Тарифы на электроэнергию жестко регулируются государством в интересах потребителя, но в результате РАО «ЕЭС России» испытывает недостаток средств для технического перевооружения. Если ничего не изменится, то уже к 2007-2008 гг. экономисты прогнозируют дефицит мощности по нескольким регионам России. О путях решения этой проблемы в условиях реформирования знергохолдинга рассуждает Сергей Дубинин, заместитель Председателя Правления РАО ЕЭС.
Под угрозой дефицита
Основные производственные мощности компании были созданы в 60-70-е гг. прошлого века, и если бы все они прекратили свою работу в соответствии с парковым ресурсом, то мы столкнулись бы с дефицитом электроэнергии уже сегодня. Но при наличии технических возможностей срок службы наших станций продлевается в индивидуальном порядке, поэтому до сих пор мы не испытывали недостатка мощностей, хотя спрос на электроэнергию в последние 5 лет быстро растет.
В 2007 г. мы планируем перейти рубеж, достигнутый в 1990 г. (это был максимальный уровень производства электроэнергии за все советские годы). В результате в 2007-08 гг. может возникнуть ситуация, когда резерв мощности в пиковые часы нагрузки будет недостаточным. Это еще нельзя считать прямым дефицитом, но нужно понимать, что в таких условиях выход из строя какой-нибудь сетевой развязки может обернуться серьезными проблемами. К 2010 г. уже трудно будет поддерживать современный уровень производства электроэнергии, если сегодня мы не начнем инвестировать значительные средства в техническое перевооружение.
По оценкам наших экономистов, в ближайшие 3-4 года РАО ЕЭС потребуется около 3800 МВт дополнительных мощностей в Европейской части страны. Специалисты ФСТ (Федеральной службы по тарифам) указывают на то, что и в Сибири появились регионы, которые могут оказаться под угрозой дефицита. На строительство крупной электростанции в среднем уходит 3 года, и нынешние темпы возведения объектов позволяют нам уложиться в срок, но главная проблема на сегодняшний день - это недостаток инвестиций.
Откуда приходят инвестиции
В долгосрочной перспективе и потребители, и государство заинтересованы в том, чтобы РАО «ЕЭС России» наращивало мощности, но за это нужно платить уже сегодня повышением тарифов, что не слишком приятно. Поскольку наш энергохолдинг является естественной монополией, тарифы жестко регулируются государством, причем их рост даже не покрывает темпов инфляции. В 2004 г. отпускные тарифы на электроэнергию в среднем по России поднялись на 11,5% при уровне инфляции 11,7%. Хочу отметить, что отпускные цены «Газпрома» увеличились на 20%, а мы потребляем значительные объемы газа. В результате РАО ЕЭС не может вкладывать в техническое перевооружение столько, сколько требуется на современном этапе.
Тарифы для конечного потребителя определяются региональными энергетическими комиссиями, однако ФСТ устанавливает для каждой территории определенную ценовую «вилку». Региональные цифры не могут быть ниже минимального уровня роста тарифа и выше максимального, но, к сожалению, в ряде случаев это правило нарушается. Например, в Ульяновской области сегодня сложилась кризисная ситуация из-за того, что региональные власти несколько лет искусственно сдерживали рост цен на электроэнергию, и средства на перевооружение взять было неоткуда.
Если говорить о государственных капиталовложениях, то в 2004 г. РАО ЕЭС получило из федерального бюджета по различным целевым программам менее 500 млн руб. - для нас это капля в море. Для сравнения: на строительство Калининградской ТЭЦ-2 государство выделило 150 млн руб., а затраты энергохолдинга на данном участке в прошлом году составили 4 млрд руб. (в 2005 г. мы планируем инвестировать в этот объект еще 5 млрд руб.).
Перспективы бюджетного финансирования на ближайшие годы тоже не позволяют рассчитывать на серьезную финансовую помощь. Сегодня установлено, что часть профицита федерального бюджета не может быть направлена в стабилизационный фонд, и эти средства решено инвестировать в развитие экономики. Но могу сказать, что кроме энергетиков в очередь за инвестициями выстроились представители многих отраслей. Поэтому по самым оптимистичным прогнозам мы можем получить 500 млн руб. в дополнение к тому, что выделяется по целевым программам, а это лишь малые проценты от тех сумм, которые необходимо инвестировать.
Помимо собственных и бюджетных средств, мы привлекаем ресурсы за счет среднесрочного и долгосрочного кредитования, используем схемы лизинга, но и этого на сегодняшний день недостаточно.
