«Черная зона» взаимоотношений
Мировой опыт подсказывает, что ускорению экономического роста может в большой степени способствовать снижение государственных расходов, и вообще доли государства в экономике. В результате рыночных реформ и после кризиса 1998 года , в следствие инфляции большая часть обязательств государства советского периода обесценилась. И хотя это плохо в социальном плане, Россия получила уникальный шанс для быстрого развития, что подтвердили итоги трех последних лет. Но сейчас этот шанс упускается, считает группа специалистов под руководством директора Экспертного Института Российского союза промышленников и предпринимателей Евгения Григорьевича Ясина. Бюджет в 2002 году достиг 41 процент внутреннего валового продукта. В 2003 году он планируется немногим меньше. Тогда как для России сегодня оптимальный уровень – 29-30 процентов. Кроме того, у нас большой и не эффективный государственный сектор, а также значительный объем неформальных воздействий государства на бизнес. По оценкам экспертов, доля государства в экономике сегодня составляет примерно 60-65 процентов. Мы начинаем серию публикаций, в которых с помощью экспертов попытаемся обозначить перспективы преодоления негативных тенденций в экономике и социальной политике. Начнем разговор с анализа коррупции, наиболее ярко свидетельствующей о болезнях общества в целом. Наш собеседник Марк Иосифович Левин, заведующий кафедрой микроэкономического анализа ГУ – Высшей школы экономики, профессор.
- Велик ли реальный гнет исполнительной власти? Его как-то можно измерить и оценить?
- По оценкам специалистов, в целом по России примерный объем взяток, подарков, вкладов, которые делает бизнес чиновникам госструктур, составляет порядка 33,5 миллиардов долларов в год (один триллион рублей). Грубо говоря, эта сумма равна доходной части бюджета и равна еще одному налогу. Цифра объема рынка бытовой коррупции представляется фантастической. В оценке масштабов коррупции мы опирались на исследование фонда «ИНДЕМ» 1999-2001 годов. Но картина выглядит пестрой в связи с тем, что бремя государства складывается из разных лоскутов, все статьи расходов -как сообщающиеся сосуды: снижение налогов или увеличение доли федерального бюджета в бюджете консолидированном могут вызывать рост принудительных поборов, низкая зарплата чиновников усиливает коррупцию и так далее...
- Каковы мировые тенденции?
- Экспертами оно оценивается величиной порядка в 60-65 процентов валового внутреннего продукта. Это заметно выше, чем в странах Европы, включая Швецию, где размеры госсектора и особенно масштабы неформальных воздействий несравнимо меньше. Сумма теневых затрат граждан распределяется по стране очень неравномерно. Москва тратит на взятки меньше, чем она могла бы на эти цели тратить, она достаточно богата. Санкт-Петербург закрашен на нашей карте более темным цветом, он тратит больше. Чем беднее регион, чем меньше экономической свободы, тем чаще бизнесменам приходится платить чиновникам. Всего, согласно данным проведенного исследования, издержки неформального воздействия государства конкретно на бизнес составляют до 25 процентов ВВП, около 1,4 трлн. руб. в год. Не менее интересны оценки разделения коррупционного рынка между ветвями власти. Исполнительная власть - 98,97 процентов; законодательная власть -0,17 процентов; судебная власть - 0,86 процентов. Таким образом, лишаются оснований упреки в адрес судебной и законодательной властей в том, что они погрязли в коррупции и более всего мешают прозрачности бизнеса и становлению правового государства. На деле они практически не играют никакой роли, являясь лишь тенью произвола исполнительной власти. В судейской системе по-прежнему действует феодальный тип коррупции, работает государственная машина, такая же как и при советской власти.
- Кто и в каком объеме подпитывает «черную зону» - дает взятки чиновникам и делает им подарки?
