Считает эксперт Евгений Гонтмахер
Евгений Гонтмахер возглавлял департамент социальной политики в аппарате нескольких правительств, сегодня он научный руководитель Центра социальных исследований и инноваций. По некоторым сведениям, Евгений Шлемович активно консультирует губернаторскую команду Тверской области. Выступая перед слушателями клуба региональной журналистики «Из первых уст», эксперт показал свое видение социальных проблем не только из окна, выходящего на Садовое кольцо, но ссылаясь на региональную практику.
Цифры против перспективы
-Я считаю, что нас в настоящий момент очень подводит демография. В связи с этим у нас под угрозой перспектива экономического роста. Возникает целый ряд политических вопросов, вплоть до целостности страны. Население страны с каждым годом уменьшается. Естественная убыль составляет 700 - 800 тысяч человек. Миграция уже не покрывает эту убыль. В последний год она резко уменьшилась в силу разных причин, в том числе из-за неправильного миграционного законодательства. Через несколько лет у нас не будет хватать рабочих рук для того, чтобы что-то сделать с нашей экономикой. С одной стороны, будет и уже есть достаточно большое количество иждивенцев (в хорошем смысле этого слова). У нас 38 миллионов пенсионеров, 13 миллионов инвалидов. И детей около 30 миллионов. Если взять трудоспособное население страны, то 4 миллиона составляют алкоголики, 1 миллион - наркоманы, а также энное количество людей, которые просто не хотят работать. С цифрами, конечно, можно поспорить, хотя порядок цифр правильный. С моей точки зрения, для нашей страны это социальная проблема номер один, и не только социальная.
Да забыли про овраги
- О монетизации. Я думаю, те, от кого зависит принятие каких-то решений (президент, Совет Федерации), уже, наверное, считают, что их дело сделано, реформа запущена и об этом мало что надо говорить. Однако то, что произошло, имеет очень большие последствия. Первое. Совершенно убили борьбу с бедностью, поскольку ввели так называемые ЕДВ (единые денежные выплаты) для федеральных льготников. Инвалид или ветеран ВОВ, участник боевых действий по всей стране за минусом стоимости социального пакета получают одинаково. В регионах лишь у трех категорий (ветераны труда, труженики тыла, жертвы политических репрессий) разные размеры ЕДВ, разные льготы. Часть регионов еще не провели монетизацию льгот. Порядка десяти регионов провели монетизацию полностью (в их числе Тверская область. – Н.Н.). Но там мы фактически получили то, что львиная доля денег, которая могла бы пойти на адресные социальные программы, ушла на эту монетизацию. Даже в бюджетном послании президент признает, что просчитались, причем просчитались в разы по отношению к тому, какие должны были быть расходы на монетизацию льгот. В результате просто не осталось денег, особенно в местных, региональных бюджетах, для того, чтобы проводить реальные программы по помощи малообеспеченным, тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию.
Сейчас будут тормошить регионы с точки зрения повышения зарплат бюджетникам. Это тоже довольно большие деньги при тех небольших зарплатах, которые есть. Расходы на образование и здравоохранение, которые тоже ложатся на региональный бюджет и требуют дополнительных ресурсов. В результате законом 122 принесены в жертву более или менее осмысленные проявления борьбы с бедностью. Кстати, сейчас есть конкретные работы по регионам, в которых представлены результаты монетизации. Я видел такие отчеты по Республике Коми, по Новгородской области. Они показывают, что бедность нисколько не уменьшилась, а по определенным категориям (например, инвалиды) даже увеличилась.
И здоровому не по силам
С инвалидами, по мнению Гонтмахера, обошлись не лучшим образом – поменялась политика по отношению к ним. Во-первых, раньше давали инвалидность только из-за ограничения жизнедеятельности - теперь человек оценивается с точки зрения утраты трудоспособности. На сегодняшний день до 20 процентов инвалидов, которые сейчас переосвидетельствуются МСЭК, либо получают снижение группы, либо совсем ее лишаются - их признают полностью трудоспособными. Во-вторых, усложнились процедуры обеспечения техническими средствами, протезами – все это передано в фонды социального страхования. В-третьих, возникли бюрократические препоны для трудоустройства: далеко не все люди с ограниченными возможностями имеют индивидуальные программы по реабилитации, а без них инвалида даже не зарегистрируют в качестве безработного на бирже. К тому же исчезли квоты для предприятий численностью от 30 до 100 человек, а именно на таких инвалиды чаще всего могли найти применение своим возможностям.
Если это не брать в расчет, то у нас получаются какие-то чудовищные вещи, - заявил Евгений Гонтмахер. - Все это подтверждает, что «социалка» - глубоко гуманитарный вид деятельности.
В Тверской области при бюджетном планировании постарались оставить такие программы, приняв пакет законов о социальной поддержке населения. Заложены средства (пусть и небольшие – 34 миллиона) на оказание адресной помощи людям, наиболее нуждающимся в защите: многодетным семьям; семьям, имеющим детей; людям, оказавшимся в затруднительном положении; на социальное обслуживание ветеранов и единовременную помощь. Существенные деньги отпущены на субсидии – порядка 800 миллионов рублей, и это, пожалуй, самый востребованный вид персональной поддержки. Что до остальных, то реорганизация и переподчинение служб социальной защиты населения помешали активному обращению действительно нуждающихся граждан за помощью. Немногие знают, в каких случаях стоит искать деньги в отделах и департаментах.

Наталья НИКОЛАЕВА, г. Тверь. Газета "Горожанин. Тверь", 8 июня 2005 г.

|