Вперед, к конкурентному рынку
Выход из сложившейся ситуации мы видим в привлечении частных инвесторов, но в нынешних условиях основным сдерживающим фактором для них являются регулируемые тарифы на электроэнергию. При том уровне, который запланирован на ближайшую перспективу, сроки окупаемости не устраивают не только зарубежных, но и многих российских инвесторов. Мы считаем, что эта проблема может быть решена только с переходом к конкурентному рынку, причем рынку не только электроэнергии, но и мощностей.
В переходный период, пока эта система еще не заработала, а внешние финансовые вливания уже необходимы в больших объемах, мы предлагаем использовать механизм гарантирования инвестиций. Сейчас он обсуждается в правительстве, и если государство нас поддержит, то Системный оператор РАО ЕЭС будет организовывать тендеры на постройку электростанций в различных регионах страны. При этом инвестору дадут гарантии, что после завершения строительства и ввода объекта в эксплуатацию он будет получать за мощность такую плату, которую посчитает достаточной для окупаемости инвестиций. Размер этой платы как раз и определится в ходе тендера (мы рассчитываем получить согласие инвесторов на 20-25% нормы рентабельности).
Чтобы запустить такой механизм, нужен целый ряд правительственных решений, в том числе о снабжении новых мощностей газом на долгосрочной основе. Сегодня лимиты и цены на поставку газа пересматриваются каждый год, но в данном случае придется подписывать контракты на несколько лет вперед.
Если же говорить о рынке электроэнергии, то и здесь в переходный период мы планируем использовать регулируемые долгосрочные договоры (РДД) с фиксированными ценами на каждый год. В далекой перспективе, когда заработает конкурентный рынок, контракты будут заключаться добровольно, а тарифы - определяться по согласованию между производителем и потребителем электроэнергии.
- Сергей Константинович, сегодня многие крупные предприятия уходят на ФОРЭМ - оптовый рынок, где цены ниже, чем в АО-энерго, но в результате перестает работать система перекрестного субсидирования. Как РАО ЕЭС собирается решать эту проблему?
- Мы пытаемся сдерживать это движение и планируем в ближайшее время реорганизовать ФОРЭМ. Нужно выстроить такую систему, где было бы четко обозначено, кто является плательщиком при перекрестном субсидировании, иначе мы не сможем перейти к полноценному конкурентному рынку. Я считаю, что эта нагрузка должна быть возложена на всех промышленных потребителей электроэнергии, без исключений и привилегий (разумеется, в конечном итоге деньги заплатит население, покупая промышленные товары).
Главным инструментом системы должны стать регулируемые долгосрочные договоры, в них будут установлены тарифы для каждого генератора: каждый год цена может быть разной, но фиксированной. С помощью РДД мы рассчитываем «привязать» потребителя к конкретному генератору. Пока окончательного решения о переходе к РДД не принято, но в этом направлении ведется серьезная работа.
- В перспективе регулируемые долгосрочные договоры будут охватывать всю сферу электроэнергетики?
- По нашим расчетам, около 80% энергии будет продаваться по таким долгосрочным контрактам, а оставшиеся 20% - на спот-рынке в биржевом режиме с маржинальным ценообразованием.
Могу сказать, что сегодня свободный рынок охватывает примерно 10% всей электроэнергии, но он построен таким образом, что если цена здесь превышает регулируемую, то потребитель может сразу его покинуть. Поэтому доля свободного рынка пока не увеличивается.
- Как, по вашим оценкам, будет выглядеть рынок электроэнергии через несколько лет, кто будет на нем работать?
- Сегодня РАО ЕЭС владеет 90% установленной мощности электроэнергетики. Если говорить об оставшихся 10%, то они поделены между Росэнергоатомом и независимыми региональными структурами, которые возникли в процессе преобразования отрасли (в Татарстане, Башкортостане и Иркутской области). Снизилась доля государства и в Новосибирскэнерго, сегодня это фактически независимая компания.
Я думаю, в перспективе на рынке электроэнергии будут работать наши оптовые генерирующие компании, территориальные генерирующие компании и частные производители. Мы надеемся, что рано или поздно государство уйдет из этой сферы. Что же касается сетевого сектора, то он останется монопольным, здесь развитие конкурентного рынка не предусмотрено.
Материал подготовлен при содействии Клуба региональной журналистики «Из первых уст»

Елена ВОЛКОВА, г. Нижний Новгород. Журнал «Деловая неделя», № 7, апрель 2005 г.

|