- Это показывает в нашем исследовании так называемый индекс доверия к власти со стороны граждан. Задавалось два разных типа вопросов. Первое, что люди думают, о том как ситуация коррумпирована, и как власть коррумпирована реально. Сначала насколько вы доверяете... А потом, как часто вам приходится платить взятки? Когда вы последний раз давали взятку? Забавно, что на самом деле восприятие коррупции и оценка доверия к власти не всегда совпадают. Наибольшее доверие, с точки зрения граждан, вызывает Тверская область, потом идет Саратовская. Московская область, Москва, Хабаровск - здесь доверия меньше. Еще хуже ситуация в Тюмени... Доля от оборота фирмы, отдаваемая на взятки составляет по максимуму до 50 процентов.
- А как воспринимают отношения с властью бизнесмены?
- Забавно, что чем дальше власть, тем больше она мифологизирована. ( Чем дальше люди находятся от Москвы, тем больше они готовы доверять федеральной власти. Здесь появляется масса интересных вопросов о реальности и мифологизации. С точки зрения предпринимателей в регионах происходит следующее. Бизнес и власть взаимодействуют в трех разных направлениях, сильно коррелированных между собой. Первое - административная коррупция, когда власть просто занимается вымогательством. Второе - это то, как бизнес старается захватить государство. И третье, наоборот,— захват бизнеса со стороны государства. Это известно во всем мире. Административная коррупция наиболее развита в Алтайском крае, захват государства мы видим в Амурской области, захват со стороны бизнеса тоже в Амурской области...
- Что же собственно происходит взаимоотношениях бизнеса и власти?
- Осенью прошлого года опрашивалось 700 предпринимателей в нескольких регионах РФ, задавалось 76 вопросов. Мы пытались определить, для чего бизнес платит взятки? Ускоряет ли коррупция процесс при получении тех или иных бумаг? Обобщенный ответ: несущественно. Просто без взяток еще хуже. А кто мягче всего относится к коррупции на местах? Простые бабушки - они убеждены, что так и полагается в этом мире.
- А как вы относитесь к тому, что часть бизнеса выигрывает от взаимодействия с «черной зоной» - коррупцией?
- Это происходит тогда, когда осуществляется «захват государства», то есть приобретение отдельными компаниями влияния на принятие решений во властных органах разных уровней. Но очень часто имеет место и «захват бизнеса» чиновниками, которые входят в компании сами или через подставных лиц, вкладывая в капитал свой административный ресурс. Сращивание бизнеса с властью в этих формах представляет собой огромную опасность, поскольку полностью подрывает равенство условий конкуренции и делает практически невозможным развитие. Это подтверждено многолетним опытом различных стран, в частности, Латинской Америки.
- Возможно, вовлечение бизнеса в коррупцию повышает его успешность?
- Нет, показывают результаты исследований «ИНДЕМ". Коррупция усиливает монополизм, ослабляет конкуренцию, облегчает жизнь «своих" фирм, но не делает в перспективе их более прибыльными. «Захват государства" - облегчение бизнеса посредством льгот и привилегий, а не успех. «Захват бизнеса" - извлечение текущего дохода, а не его стратегическое развитие. В итоге от коррупции страдают даже те, кто когда-то извлек выгоды от нее, ибо бизнесу в целом приходится действовать в бедной стране, в обстановке всеобщего недоверия, где не защищена собственность и нельзя рассчитывать на обязательность партнера.
- Мы ничего не говорили пока об участии бизнеса в государственном заказе. Это ведь тоже государственное давление, когда бизнесменов не допускают к участию в тендерах.
- Несправедливыми предприниматели считают проведение тендеров примерно в тридцати случаях из ста. На самом деле, значительная часть людей отвечает, что не имели возможность участвовать в аукционах из-за отсутствия личных контактов с организаторами.
- Есть ли у бизнеса перспектива ухода от коррупции, ведения игр с государством «по-честному»?
- Наверное, есть. Должна быть осознана, наконец, значимость выбора: либо традиционный для России разрыв между формальной и неформальной сферами, между законом и понятиями - тогда нас ждет судьба третьеразрядной страны. Либо преодоление этого разрыва, формирование атмосферы доверия общества к закону и власти, непримиримости к злоупотреблению властью вопреки закону. Тогда реальна возможность развития до уровня процветающих наций. 
Марина Чепикова, Уфа
Журнал «Бизнес Партнер», № 11 (26), ноябрь 2002

|