ШКОЛЫ НЕ СТАНУТ ЧАСТНЫМИ
Автор: Борисова Марина
Регион: Кемерово
Тема:  Проблемы образования
Дата: 08.04.2005

Реформа образования вполне оправданно вызывает опасения. Не приведет ли она к тому, что все учебные заведения, в том числе и школы, станут платными? Ведь приняла же Госдума закон о снятии с бюджетного финансирования негосударственных средних учебных заведений.

Однако случиться этого не должно, по крайней мере, с общеобразовательными средними школами. Дело в том, что в России уровень общего образования является обязательным. Следовательно, он будет, прежде всего, бесплатным.

Сегодня доля частных школ по стране составляет один процент.

В рамках реформы образования большую часть учебных заведений (не только средних, но и высших) планируется передать на содержание субъектов. Если вы живете, например, в Кемеровской области, а поступать надумаете в Алтайском крае, платить за обучение придется в любом случае, как бы отлично вы не сдали вступительные экзамены. Так как содержит вуз администрация Алтайского края.

Молодежь со средним профобразованием по численности занимает второе место (после тех, кто не имеет какой-либо профессии вообще) среди безработных. Это один из проблемных уровней, который тоже подвергнется реформированию. Устроиться на работу сложно, как правило, из-за того, что работодатель требует наличия корочек об окончании вуза. Вполне возможно, что этот уровень постепенно будет втягиваться в систему высшего образования и со временем приобретет этот статус.

Быть образованным сегодня модно. Вопреки всем реформам

В России, наряду с другими реформами (пенсионная, монетизация, так называемая, реформа армии), проводится реформа образования. В чем конкретно она заключается, какими темпами движется и движется ли вообще, понять сложно. Некоторые политологи сравнивают ее с черной кошкой в темной комнате: все знают, что она есть, но никто ее не видел.

О ситуации, связанной с модернизаций российского образования, о том, насколько оно доступно, рассказывает директор Центра экономики непрерывного образования Татьяна КЛЯЧКО.

- Для начала давайте поговорим о высшем образовании в России. Представим такую схему. В конце двадцатого века количество выпускников и претендующих на место в вузе более-менее адекватно. 2000 год - переломный: число поступающих сравнивается с числом закончивших одиннадцатый класс. В 2002 студенты-первокурсники превышают выпускников на двести тысяч человек. В последний прием по России поступили на 250 тысяч человек больше, чем окончили школу. То есть, народ пошел в высшую школу не в массовом, а в сверхмассовом порядке.

Вузы берут всех, кого они могут взять. В том числе и выпускников ПТУ, СУЗов – «ускоренников», которые (если они идут по своим профилям) сразу зачисляются на третий курс. Складывается впечатление, что руководство институтов и университетов просто выходит на улицы и затаскивает всех подряд в студенты. Однако ситуация такая вполне понятна. Поясню. В экономике есть понятие «экономии масштаба»: чем больше ты развиваешь действие, тем больше получаешь экономии на единицу продукции. Вузы применяют ту же стратегию: чем больше народа они привлекут, тем экономически им – вузам - будет выгоднее.

Вторая причина массовости – это, скажем так, мода на высшее образование: учатся все - и я пойду. При этом, хочу обратить ваше внимание, представление о том, что, например, молодые люди в вузы идут по причине отсрочки от армии, не совсем верно. 40% поступают на заочные отделения, где никаких отсрочек нет. Но там есть другие причины: необходимость знаний, наличия диплома и так далее.

Итак, количество поступающих растет, число бюджетных мест не увеличивается. Зато стремительно вырос платный прием. В настоящее время 57% студентов в государственных вузах обучаются на платной основе. То есть бесплатное высшее образование - это уже, скорее, такой миф, ностальгия, чем правда жизни. Если в 1995 году 85% мест были заняты студентами-бюджетниками, в 2000 году таких было 54%, сегодня их около пятидесяти процентов. Еще год переживем, и платников станет еще больше.

- Татьяна Львовна, это неизбежный процесс с превалированием платного образования или реформа способна как-то изменить ситуацию?

