ЗНАНИЕ - ТОВАР. И ОН НЕ ДЛЯ ВСЕХ?
Автор: Павлова Ираида
Регион: Чебоксары
Тема:  Проблемы образования
Дата: 16.12.2004

Молодые сегодня везде нужны. И в армии, и на военной службе. Сегодняшняя армия для молодого человека все равно что тюрьма. И сбежать от нее можно только в высшей школе. И хотя рабочему у станка платят больше, чем юристу и менеджеру, молодые настойчиво выбирают экономический и юридический факультеты. А когда исполняются все мечты и заветный диплом в руках, то на завод молодого человека уже ничем не заманишь. С высокой трибуны генеральный директор крупнейшего не только в Чувашии, но и в России Тракторного завода сулит большие зарплаты. Сегодня он готов принять на работу 500-600 рабочих. Но желающих нет.

На эти и другие вопросы, возможно, ответит новый закон «Об образовании». Так считает Правительство России. На днях оно вновь вернулось к этой теме.

В нашей жизни, где балом правит рынок, ничего удивительного в том, что в школу пришли рыночные условия, нет. Вся проблема в том, что эти условия, государством нигде не прописанные, приобретают все более уродливые формы.

Заботливые мамы и ответственные папы за любимое чадо готовы горы свернуть. По результатам опросов, 43 процента россиян готовы заплатить за то, чтобы ребенок учился в престижной школе. И не просто готовы. Большинство платит. По данным неофициальной статистики, не так уж и мало - в прошлом году сумма неофициальный плат составила 26 миллиардов рублей. Для сравнения – российский бюджет в прошлом году на нужды образования выделило 97 миллиардов рублей.

Эту статистику, вполне вероятно, знают и те, кто готовит проект закона в стенах министерства. Возможно, что и основные моменты статьи были подготовлены исходя из этой статистики. Ну и, конечно, не забыли и про особенности национального характера. Мы русские, для своих детей готовы пожертвовать даже пенсией.

Со следующего года государство планирует перейти на 12 – летнее образование. Вместо государственного образования будут государственные стандарты. Именно государственный стандарт будет определять, какие предметы важнее, а какие не очень. Вот, русский язык, математика, физкультура - эти предметы должен знать каждый. А вот информатика, французский язык и хореография - эти то ли для особо одаренных, то ли особо денежных. Что настораживает не только родителей, но и учителей, так это то, что всерьез идут разговоры о делении детей на умных и глупых, то есть одаренных и не очень. Сейчас особую одаренность детей в тех или иных предметах определяют в гимназиях и лицеях после 7-ого класса. В будущем реформаторы от министерства образования одаренность будут определять чуть ли не с пеленок, с начальных классов. Великовозрастному Ломоносову даже у ворот школы не разрешат постоять.

Таким образом, судьба ребенка, талант которого не раскрылся в начальной школе, проста и понятна. Его максимум – 9 классов. Потом – армия, потом – станок на заводе. Вот и решилась проблема кадров. И волки сыты, и овцы вроде бы довольны. Оказывается, острые проблемы общества очень легко разрешаются. Если учитель сказал, что нет у тебя таланта – смирись и иди на завод. Если денег нет на учебу – тоже смирись и иди на завод.

За учебу в высших учебных заведениях сегодня платит почти каждый студент. Одни – легально, другие – тайно. Какие знания за эти деньги даются – зачастую не важно не только для вуза, но и для самого студента. О том, что уровень знаний нынешних выпускников вузов оставляет желать лучшего лучше всего свидетельствует тот факт, что руководители крупных промышленных предприятий Чувашии предпочитают выпускника после дипломной практики обучать по-новой или же чтобы не терять время - со второго-третьего курса набирают группу и учат новым технологиям, о которых обычные студенты только слышали краем уха.

Два года назад российское правительство приняло специальную конвенцию о введении в высшей школе магистратуры и бакалавриата. Хорошее в этом то, что наконец российские дипломы начнут признавать в развитых странах. Плохо же то, что бакалавриатура дает только основные знания о профессии, а в магистратуре, которая даст обширные знания о специальности бесплатных место планируется оставить всего 30 процентов.

Нормальные рыночные отношения в школе. Казалось бы, это должно было обрадовать, прежде всего, учителей. Ведь их зарплата в таком случае напрямую зависела бы от популярности предмета, а не от пожеланий господина Путина или предвыборных обещаний. Но именно они, учителя первыми возмутились, шокированные нововведениями министерства образования России.

Наверное, у проекта закона есть и положительные моменты. Но пока, предложения законотворцев напоминают поиски генетиков. Они сейчас проводят эксперименты над мышью. Хотят научить мышь думать как человек. Министерство образования, скрещивая школу и рыночные отношения, хочет вырастить нужных для государства людей. А государству сегодня нужны рабочие и солдаты. Это сегодня. А завтра? Об этом подумаем завтра?

  

Ираида ПАВЛОВА, г. Чебоксары. Газета "Хыпар", 16 декабря 2004 года.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики