ТЕНДЕНЦИИ
Автор: Зинова Лилия
Регион: Уфа
Тема:  Экономика
Дата: 19.12.2002

Под силу ли гражданам бремя государства?

В клубе региональной журналистики «Из первых уст» прошла презентация доклада "Бремя государства и экономическая политика: либеральная альтернатива». Доклад подготовлен большой группой либерально настроенных ученых-экономистов, объединенных Экспертным институтом при Союзе промышленников и предпринимателей России и Фондом. «Либеральная миссия». Материалы также представил и государственный университет Высшая школа экономики. Как заявил на презентации руководитель творческого коллектива известный экономист профессор Евгений Ясин, работа была выполнена при финансовой поддержке фонда «Открытая Россия» и по его заказу.

Возникает резонный вопрос: а для чего, собственно, сделала заказ «Открытая Россия»? От избытка средств, которые выделяются на ее содержание учредителями этой региональной общественной организации — акционерами нефтяной компании ЮКОС? Из праздного любопытства? Из тайной корысти? Или из желания привлечь внимание общественного сознания к проблемам экономического роста страны?

Уже почти никто не оспаривает факт того, что у России последние 2-3 года наблюдаются признаки экономического роста. Но вот достаточны ли они для того, чтобы «догнать и перегнать» или хотя бы встать вровень с экономически процветающими государствами? Достаточны ли темпы роста?

Авторы доклада, от имени которых выступал Евгений Ясин, считают, что общество нуждается в стабильности, однако ныне существует острая необходимость и в общественной дискуссии по поводу темпов экономического роста. Необходимо обратить внимание общественности на факторы торможения.

Сейчас нет споров насчет необходимости модернизации и высоких темпов роста. Все знают, даже советуют, что делать для этого, но мало кто знает, как надо это делать. Ясин сотоварищи решили восполнить этот пробел, прекрасно осознавая, какую не благодарную миссию взяли на себя — неизбежен град критики — конструктивной и просто злопыхательской: дескать, нетрудно быть стратегом, видя бой со стороны -Ученые констатируют, что, не смотря на объявленный курс формирования свободной рыночной экономики, в обществе распространено убеждение, что сейчас необходимо повышать роль государства в экономике. Это утверждение справедливо и для Башкортостана, где многие хозяйственные руководители продолжают вздыхать о добрых старых временах. Чего, например, стоят десятилетние стенания о диспаритете цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию. В сравнение в обязательном порядке идут литр солярки и литр молока. Можно подумать, что в советские времена эти пресловутые молоко с соляркой находились в справедливом парите те, может, именно тогда волевым решением административно -командной системы и было установлено весьма несправедливое, но ставшее привычным соотношение их цен.

Перестройка скоро отметит свое совершеннолетие, экономические реформы тоже идут уже две пятилетки, но до сих пор любые неудачи приписываются молвой демократам и реформаторам. Но ведь первопричина их кроется в изначальном отставании России, а такое арьергардное положение страны объясняется постоянным и неумеренным вмешательством государства в экономическую жизнь, которое длилось десятилетиями. Предпринимательство и частная инициатива подавлялись, на основе чего пышным цветом росло иждивенчество, социальная апатия — этим очевидным утверждениям не требуются даже примеры для иллюстраций.

Евгений Ясин и его команда убеждены, что перспектива процветания России всецело связана с тем, чтобы дать простор частной инициативе, сократить до минимума обязательства и полномочия государства, изжить связанные с ним вековые предрассудки. В этот раз модернизацию должен осуществлять бизнес, а не бюрократия, утверждают экономисты-либералы.

Их очень беспокоит тот факт, что правительство страны, которое считается, вроде бы, либеральным, все более поддается тем, кто сопротивляется преобразованиям, все чаще идет на уступки, которые снижают наступательные порывы. В результате этого либеральные реформы тормозятся. Тот шанс, который был предоставлен стране переходом к рыночной экономике, испытаниями граждан в кризисный переход, упускается. Неужели жертвы были напрасными?

Государственные расходы растут — какой бы ни была статистика, но она это констатирует. Бремя государства для бизнеса, для граждан, произвол распухающей и разбухающей бюрократии тоже растут. Разработчики доклада утверждают, что сейчас необходима мобилизация всех общественных сил, способных противостоять этим тенденциям.

Так что же делать, а главное, как это делать, чтобы ускорить темпы экономического роста? Как внедрить в сознание масс мысль, что главный мотор в деле развития экономики — не государство, а бизнес?

Видимо, прежде всего следует раскрыть глаза тем, кто не знает, что общее бремя государства в экономике составляет 60-65 процентов внутреннего валового продукта России. Развитых стран с таким показателем нет. Уже по одной этой причине мы не можем попасть в сообщество развитых государств. При таком бремени высокие устойчивые темпы роста российской экономики невозможны. Вывод? Надо снижать государственные расходы.

Снижение налогового бремени имело некоторый положительный эффект, но только для бюджета, а не развития бизнеса. Наоборот, отмена инвестиционной льготы поставила активных инвесторов в невыгодную позицию проигравших.

Что делать и как? Либералы предлагают снизить расходы федерального бюджета на 6-7 процентов в реальном исчислении до 2005 года.