- На самом деле, если мы сегодня ничего не будем менять и оставим все на самотек, к 2010 году сокращение платности в вузах снизится само собой, по демографическим причинам. Здесь для населения проблем никаких не усматривается. Головная боль начнется у учебных заведений. Дело в том, что за последние лет десять экономика вузов перестроена на тот поток денег, который идет именно от студентов-платников.

Так, в этом году правительство на образование выделило 2,3 миллиарда долларов. Примерно два миллиарда долларов в вузы придет от студентов, обучающихся на платной основе. И еще где-то миллиард шестьсот тысяч – теневые средства, которые расходуются студентами на нужды вузов, но которые нигде не фиксируются. Очевидно, что если поток денег – назовем их семейными – начнет сокращаться, у высших учебных заведений будут большие неприятности.

- Хорошо, проблема с платным образованием для выпускников может стать менее актуальной в будущем. Тогда и поступающих поменьше станет. А сегодня? При таком количестве студентов, качество образования не снижается?

- Действительно, на данный момент в России 89% выпускников твердо уверены в том, что им необходимо получить высшее образование, 11% готовы рассматривать другие варианты, но также не исключают дальнейшее обучение именно в вузе. Кроме этого, нормой стало получение второго высшего образования. Так вот одной из важнейших сторон реформирования в этой области должно стать разделение системы высшего образования на два уровня: бакалавра и магистра. Сейчас у нас сложилось какое-то всеобщее обучение. В то время как около тридцати процентов студентов (второе высшее) уже четко определились, какие именно знания им нужны. Остальные либо получают общие знания, либо ликвидируют последствия плохой школы. Естественно, этот всеобщий поток студентов не может положительно сказываться на качестве образования. Вот чтобы положительная динамика обозначилась, образование необходимо разделить.

Насколько различается уровень знаний абитуриентов-платников и абитуриентов-бюджетников?

- Я уже плохо различаю абитуриентов по платникам и бюджетникам. Иногда взятки за поступление на бюджетные места превышают плату за годы в университете. Или за репетитора платится столько, что мало не покажется. Я на собственном опыте знаю. Когда мой племянник готовился поступать в медицинский, мы с сестрой просто разделись. Она говорила: «Лучше бы это было на платной основе. Я бы заплатила». Я недавно говорила с ректором одного московского медвуза на предмет того, сколько стоит поступление. Оказалось, с репетиторами – около 12 тысяч долларов! Кто платник, кто бюджетник? Разница только в том, что кто-то платит сразу, а кто-то в рассрочку. Дальше, умные вы или глупые, деньгами не определяется.

- А что вы думаете по поводу стремительного роста числа вузов и их филиалов по стране? Качество их деятельности как-то отслеживается?

- Качество высшего образования в России падает. Несколько лет назад у нас было 515 вузов. Сегодня их около трех тысяч (сюда входят и филиалы, и негосударственные, государственные вузы). Выяснить, кто именно так роняет этот показатель, достаточно проблематично. Хотя последние исследования и показывают, что низким качеством в основном грешат филиалы (в том числе и государственных вузов), выяснять нужно очень серьезно.

Вообще, говоря о качестве и его увеличении, стоило бы прежде всего изучить ситуацию в отдельных регионах: провести независимую оценку преподавательского и студенческого составов, посмотреть цены за обучение и насколько они соответствуют действительности. Кроме того, необходимо сократить объем учебной нагрузки в школах и развить действительно дополнительное образование, чтобы дети могли им заниматься. Другими словами, переформатировать систему профильного образования и развить непрерывное образование.

- Татьяна Львовна, когда, наконец, состоится переход к двенадцатилетнему образованию, о котором столько говорили? И чем это может обернуться?

- 12-летка – это еще один проблемный момент в нашей реформе. Мы ведь за пример берем западные модели, мало понимая, как устроена система образования там, и как она складывалась исторически. А на Западе 12-летнее обучение или старшая школа появились как некоторый институт социализации для тех, кто не пойдет в вузы, но кому необходимо привить определенные навыки. Дальше это развивается как удержание молодежи в определенных социальных институтах, для того, чтобы она не стала, например, безработной или экстремистской. То есть школы, вузы в современном обществе еще и играют роль социального сейфа, своеобразного инкубатора.

