛИ ПРЕСС-СЕКРЕТАРЬ?

Пятый стереотип общественного сознания, сформированный у нас еще с советских времен, звучит так: «СМИ отражают объективную реальность». Хотя сегодня основатели медиа-империй уже не скрывают, что являются «конструкторами реальности, а не ее отражателями». Средства массовой информации в современном мире - это уникальные неформальные образования, генерирующие матрицы общественного сознания.

Общеизвестно, что журналистика - искусство межличностного общения, а журналисты - посредники в процессе общения между различными общественными группами. Толерантность и есть искусство вести переговоры. Почему, например, именно журналистов террористы приглашают для переговоров с властями? Потому что настоящий журналист сродни социальному психологу. Все его контакты являются прерванными. А, как известно из психологии, «прерванные действия запоминаются в два раза лучше, чем завершенные». Мы с вами должны быть психотерапевтами для всех, вступающих с нами в контакт. Именно тогда мы станем не только «рабами событий», но и их создателями.

Однако общеизвестно и другое: власти журналисты не нужны, власти нужны пресс-секретари. Этот стереотип продолжает «работать» в условиях кризисного правления. В мире же нарастает противоположная тенденция, где с развитием систем массовых коммуникаций модель кризисного управления становится все более неэффективной. Вот почему в информационном обществе 21 века пресса должна стать «эмбрионом» гражданского общества. И от нас с вами во многом зависит, чтобы эти «эмбрионы» росли и развивались. Лишь при этом условии приватизация собственности не превратится в России в приватизацию сознания.

  

Светлана ШИРОКОВА, г. Полевской. Независимая городская газета «Рабочая правда», № 1 (9990), 06 января 2005 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики