В понедельник, 14 октября отмечался Международный день стандартизации. Так совпало, что накануне с помощью Клуба региональной журналистики (Москва), действующего в рамках проекта "Открытая Россия", в редакции "Рабочего пути" была проведена селекторная пресс-конференция с заместителем руководителя Департамента регулирования предпринимательской деятельности Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации Мариной Константиновной Глазатовой, которая как раз и была посвящена теме реформирования основ технического регулирования в нашей стране. В недрах Минэкономразвития разработан, а Государственной Думой уже принят в первом чтении проект федерального закона "Об основах технического регулирования". Как подчеркнула Марина Глазатова, федеральная власть считает этот законопроект одним из приоритетных. Вероятно, во втором чтении он уже будет рассмотрен Госдумой в начале ноября, а к концу года подписан Президентом.
Можно смело говорить, что принятие этого закона повлечет за собой настоящую революцию в сфере технического регулирования. Основная цель законопроекта, как подчеркивают его разработчики, - приведение системы технического регулирования в соответствие с задачами государства в рыночных условиях хозяйствования. А приводить в порядок есть что. Сегодня в России действуют 22,5 тысячи ГОСТов, более 30 тысяч ОСТов, 957 СНиПов и 998 САНПиНов. Понятное дело, что такое обилие государственных, отраслевых и ведомственных требований к товарам и услугам не способствует развитию рыночной экономики. Ведь основы существующей в России системы стандартизации сложились еще в период плановой экономики и принципиально не изменились за годы реформ. До сих пор по российскому законодательству обязательными являются любые требования - и по безопасности, и по качеству. В период плановой экономики стандарт играл, по сути, сразу несколько ролей - с одной стороны, он, в соответствии с мировой практикой, обеспечивал безопасность продукции. Одновременно с этим стандарт был важнейшим средством обеспечения технического прогресса, поскольку экономические способы стимулирования этого самого прогресса отсутствовали. Третья функция стандарта - он выступал в роли своего рода "технического задания", задавал качественные характеристики, потребительские свойства товаров, которые государство как "единственный и глобальный заказчик" был готово закупить у государственных же производителей.
Сегодня, как подчеркнула на пресс-конференции заместитель руководителя Департамента регулирования предпринимательской деятельности Марина Глазатова, ситуация в корне изменилась. Рыночная экономика, конкурентная среда создают собственные стимулы для технического прогресса. Вопросы потребительских свойств, качественных характеристик товаров становятся предметов контракта между производителем и заказчиком (покупателем). Вступают в действие рыночные механизмы спроса и конкуренции. В этих условиях государство должно сосредоточиться на той функции, которую не может обеспечить никто. Кроме него самого, - на обеспечении безопасности продукции и процессов ее производства:
- Из одномерного мира плановой экономики мы перешли в многомерный мир потребительских задач. Государство уже не в состоянии задавать все требования по потребительским свойствам товара. Задача государства - обеспечить безопасность продукции и процессов ее производства и выполнить тем самым свою социальную функцию. Рынок тратить деньги на безопасность не будет, его задача - извлечение прибыли. Таким образом, реформа технического регулирования заключается в том, что из обязательной и безусловной для выполнения сферы выводятся все требования, связанные с потребительскими свойствами продукции. Качество - это дело добровольное, безопасность - это дело государственное. Вот основа идеологи реформы технического регулирования, - говорит Марина Глазатова. В соответствии с этой логикой в законопроекте, разработанном специалистами Минэкономразвития, нормативная база делится на две части: технические регламенты, содержащие безусловно обязательные требования по безопасности продукции и процессов. Разумеется, в эти регламенты могут включаться и требования, обеспечивающие безопасность косвенно: по маркировке, упаковке, идентификации продукции. Вторая часть - это стандарты (национальные и корпоративные), которые могут применяться добровольно в целях повышения качества продукции и услуг.
Немаловажен и такой аспект реформы технического регулирования: сейчас государство занимается контролем до того, как продукция поступала на рынок и стала товаром. То есть действует дорыночный, разрешительный, бумажный контроль. Но никто не гарантирует, что товар, имеющий сертификат качества, пока он дойдет до потребителя, не потеряет все свои потребительские свойства. Реформа технического регулирования предполагает, что акцент государственной заботы о безопасности продукции должен быть смещен в сферу контроля за безопасностью на рынке в момент оборота товара, в момент его передачи продавцом потребителю. Именно здесь государство намерено с концентрировать свои усилия.
Предполагается, как выразилась Марина Глазатова, и большая инвентаризация всех ГОСТов, СНиПов, ОСТов и т.д. с обязательным вычленением требований по безопасности. Сейчас пока отсутствует прозрачность в процедурах установления технических требований. Техническое регулирование осуществляется на уровне ведомственных актов. В этой ситуации требования часто противоречат друг другу. Известный пример - решетки на окнах, которые милиция требует от руководителей организаций и фирм поставить, а пожарные - снять. Отсутствие единой политики технического регулирования создает и поддерживает нестабильную ситуацию на рынке, тормозит его развитие. Вот еще один пример: ГОСТ8227-56 требует при укладывании, хранении и транспортировке хлеба использовать только деревянные лотки, этажерки, корзины, а также ткань для хранения хлеба. Но нынче большинство производителей используют полимерные лотки, а как упаковку - полиэтилен и термоусадочную пленку. Формально эти производители нарушают ГОСТ. Ведомственный уровень требований ГОСТа не позволяет им эффективно использовать новые технологии.
Беседуя с журналистами, заместитель руководителя Департамента регулирования предпринимательской деятельности Марина Глазатова особо подчеркнула, что в целях обеспечения прозрачности, стабильности и адекватности обязательных требований к продукции и ее производству, а также создания системы технического регулирования в проекте федерального закона "Об основах технического регулирования" устанавливается, что технические регламенты могут приниматься только федеральными законами, указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.
Планируется и внедрение иных форм контроля. Нынче российский рынок заполнен опасным и некачественным (фальсифицированным и контрафактным) товаром, несмотря на то, что действующие процедуры подтверждения и оценки соответствия продукции обязательным требованиям применяются в обязательном порядке во всех случаях и, в основном, в форме обязательной сертификации. Исключением является, пожалуй, только сфера строительства. Но сертификация требует от предпринимателя немало усилий, времени и средств. Так, по оценкам независимых экспертов, скорость обновления моделей мобильных телефонов нынче в мире составляет шесть месяцев, а срок их сертификации у нас - до пяти месяцев. В данной ситуации, по мнению разработчиков законопроекта, значительно шире должна использоваться такая распространенная в мировой практике форма подтверждения соответствия как декларирование изготовителем (исполнителем, продавцом) выполнения обязательных требований.
Совершенно очевидно, что сертификация при которой изготовитель обращается к третьим лицам - органу по сертификации и испытательной лаборатории, значительно более затратная процедура, чем декларирование. Ее использование должно стать после принятия нового закона скорее исключением чем правилом. Сертификацию в дальнейшем планируется применять только в случае установления на основе научно-обоснованных доказательств, что данная продукция является высокорисково с точки зрения причинения вреда. Более того, Марина Глазатова заметила, что сертификация - это независимая оценка, она должна быть выведена на рынок. Сейчас Минэкономразвития проводит большую работу по анализу структуры и полномочий органов государственного контроля и надзора. Первоочередная задача - устранить их избыточность, дублирование функций, привести систему органов контроля и надзора в соответствие с задачами, которые ставит государство перед собой. После принятия закона "Об основах технического регулирования" органы государственного контроля и надзора будут заниматься только выполнением требований по безопасности. Уменьшение объема требований, по идее, должно привести к повышению ответственности за несоблюдение их. К тому же, планируется устранить дублирование функций контролирующих органов не только на федеральном, но и на региональном, и на функциональном уровнях.
Предполагается и развитие конкуренции, оказания платных услуг в сфере анализа и сертификации. Нормами законопроекта устанавливается сбалансированное применение процедур сертификации и декларирования. Еще одно радикальное новшество: действующий закон о защите прав потребителей устанавливает право отзыва товара с рынка, но не предусматривает механизма его реализации. Законопроект устанавливает такой механизм. Причем, он основан чисто на экономических параметрах, которые будут бить по недобросовестному производителю или продавцу не административными мерами, а рублем.
Разумеется, реформа технического регулирования будет проводиться и в целях гармонизации отечественных норм и международными нормами и правилами. Как и любая серьезная реформа, она не будет одномоментной. Предусматривается четкий период времени - семь лет, в течение которого будет проведен плавный переход к новой системе технического регулирования в России. 
Игорь КРАСНОВСКИЙ. Опубликовано в газете "Рабочий путь" 17.10.2002

|
|