В Российской глубинке «Норд –Ост» в основном известен в связи с трагическими событиями 24-26 октября, а не как популярный мюзикл. Из жителей глубинки посмотреть его посчастливилось лишь единицам.
Между тем «Норд-Ост» – явление в Российской культурной жизни неординарное и по созданному театральному механизму, и по содержанию. Написанный на основе повести В.Каверина «Два капитана» мюзикл нес в массы жизнеутверждающую идею мира и счастья. По сути, впервые в России была создана модель театра одного спектакля. За год «Норд – Ост» посмотрело более 300 тысяч человек. Спектакль вобрал в себя талант десятков актеров разных амплуа, возрастов и национальностей. В нем было занято более ста тридцати человек. А сумел объединить всех этих творческих личностей и весьма успешно воплотить в жизнь этот эксперимент ежедневного показа Георгий Васильев, генеральный директор мюзикла «Норд_ Ост», один из тех, кто был в числе заложников.
Встреча с Георгием Васильевым состоялась в Клубе региональной журналистики. Это была не пиаровская акция, а попытка разобраться и в произошедшем, и в том, почему это стало возможным и можно ли это было предотвратить.
Все, о чем говорил Георгий Васильев, давалось ему с большим трудом. Он был предельно откровенен и потому мог рассчитывать на предельную откровенность и со стороны присутствующих. Именно поэтому сначала я решила, что писать об этом не буду.
Да, от террористического акта в «Норд-Осте» содрогнулась вся Россия. Написаны десятки тысяч слов, правильных и нужных, о нашей сопричастности с заложниками, о наших переживаниях, о неуклюжих попытках помощи. Но нас с заложниками разделяла черта, длиною в жизнь: они находились по ту сторону, возврата откуда практически не бывает, мы же снаружи. Им пришлось - это ПЕРЕЖИТЬ. Мы же – СОпереживали.
Эта черта, за которой побывали заложники, и откуда не всем суждено было вернуться, разделила отныне их жизнь на «до» и «после» террористического акта. Однако каждый из нас – и дети, и взрослые, и старики, люди разных национальностей – не застрахованы от того, чтобы оказаться по ту сторону черты, где выбора не остается. Как это случилось с заложниками в Буденовске, с жертвами взрыва на Пушкинской площади, с жителями домов на улице Гурьянова, заложниками «Норд-Оста». Поэтому я поняла, что говорить и писать об этом надо, громко и откровенно, чтобы разобраться в истоках терроризма, чтобы изменить все еще бытующее легковесное отношение к нему, чтобы понять, что мы по сути столкнулись с новым видом войны, войны ХХ1 века, к которой не готовы. Нам нужно учиться с этим жить, бороться и это предотвращать.
История, которой мы не знаем
Несмотря на национальную окраску, терроризм в первую очередь явление социальное. Он возникает там, где грубо попираются Конституционные права человека, существует социальное неравенство, голод и нищета, происходит глумление над личностью. А вот то, что происходит объединение террористов по национальному и религиозному признакам, истоки следует искать в истории. Но не в той официально признанной истории, которую в России переписывали за последние 50 лет не менее пяти раз в угоду политическим лидерам и политическим режимам, а в той истории, которая впитывается с молоком матери, хранится в народных и семейных преданиях, передается из поколения в поколение, является частью национальных традиций и культуры.
Надо честно признать, что история многонациональной России не только великая, но и кровавая. Не все национальности объединялись вокруг России на добровольной основе. Присоединение значительной части из них, в том числе и Чечни, происходило в кровопролитной борьбе за свою национальную независимость. Да и жизнь в составе Российской империи, Советского Союза и в современной Российской Федерации для чеченцев связана с притеснениями. Это периоды правления генерала Ермолова, Сталина и Ельцина, развязавшего новый виток чеченского национального противостояния.
Что наши дети знают об истории Чеченского народа и других национальностей России? Георгий Васильев рассказал, что когда была возможность поговорить с детьми, которые находились в числе заложников, подбодрить их, он в одном из разговоров спросил, что знают они о Чечне. Знания детей ограничивались двумя словами – «война» и «террористы», связанными с их личным негативным опытом...
Десять лет в России идет чеченская война, которая вновь сеет национальную рознь и ненависть, взрастивших на этой почве целое поколение. И нигде – ни в СМИ, ни в школах, ни в вузах – даже не делается попытка приоткрыть завесу одной из трагических страниц нашей истории, истории взаимоотношений чеченского и русского народов. Сегодня мало кто знает о департации целых народов во время великой Отечественной войны. В конце февраля 1944 года была объявлена «врагом народа» и чеченская нация. В течение трех дней все население Чечни было погружено в вагоны для скота и вывезено в Казахстан и Сибирь. До места назначения добралось лишь две трети департированных. Для представителей чеченского народа это остается незаживаемой раной до сих пор. А вот молодое поколение представителей других национальностей вряд ли об этом слышало. Между тем данная трагедия общая для всей нашей многонациональной страны. Но забыты старые уроки. Вместо покаяния сегодня снова в чеченских и русских семьях оплакивают смерть сыновей и отцов, ненавидят и убивают друг друга…
Потерянное поколение
Стоит ли говорить о террористах, занявших ДК Шарикоподшипникова завода? Они – убийцы, сложившиеся, намеренно шедшие на это преступление. Их имена будут прокляты в веках родными и близкими погибших. Но говорить надо, потому что они идейные убийцы. Они шли на это преступление, жертвуя собой и жизнью других, ни в чем не повинных людей, волею судьбы оказавшихся в этот вечер в театре, чтобы привлечь внимание общественности к тому, что в Чечне льется кровь.
