Сегодня идут острые дискуссии по вопросу о перспективах экономического роста в России. Отечественная и зарубежная пресса в один голос заявляют о том, что движение по нарастающей, начатое с 1999 года, замедлилось. Экономисты и политики высказывают самые разные суждения по этой проблематике, и они порой очень противоречивы. Многие эксперты прогнозируют на ближайшие годы сравнительно низкие темпы экономического роста. Они исходят из того, что факты роста, действовавшие в предшествующие три года, уже не работают, а новые пока еще не дают результата. Другие же, в пику этим осторожным прогнозам, полагают, что темпы экономического роста можно повысить, отказавшись от проводимой правительством политики укрепления рубля.
Свое видение этой проблемы высказывает один из самых известных и авторитетных российских экономистов, экс-министр экономики, научный руководитель Государственного университета "Высшая школа экономики", директор Экспертного института, профессор, доктор экономических наук Евгений Григорьевич Ясин. Думается, что его неординарные суждения и оценки будут представлять несомненный интерес для наших читателей.
В ОДНУ РЕКУ НЕЛЬЗЯ ВОЙТИ ДВАЖДЫ
По мнению Евгения Ясина, сегодняшняя ситуация в российской экономике менее благоприятная, чем ожидалось. Темпы экономического роста, начавшегося после кризиса 1998 года, снизились. Так, если в 1999 году рост внутреннего валового продукта (ВВП) составил 5,4%, в 2000 году - 9%, то в 2001 году этот показатель сократился до 5%, а в этом году он составит около 4%. То есть снижение темпов роста экономики - налицо. Конечно, очень заманчиво в этой ситуации снова обрушить рубль, как это уже было в 1998 году, и опять почувствовать, что у нас экспорт дешевле, мы легче проходим на мировые рынки, импорт ограничен, потому что он подорожал, - и опять новое оживление. Но в одну и ту же реку не войдёшь дважды. Проблема заключается в том, что любые манипуляции с курсом рубля способны дать какой-то выигрыш на год-два, а потом нас ожидает очередной кризис на 2-3 года и больше. К тому же такая политика будет препятствовать решению стратегических задач. И потому правительство констатировало, что рубль будет укрепляться, что мы и наблюдаем в настоящее время.
В этом году рост покупательной способности рубля составил уже 9 процентов. Кризис 1998 года привел к сокращению жизненного уровня на 30 процентов. Сейчас положение улучшается. Средняя заработная плата составляет уже 135 долларов. Перед кризисом она была около 150 долларов, а на начало текущего года всего 103 доллара. При этом заработная плата растет быстрее, чем производительность труда. Данный процесс можно трактовать по-разному. И как положительный факт, означающий, что экономика постепенно выходит из тени, и как факт, вызывающий тревогу, поскольку обостряется ситуация на рынке труда.
МЫ ХОТИМ ДОГНАТЬ ПОРТУГАЛИЮ
Однако если брать не краткосрочную, а среднесрочную перспективу, то нынешняя ситуация в экономике представляется нормальной. Мы стали нормальной страной с рыночной экономикой, страной, которая отстает от Португалии в два раза по объему ВВП на душу населения и не скоро эту страну догонит. Но наше желание догнать Португалию - это своего рода символ, который означает, что мы хотим и должны жить лучше. И мы начинаем жить лучше.
На чем основывается это убеждение? Во-первых, второй квартал 2002 года ознаменовался важным событием: у нас по финансовому счету в платежном балансе образовался положительный результат, и это означает, что прекратился отток капитала. Он сменился притоком, хотя пока еще небольшим. Нынешний результат - это первая ласточка. С 1992 года отток капитала все время возрастал и в 1998 году достиг максимума - 25 миллиардов долларов за год. Потом стал потихоньку уменьшаться. Если нынешняя тенденция сохранится, то она будет означать капитальный поворот. Мы действительно сможем войти в фазу устойчивого роста - в основном на базе наших собственных источников. Кроме того, мы можем рассчитывать на приток капитала из-за рубежа по одной простой причине: Россия сегодня, несмотря на падение темпов экономического роста и другие неблагоприятные факторы, стала одним из самых лучших рынков капитала в мире. По последним данным, по темпам роста ВВП на первом месте находится Китай, Россия - на втором. Благодаря тому, что в России образовалась относительная политическая стабильность, здесь постоянно идет общее улучшение. Мы так же, как и вся мировая экономика, попадаем в ту или иную полосу конъюнктуры, это всегда было и будет. Просто нужно понимать, что надо работать дальше. Нам нужно искать свой путь, который заключается в том, чтобы соединить достижения и опыт развитых западных стран - а это как раз страны постиндустриального развития, где главным генератором развития роста являются гражданские свободы, свободная личность, творческий потенциал, с опытом стран Востока. Но мы должны выработать свою собственную модель постиндустриального догоняющего развития. Пока ни в одной стране такого опыта нет. Нам часто приходится быть пионерами и прокладывать новые пути, но у нас другого выхода нет, и в чистом виде мы ни одну из известных моделей реализовать не сможем. И мы должны думать о долгосрочных факторах, дающих возможность роста нашей экономики.
ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?
Мировой опыт показывает, что ускорению экономического роста может в значительной степени способствовать снижение государственных расходов и вообще доли государства в экономике. В результате рыночных реформ и после кризиса 1998 года вследствие инфляции большая часть обязательств государства советского периода обесценилась. Это плохо в социальном плане, но Россия получила уникальный шанс для быстрого развития, что и подтвердили итоги 1999 - 2000 годов.
Но сейчас этот шанс упускается. Бюджет расширенного правительства (включающий бюджеты всех уровней и социальные фонды) в 2003 году достигнет 41% ВВП, в 2003 году он планируется немногим меньше. Для России же сегодня оптимальный уровень - 29-30%.
Кроме того, у нас большой государственный сектор, работающий неэффективно. По оценкам экспертов, доля государства в экономике составляет около 60 - 65% . Это намного больше, чем доля государства в ВВП, фиксируемая статистикой западноевропейских стран. При таких условиях высокие устойчивые темпы роста российской экономики невозможны. Нужно сокращать бремя государства.
После 1998 года реально отсутствует политика модернизации и развития в плане федерального бюджета. Несмотря на некоторые эффективные шаги, для бизнеса пока неощутимо снижение налогового бремени. Более того, отмена инвестиционной льготы поставила активных инвесторов в позицию проигравших, поскольку в расходах бюджета приоритет получили силовые ведомства. Поэтому необходимо снизить расходы федерального бюджета на 6-7% в реальном исчислении до 2005 года, в том числе на 1,5-2% в следующем году, понизить его долю в ВВП до 16-17% (с учетом ЕСН).
В настоящее время превышен уровень централизации финансов, целесообразный после кризиса 1998 года. Централизация финансовых ресурсов сократила долю территориальных бюджетов в доходах бюджетной системы с 54% до 40%. Поэтому выход может быть в прекращении дотаций и субсидий из этих бюджетов отраслям народного хозяйства и - ускорении реформы ЖКХ.
В новых условиях необходима серьёзная децентрализация финансовой системы. Следует расширить полномочия субъектов Федерации, прежде всего в установлении ставок региональных налогов. Пришло время реализовать принцип "один бюджет - один налог", чтобы повысить ответственность регионов, создать конкуренцию между ними за привлечение бизнеса. Сегодня полностью задавленным оказалось местное самоуправление. С целью стимулирования развития гражданского общества органы местного самоуправления должны вводить собственные налоги и сборы.
Свои позиции сохраняет теневая экономика. В частности, это происходит из-за высокой ставки Единого социального налога (ЕСН)- 35,7% к фонду заработной платы. Поэтому часть зарплаты многие предприятия платят без ведомости, и, кроме того, имеется большое число "самозанятых", которые не платят налогов вообще. При этом мы имеем едва ли не самый низкий пенсионный возраст и нищенские пенсии. Поэтому необходимо поднять пенсионный возраст, осуществив эту меру за 5 лет, снизить ставку отчислений в Пенсионный фонд, что в совокупности позволит снизить ставку ЕСН. А его снижение на 10-11 % станет принципиальным шагом в снижении налогового бремени и ликвидации теневой экономики.
Одной из сфер серьёзной экономии бюджетных средств являются государственные закупки. Сегодня здесь также гнездится коррупция. Тут необходима система "прозрачных" конкурсных торгов. В случае реализации этих мер экономия бюджетных средств может составить до 1,5 - 1,7% ВВП.
Пока нельзя утверждать, что мы - страна с преобладанием частного сектора. Предприятия и учреждения, полностью или частично находящиеся в государственной собственности, производят примерно 50% ВВП. У нас 82 тысячи ГУПов и МУПов. При этом большинство из них реально не контролируется государством. Правительство должно интенсифицировать работу по их приватизации. За 2-3 года необходимо преобразовать, продать или закрыть все ГУПы, ликвидировать их как институт. Для денежной приватизации в интересах бюджета оставить 30 - 40 привлекательных объектов - АО с госучастием. Остальные госпакеты продавать по символическим ценам с целью привлечения инвестиций на модернизацию.