Что происходит у нас? При том, что сто процентов выпускников видят свое будущее в высшем образовании, мы пытаемся ввести 12-летку. То есть до вуза будут учить какому-то предметному знанию, а потом несколько лет – общему букворяду, так скажем. Это при том, что в России денег на такие новации нет. Сейчас, по всей видимости, будет происходить совершенно другое движение, а именно – переход к предшкольному образованию (некоторому обучению детей с пяти лет). Такая практика необходима, потому что таким образом происходит снятие различий в социальном и культурном уровне детей из семей разных слоев. Если вы занимаетесь со своим ребенком, это замечательно – ему будет еще легче. Но порядка восьмидесяти процентов детей приходят в первый класс абсолютно без каких-либо навыков. Поэтому они сразу становятся неуспешными. Отсюда может получиться достаточно тяжелая социальная ситуация. Таких детишек нужно вводить в систему образования, с ними должны заниматься хорошие профессионалы. А это означает реформу педагогического образования, потому что более безобразного образования, чем наше педагогическое, я, честно говоря, не знаю. В России оно крепко застряло где-то на уровне Ушинского или еще глубже. Учителя – кто угодно, только не профессионалы. Они думают о духовном, о вечном, о чем угодно, а научить нормально (так, чтобы ребенок усвоил) не могут.

- Давайте вернемся к высшему образованию. Сегодня складывается ситуация, когда студентам-бюджетникам в финансовом плане учиться сложнее, чем платникам. Обучающийся на коммерческой основе заплатит раз в год и спокойно учится, а с бюджетников, это ни для кого не секрет, «трясут» средства за каждый экзамен. К чему готовиться родителям, чьи дети пойдут поступать в 2010 году, когда число платников само собой снизится? Готовить деньги?

- К тому времени многое будет зависеть от политики государства. В первую очередь именно оно должно определиться: либо начнут сокращать бюджетные приемы и увеличивать платные; либо у нас почти не будет платников, и преподаватели продолжат «трясти» деньги с бюджетников, пока им не поднимут зарплату.

Сейчас на уровне государства прорабатывается идея дифференциации вузов: прошедшим аттестацию будут давать больше денег. В России будет выделено около десяти таких общенациональных университетов типа Принстона или Гарварда, где будут хорошо платить за каждого студента. И тогда эти вузы будут хорошо платить преподавателям, это будет престижное место работы. Соответственно, и качество образования будет на уровне. Далее будет определено около двухсот системообразующих вузов, где денег на студента положено чуть поменьше. Ну а все остальные - как выживут. Как это все воплотится на деле, посмотрим.

- Большое количество молодых людей, закончивших вузы, не могут найти работу. Им негде набираться практического опыта. Не планируется ли несколько изменить систему высшего образования именно в пользу практики?

- Работодатель в любом случае получит человека без практических навыков. Он сам должен их дать в соответствии со спецификой предприятия. Смотрите, как это поставлено в США. Они говорят: «У нас профессиональное образование начинается с уровня магистратуры». Человек, который идет работать, доучивается по системе непрерывного образования.

И у нас точно так же должно быть. Сейчас учебным заведениям нужно работать именно с работодателем. От этого напрямую зависит, насколько подготовленные люди придут к нему в организацию. И с населением нужно работать, чтобы оно четко понимало, чего ждать от высшего образования и что можно реально получить.

- Татьяна Львовна, мы говорим о полном отсутствии связей между разными уровнями образования. На разных ступенях – школа, вуз – свои программы, никак не соприкасающиеся, начиная с детского сада. Почему бы реформаторам образования, кроме финансовой, не рассмотреть и эту сторону?

- На госуровне в рамках реформы поставлен вопрос о системе непрерывного образования. Она будет гибко подстраивать человека под внешние требования, в том числе и под требования работодателя. Программы будут разрабатывать и аттестовываться с учетом их требований (законы об этом уже на рассмотрении).

А вообще, жизнь меняется настолько стремительно, что мы будем непрерывно сталкиваться с подобными проблемами. Это объективные проблемы рассогласования института образования с потребностями общества. Потому что школа – консервативный инструмент, а требования изменяются быстро. Школа не может так оперативно реагировать. Сейчас решается вопрос: чему лучше учить? Фундаментальным знаниям, которые дают основу, или конкретным знаниям для сегодняшнего момента? Поэтому и предполагается разделение на бакалавриат и магистратуру. Скажем, академический бакалавриат – это один тип обучения, технический бакалавриат – другой тип. Сейчас, по всей видимости, в этом направлении начнется очень мощная работа. Я только не знаю, хватит ли у нас профессионалов сделать эту работу и организовать ее как следует, и не требовать, чтобы реформа свершилась за один год.