Из воспоминаний Г. Васильева: Террористы с нами разговаривали редко. В основном отношения складывались как в концлагере: встал, пошел, руки за спину и т.д. Но так как мне пришлось решать с ними вопросы хозяйственного порядка, была некоторая возможность для общения. В один из таких моментов Бараев сказал, что их задача – привлечь внимание людей, живущих в России к тому, что в стране идет война. Они называли себя смертниками и говорили, что понимают, что живыми отсюда не выйдут, даже если правительство пойдет на уступки. Хотя, по их словам, они могли бы поступить проще: войти в метро и взорвать себя и людей без объяснений. А их 50 человек. Но важно привлечь этой акцией внимание к тому, что происходит в Чечне.
Из-за лживости политиков и недальновидности военных в Чечне за десять лет войны выросло целое поколение с извращенной психикой, которое может решать все проблемы, выяснять отношения и разрешать конфликты только на языке смерти.
Из воспоминаний Г. Васильева: По мнению террористов, Романова – заложница, которая вернулась в ДК, пришла с каким-то поручением от ФСБ. Бараев вышел на сцену и объявил залу, что ее приговаривают к расстрелу. И ее тут же на сцене отвели в сторону и расстреляли. Это было так бытово, что мы просто не поверили. Все стали спрашивать друг у друга, действительно ли ее расстреляли, и говорили друг другу, что это инсценировка.
Из воспоминаний депутата Государственной Думы РФ И. Рыбкина об участия в торжестве, посвященному восстановлению мирной жизни в Грозном: «В разгар торжественного митинга на площади вдруг начался обстрел. Пригнулись и попадали на землю только приезжие гости. Жители Грозного даже не вздрогнули. Для них это обыденная, каждодневная ситуация».
Будем честными: новое поколение чеченцев, выросшее в условиях ненависти, жестокости и потерь родных и близких имеет искаженное представление о ценностях и авторитетах. Думаю, что не ошибусь, если скажу, что для многих из них действия убийц в Норд-Осте – пример борьбы за свободу и национальную независимость Чечни…
СМИ и общество
Трагедия в «Норд-Осте» обнажила еще одну проблему: взаимодействие СМИ и общества. Сейчас очень много дискутируют о роли СМИ в обществе: являются ли они «четвертой властью» и вообще каковы их властные полномочия.
По- моему, вопрос должен стоять иначе: насколько ответственна или безответственна власть СМИ перед обществом.
Из воспоминаний Г. Васильева: В первые минуты террористы запретили пользоваться мобильной связью. Чтобы как-то сообщить о том, что происходит, я перевел мобильник на авторежим и лишь включал его, когда звонили. Через некоторое время, когда у террористов не заладилось с реквизитом на сцене и они попросили помочь кого-либо из людей, причастных к спектаклю, отключить ее, у меня появилась возможность сообщить по мобильнику о происходящем. Через 20 минут в зал вошел один из террористов и сказал: «Из зала выходят звонки, и мы знаем, кто это звонит и куда». Оказалось, что мой знакомый журналист, которому я передал всю информацию о террористах: в чем они одеты, сколько у них оружия, сколько их самих, просто всё это передал в эфир с указанием моей фамилии.
Васильев затем сам слышал эту программу по «Эхо Москвы». В ней автор говорил буквально следующее: «Мы позвонили генеральному директору «Норд-Оста» Георгию Васильеву, его мобильник был включен, но он не отвечал. Из мобильника слышалось чеченская речь. А затем Васильев сообщил нам о террористах…». И дальше шло перечисление боевой экипировки террористов.
Т.е. журналист в погоне за интересной для него информацией абсолютно не подумал, что человек, сделавший сообщение, находился в это время под дулом автомата и передал информацию с риском для жизни. Аналогичные ситуации мы наблюдали и на ТВ-каналах, когда ведущие передавали в эфир сообщения заложников о происходящем в зале и предлагали звонившим попробовать передать телефон мобильной связи террористам или называли фамилии тех, кто передавал сообщения.
Забывают, к сожалению, журналисты о том , что общество делегировало им право отбора информации в СМИ, которое означает и обязательную ответственность за то, чем это слово отзовется…
Реквием «Норд-Осту»
Существует прекрасный проект восстановления «Норд-Оста». Идея заключается в том, чтобы сделать «Норд-Ост» передвижным спектаклем по всем регионам России. Сегодня, когда «Норд-Ост» приобрел нарицательное значение и его печально известная популярность чрезвычайно высока, восстановление спектакля, на мой взгляд, лишь усилит его жизнеутверждающую силу и будет не только учить миру и добру, но будет звучать как реквием всем погибшим от терроризма. Более того, возможно это станет новой точкой отсчета в истории российских национальных отношений.
Вот только воплотить эту идею очень сложно – не хватает денег. Среди тех, кто активно мелькал на экранах телевидения, зарабатывая себе политический капитал обещаниями о помощи театру в дни трагедии, сегодня почти никого не осталось. Помощь в реализации идеи оказывает лишь правительство Москвы и «Юкос». Между тем воплощение этой идеи в жизнь, на мой взгляд, является еще и показателем зрелости нашего общества, его гражданской ответственности. Думается, восстановить «Норд-Ост» – это наша гражданская обязанность. 
Ирина Алексеевна Галкина, Владивосток, «Золотой рог», 12.12.2002

|