Сегодня финансирование отраслей бюджетной сферы - образования, здравоохранения, культуры, науки - ориентировано на поддержание сети неэффективно работающих учреждений с избыточной численностью занятых. Необходимо преобразовать большинство учреждений бюджетной сферы в организации, конкурирующие на рынке за государственные и муниципальные заказы и средства частных лиц. Соответственно, бюджетные ассигнования должны выделяться, как правило, не на содержание учреждений по смете, а на конкурсные закупки конкретных услуг у наиболее успешных товаропроизводителей независимо от формы собственности.
Необходима военная реформа и реформа государственной службы. Сегодняшняя госслужба продуцирует бюрократию и коррупцию, если она присваивает избыточные полномочия и не подвергается общественному контролю. Это как раз то, что мы имеем. Мы должны построить современную государственную службу, идя по пути сокращения аппарата чиновников и существенного повышения зарплаты остающихся чиновников.
ПОТЕНЦИАЛ УСТОЙЧИВЫХ ТЕМПОВ РОСТОВ ЭКОНОМИКИ ИМЕЕТСЯ
Потенциал высоких и устойчивых темпов роста есть, но есть и ограничения. Представляются следующие фазы вхождения в этап экономического роста и модернизации. Во-первых - это создание инвестиционного климата и формирование институциональных основ для будущего роста. Решение этих проблем связано с циклом реформ, которые нужно провести, чтобы создать стабильную рыночную экономику, где уважаются права собственности, обязательства по контрактам, где действуют нормы корпоративного управления, принятые во всем мире, где обеспечена прозрачность, где благоприятные условия для малого и среднего бизнеса и т.д. То есть то, чего у нас пока нет.
Самый большой потенциал в нашей экономике заключается в том, что мы богаты природными ресурсами и квалифицированной рабочей силой. Но, к сожалению, следует подчеркнуть - квалифицированной, образованной, но это не означает, что обязательно высокого качества. У нас действительно есть квалифицированная рабочая сила, но недостает тщательности, систематичности, постоянства усилий. Подъем, например, корейской экономики на 90 процентов был обусловлен качеством рабочей силы, трудолюбием рабочих, их привычкой к тщательному, систематическому, длительному труду и колоссальной тягой к знаниям.
Бизнес в России имеет высокие шансы на успех. Незанятых ниш у нас еще очень много, но не всегда хватает предприимчивости. В России можно заработать деньги сравнительно легко, нужны предприимчивость и более или менее благоприятные условия. Если нам удастся преодолеть основные препятствия на этом пути, то мы сможем добиться довольно больших успехов.
Мы должны делать акцент на свою интеллектуальную собственность, ведь ни одна страна в мире не сможет так, как мы , реализовать этот потенциал. Необходимо создавать все условия для развития инновационного бизнеса, повышать инвестиции в основной капитал. И если мы будем вкладывать в себя сами, тогда к нам придёт и иностранный капитал.
У нас есть возможность преобразовать бюрократическо-олигархическую экономику в свободную экономику, и в этом русле находятся главные факторы роста. Бюрократия является очень мощным фактором, тормозящим прогресс, предприимчивость людей. Как уже отмечалось, сейчас у нас бюджет расширенного правительства составляет 40% ВВП. Это очень много для страны, которая хочет перегнать Китай по темпам экономического роста. Если будет такой уровень государственных расходов, этого не достигнуть.
Недавно было опубликовано исследование Фонда ИНДЕМ, который возглавляет бывший советник президента - Георгий Сатаров. По его оценкам, объём взяток, которые выплачивает за год российский бизнес, составляет около 35 миллиардов долларов - 12-13% -ВВП! Правительство, президент не в состоянии решить эту проблему. Она по силам только гражданскому обществу, потому что здесь необходимо давление общественности, всеобщая борьба с бюрократическим произволом. Общественная поддержка нужна всем реформам. Мы должны добиваться институциональных изменений, чтобы стать другой страной, свободной. Новые институты - это другая страна, другой образ мышления, это люди, которые иначе к себе относятся. Вот такая задача стоит перед нами.
Таким образом, потенциал устойчивых темпов экономического роста в России имеется. Простых рецептов нет, но многие известны и названы выше: дерегулирование, реформа госслужбы, децентрализация, включая развитие бюджетно-налогового федерализма, расширение платности в сфере социальных услуг, законодательное предупреждение конфликта интересов в бизнесе и во власти, информация и пропаганда, укрепление реальной демократии и институтов гражданского общества.
Должна быть осознана значимость вызова: либо традиционный для России разрыв между формальной и неформальной сферами, между законом и понятиями, и тогда - судьба третьеразрядной страны. Либо разрыв удастся преодолеть, создать атмосферу доверия общества к закону и власти, непримиримости к злоупотреблению властью вопреки закону, и тогда - реальная возможность развития до уровня наиболее процветающих наций. 
Галина Анисимова, "Самарская газета", опубликовано 14.11.2002-12-11

|
|