С 1999 года (первого после дефолтного) централизация финансовых ресурсов сократила долю территориальных бюджетов в доходах бюджетной системы с 54 до 40 процентов. Но резервы экономики есть — это прекращение дотаций и субсидий из этих бюджетов отраслям народного хозяйства, ускорение реформы ЖКХ.

Сами экономисты признают, что уровень централизации финансов, целесообразный после кризиса 1998 года, сейчас превышен. Уже пришло время реализовать принцип «один бюджет -один налог». Система финансовой помощи регионам должна быть адресной. Эти меры да элементарный порядок в делах должны дать экономию расходов на 10-12 процентов.

Для стимулирования развития гражданского общества, местного самоуправления граждан предлагается разрешить местным представительным органам власти вводить собственные налоги и сборы.

Либералы хотят побудить правительство снизить ставку единого социального налога, который составляет ныне 35,7 процента к фонду заработной платы. Именно из-за высокой ставки ЕСН многие предприятия по-прежнему платят мимо ведомости, снижая налогооблагаемую базу. Ставка ЕСН может быть снижена до 30 процентов, а затем, с повышением пенсионного возраста, и до 24 процентов. Да-да, либералы предлагают повысить пенсионный возраст работающих до 65 лет. У нас сейчас самый низкий пенсионный возраст и буквально нищенские пенсии. И эту ситуацию надо переломить, подняв пенсионную планку в течение пяти лет до 65 лет для мужчин и женщин.

Эта «людоедская» мера, как выразился Ясин, вынужденная, так как складывается недопустимое для экономики соотношение пенсионеров и работающих налогоплательщиков. По странам Европейского Союза ныне насчитывается 55 пенсионеров на 100 работающих, в Германии 55,3, в Англии 40,6, а в России — 69,2 пенсионера. Этот показатель с 2007 года резко ухудшится, так как уменьшится доля трудоспособного населения, а доля пенсионеров, соответственно, увеличится.

По аналогии с подоходным налогом, когда вместе со снижением ставки произошел рост собираемости, пойдет сценарий и с ЕСН. А это вкупе с повышением пенсионного возраста даст возможность снизить бремя государства. Экономисты утверждают в докладе, что снижение ЕСН на 10-11 процентов стало бы принципиальным шагом в снижении налогового бремени и ликвидации теневой экономики.

Сферой серьезной экономии бюджетных средств называют систему государственных закупок, которые необходимо производить через открытые конкурсные торги. Здесь экономия может составить до 1,5-1,7 процента ВВП.

Предлагается за 2-3 года пре образовать, продать или закрыть все государственные унитарные предприятия, так как большинство из них реально не контролируются государством.

Большинство учреждений бюджетной сферы предлагается преобразовать в организации, которые конкурируют на рынке за государственные и муниципальные заказы. Бюджетные средства должны выделяться не на содержание учреждений по , смете, а на конкурсные закупки конкретных услуг у наиболее успешных из них, независимо от форм собственности.

У авторов доклада есть предложения по естественным монополиям, военной реформе, государственной службе. Кстати, предлагается на госслужбе особо не экономить, а поступить следующим образом: сократить число чиновников вдвое, а зарплату повысить в 3,5-4 раза. Это не спасет от коррупции, но избавит от ее неизбежности, сделает возможным действенный контроль.

Большой бедой для общества в целом и бизнеса в частности разработчики либеральной альтернативы считают колоссальное неформальное воздействие государства на сферу экономики. В чем оно выражается? Это прямые издержки преодоления административных барьеров – до 8-8,5 млрд. долларов в год, то есть 2,7-2,9 процента ВВП. Это «вымогательство участия», то есть неформальные, но жесткие по сути требования властей всех уровней о взносах в те или иные фонды или на конкретные цели

— около четырех млрд. долларов, или один процент ВВП. Это в чистом виде коррупция, которая, по оценкам фонда ИНДЕМ под руководством Георгия Сатарова, составляет только в отношениях с бизнесом около 33 млрд. долларов. Около 98,97 процента этой суммы, утверждают исследователи, приходится на исполнительную власть.

Что ожидает Россию — процветание или судьба третьеразрядной страны? Что будет главенствовать — закон или понятия? Будем ли нести неподъемное бремя государства в экономике, раздутое до невыносимых пределов или снизим его без революционных потрясений?

В конце концов, останутся ли предложения либеральных экономистов только на бумаге или что-то будет принято к реализации?

Как сказал Евгений Ясин, он не имеет особых иллюзий на этот счет. На его взгляд, правительство тоже смотрит в одну с ним сторону, признавая необходимость модернизации. Однако оно отводит на это 15-20 лет, а надо бы лет пять, иначе бесполезно бросаться вдогонку за процветающими странами. Шанс будет упущен безвозвратно.

Р.5. Как стало известно из источников, заслуживающих доверия, профессор Евгений Ясин совсем недавно, получая из рук Президента страны Владимира Путина государственную награду, нарушил протокольный церемониал: орден получил, а доклад— вручил. Может, глава нашего государства и почитает на досуге, как знать.  

Лилия ЗИНОВА, Уфа, «Новая экономическая газета», № 34, 16-29.11.2002 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики