Такими заголовками пестрели якутские интернет-издания 8 мая.
Накануне Дня Победы на Центральной площади г. Мирного состоялось открытие памятника Иосифу Сталину. На церемонию открытия пришли несколько тысяч человек. Перед собравшимися выступил глава МО Мирнинский район А.Т. Попов, заявивший ранее, что с просьбой установить памятник Сталину к нему обратились ветераны Великой Отечественной войны, трудовые коллективы района, общественные и молодежные организации.
Отношение общественности к открытию памятника Сталину неоднозначно. Кто-то называет это «бессмысленной попыткой повернуть время вспять», а кто-то полностью одобряет появление мемориала советскому диктатору на площади столицы алмазного края. К примеру, лидер КПРФ Геннадий Зюганов в приветственной телеграмме назвал открытие памятника «актом гражданского мужества и патриотизма».
Идея установки памятника Иосифу Сталину обсуждается в различных слоях нашего общества, во многих организациях и объединениях, причем, не только в пределах Республики Саха. Так, на семинаре клуба региональной журналистики «Из первых уст», проходившем в Москве в начале апреля, своим мнением на эту тему с журналистами поделилась первый заместитель главного редактора журнала «Знамя» и литературный критик Наталья Борисовна Иванова.
- К 60-летнему юбилею Победы в нашем обществе стали происходить очень странные вещи. Например, спор о памятниках, который, к сожалению, не принимает ранг общенационального спора, но ведется повсюду. И речь здесь сразу о нескольких творениях монументальной культуры. Во-первых, это памятник Сталину, появившийся по инициативе администрации г. Мирного в наши новые, казалось бы, демократические времена. Во-вторых, это спор о том, что делать с памятником, созданным скульптором Рукавишниковым, где изображаются Черчилль, Рузвельт и Сталин.
На мой взгляд, всё это является своеобразным знаком, сигналом. Сигналом можно назвать и дискуссии, которые ведутся в Волгограде, по поводу возвращения этому городу названия Сталинград. Это комплекс вопросов, который показывает, что происходит на самом деле в стране, с общественным сознанием, и что происходит с политтехнологами, которые пытаются это сознание направить в ту или иную сторону.
Когда мы сегодня говорим об установке новых памятников Сталину, мы получаем не просто деталь нашей жизни, а метасюжет, в котором мы с вами находимся. От разрешения этого культурного сюжета, от того, куда он пойдет, зависит и прогнозируется будущее страны, будущее общества. Россия – огромная страна, и в ней еще стоят неснесенные памятники Ленину. Например, первое, что вы увидите, выйдя из московского метрополитена на станции «Октябрьская» - это памятник Ленину.
…Предположим, вы бабушка, у вас внук, вы идете с этим внуком в школу. Предположим, он спрашивает, глядя на памятник Ленину: «Бабушка, а это что за дяденька?». Вы же не будете ему долго объяснять, что он сделал с нашей страной, и что благодаря Ленину у нас погибло масса народу. Вы скажете, что жил когда-то некий Владимир Ильич Ленин, и процитируете, возможно, какой-то положительный стишок… Вот в этом как раз и кроется опасность. Опасна среда, в которой находимся мы, наши дети и в которой будут жить наши внуки. Та среда, в которой существуют учителя, обучающие наших детей по старинке, потому что у них нет новых разработок. Среда, где всё ещё в библиотеках присутствует советская литература.
Памятник Сталину, где бы он ни был установлен, является монументальной пропагандой. Кроме монументальной пропаганды существует еще постоянное и обращение к архетипам, которые сидят в культурном сознании общества. К архетипам можно отнести музыку гимна Российской Федерации. Когда её слушаешь, автоматически вспоминаешь про Сталина и про Ленина. И получается, что советская идеология как огонь вспыхивает и идет по деревянным перекрытиям нашей жизни дальше и дальше. До тех пор эта искра, из которой возгорелось пламя, как говорили большевики, будет тлеть, она будет проникать в просвещение и отравлять массовое сознание.
Кто виноват во всем этом? На мой взгляд, мы сами. Потому что нельзя сказать, что какие-то темные силы привели нас к установлению памятников советскому диктатору. Мы – виновники происходящего, потому что мы создали программу «Старые песни о главном», мы предложили, что бы все вокруг от Леонида Парфенова до Татьяны Митковой пели комсомольские песни. «Поиграем-ка мы в советскую культуру», - предложили новомодные режиссеры... Очень рано мы стали в нее играть. Очень рано мы подумали, что идеологического яда уже там никакого нет. Мы попались в собственную ловушку…

Элеонора ЧЁРНАЯ, г. Удачный. Газета «Городок» и городской портал UDACHNY.RU, 11 мая 2005 г.

|