ЕГЭ

Эксперимент по единому государственному экзамену в России проводится с 2001 года. На тот момент повсеместный переход к этой форме итогового тестирования в выпускных классах школ планировался в 2003-2004 годах. Сегодня этот этап продлен еще на несколько лет, потому что он требует определенных организационных усилий.

На ЕГЭ дается три типа заданий: просто ответить (знаешь - не знаешь), сообразить и ответить и показать, как ты соображаешь. Банк тестовых заданий доведен до десяти тысяч. Дальше встает вопрос: как определять качество выполненных тестов? Исследования школ, участвующих в эксперименте, показали, что оценивать всех одинаково нельзя. Например, маленькая школа в сельской местности оснащена не так хорошо, как городская школа. Соответственно, городские дети преимущественно сдают ЕГЭ лучше, чем сельские. То есть для того, чтобы повсеместно ввести ЕГЭ, сначала нужно позаботиться о том, чтобы все школы, лицеи, гимназии работали в одинаковых условиях.

Помимо этого, необходимо определиться с тем, как и кто будет контролировать проведение ЕГЭ. В одной из школ Мордовии случился скандал, когда туда приехали инспекторы из Москвы: именно посмотреть, как там проходит экзамен. В школу их не пустили (даже шефа местной ФСБ подключали). Пришлось выходить на московскую контору и на центральную ФСБ, чтобы просто попасть на экзамен.

Кем быть?

В 2004 году Центр экономики непрерывного образования совместно с Левада-центром провел исследование на предмет выяснения профессиональных предпочтений среди людей от 15 до 35 лет.

40% опрошенных лучшим занятием назвали собственный бизнес. Остальные проценты поровну поделили между собой программист, юрист, экономист и врач.

Когда эту область приоритетов изучали в 1999 году, бизнесмен получил порядка 20%, юриста не было вообще, программист и экономист были на сегодняшних позициях, 3% опрошенных хотели стать врачами.

По мнению специалистов, лидирующая сегодня позиция бизнесмена – это своего рода сдвиг в сознании. Это отнюдь не стремление просто быть богатым человеком. Это желание самостоятельно определять свою собственную жизнь. В обществе появилась установка на достижение социального успеха.

Школьники, студенты! Это финиш!

Ну, по крайней мере, он очень, очень близок. У одних - последняя четверть, у других – финальный семестр. Дальше – экзамены, тесты.

Более того! Желающие заранее проверить свои знания будут пробовать себя на сложных уровнях задолго до своих законных испытаний. В школах уже в апреле пройдет единый госэкзамен (в рамках эксперимента), а в вузах начнутся репетиционные экзамены. Тот еще период жизни. Вспоминаю себя и свои ощущения по этому поводу, и мороз по коже. Куда реально поступить? А вдруг не получится? Какие еще есть варианты? Время неизвестности. Причем не только для абитуриентов (неизвестно, хватит ли знаний), но и для их родителей (неизвестно, хватит ли денег). Сегодня, мне кажется, еще сложнее. Даже если ты платишь, просто одной оплаты маловато. Необходимо что-то знать. В общем, одного желания учиться в вузе недостаточно. Придется потрудиться в последние полтора месяца. Да и потом сильно не расслабишься: сессии, семинары, коллоквиумы, аттестации, переаттестации. И с каждым годом для школьников, студентов и их родителей придумывается что-то новое и мудреное. Как будет нынче, посмотрим.

Цитата (Татьяна Клячко).

«Сегодняшние преподаватели российских вузов лично мне напоминают феодальную армию. Феодальная армия выступала в поход, завоевывала город и кормилась с того разграбленного города, который завоевала. Так вот, наши вузовские педагоги – настоящая армия в походе, где разграбленный город – студенты».

При поддержке клуба региональной журналистики «Из первых уст» фонда «Открытая Россия».

  

Марина БОРИСОВА, г. Кемерово. Газета «Наша газета», № 18 (1648), 8 апреля 2005 года.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики