УПРАВЛЯТЬ С ВЫГОДОЙ ДЛЯ КАЗНЫ И БЕЗ ОТЯГОЩЕНИЯ НАРОДНОГО
8 сентября 1802 года Манифестом императора Российской империи Александра I были учреждены восемь министерств: Военных сухопутных, Морских Сил, Иностранных Дел, Отделение Юстиции, Внутренних Дел, Финансов, Коммерции и Народного Просвещения. Касаясь задач Министерства финансов, в императорском Манифесте указывалось: "Должность Министра финансов иметь два главные предмета: управление казенными и Государственными частями, кои доставляют Правительству нужные на содержание его доходы; и генеральное всех доходов разсигнование по разным частям Государственных расходов. Управление частями доставляющими Правительств /доходы должно быть основано на таких правилах, чтобы удаляя всякое отягощение народа, было столь же выгодно - для казны. "
Искусство управления финансами в России уходит в глубь времен. Еще в 1558 году в России была введена должность казначея — хранителя великокняжеской казны. Интересен и тот факт, что первый прообраз государственного бюджета — роспись доходов и расходов, установленная на 1679-1690 годы, была без дефицита и составляла 12200,4 тыс. рублей. Жили, можно сказать, по средствам.
Казначейская система управления государством была незначительно реорганизована при императоре Павле I. И уже при Александре I была создана министерская система управления государством, в которую входило и Министерство финансов. Первым глав ой Министерства финансов был назначен главный казначей граф А.И. Васильев.
Современная система управления финансами страны мало чем отличается от созданной в России 200 лет назад, разве что нынешние органы Министерства оснащены новейшими технологиями, позволяющими быстро обработать информацию, повышающими степень ее надежности и достоверности. В апреле этого года в » рамках клуба региональной, журналистики «Из первых уст» мне довелось встречаться с министром финансов заместителем председателя Правительства РФ А.Л.Кудриным, который, характеризуя деятельность министерства на современном этапе развития экономики России, сказал, что она соответствует задачам создания в стране рыночных условий. Россия, отметил он, ухе является. элементом мировой экономики и правительство, страны проводит взвешенную финансовую политику, что позволяет создавать дополнительные резервы по упрочению финансовой системы и решению важнейших задач в экономике страны. И примером может служить тот факт, что с 2000 года федеральный бюджет исполняется с профицитом, с постоянным уменьшением государственного долга. С 2001 года по уровню реальных расходов по всей консолидированной бюджетной системе удалось выйти на уровень 1993-1995 годов, причем удалось не за счет заимствований, а за счет собственных средств бюджета. И сегодня министерство нацелено на сохранение профицитного бюджета.
К сожалению, в иных условиях работают финансисты, стоящие у основания финансовой пирамиды страны – работники отделов финансов районных администраций. В.Ф.Борисов, начальник сплела финансов администрации Усманского района, говорит о том, что усманским финансистам приходится работать в жестких условиях при дефиците бюджетных средств, в этом году объем расходов больше на 5,9 миллиона рублей, чем доходная часть бюджета. Всего доходов должно поступить в бюджет 170 млн. 384 тыс. рублей, в том числе 14 млн. 32 тыс. рублей субвенции из областного бюджета. Основной вклад в доходную часть районного бюджета, как и в прежние годы, делает ОАО "Усмань-табак", на акцизы которого приходится 74 млн. 176 тыс. рублей, наш 45,8 % общего объема бюджетных поступлений. Однако из-за трудностей со сбытом табачной продукции план по наполнению бюджета в первом полугодии выполнен всего лишь на 96 %, хотя к соответствующему периоду прошлого года за счет повышения ставки акцизного налога на 4 млн. рублей он составил 132 %.
Большую брешь в районном бюджете пробило повышение цен на энергоносители, так, например, с 15 февраля на 20 % были повышены тарифы на газ повышены тарифы на газ, дважды (1 марте и 1 июня) на 15 % повышалась плата за электроэнергию, на 30 %, начиная с мая, увеличилась цена горюче-смазочных материалов, с мая на 15 % поднялись цены за тепло. И в таких сложных условиях, когда возникают трудности с наполнением бюджета и увеличиваются незапланированные ранее расходы, финансистам приходится как-то сводить концы с концами. Как им это удается, рассказывает В.Ф.Борисов:
— Ежемесячно анализируем ситуацию с расходованием средств в бюджетных организациях и всячески стараемся сэкономить деньги, например, вводя лимиты, на телефонные междугородные разговоры, на транспортные расходы и т.д. Когда бывает уж совсем туго, то есть возникает большой разрыв в бюджете между доходами и расходами, приходится брать беспроцентную ссуду в областном бюджете. Кстати, в последние два года задолженность Усманского района по ссуде решением областного Совета депутатов была списана.
Уверенно держаться в современных межбюджетных отношениях позволяет профессионализм работников отдела финансов райадминистрации. Более 25 лет работает здесь заместитель начальника отдела Г.П. Чавкина.
— Компетентна во всех финансовых вопросах, оперативно решает поставленные перед ней задачи, — так характеризует Галину Петровну ее руководитель В.Ф.Борисов.
Всего два года занимает пост главного бухгалтера отдела Л.В. Фролова, но ухе снискала уважение в финансовых кругах, благодаря своему трудолюбию и добросовестному отношению к делу. Самых добрых слов заслуживает и трудовая деятельность инспекторов и бухгалтеров отдела — В.В. Козловой, Л.Б. Дуевой, Р.Н. Рязановой, В.Н. Андрияновой, 3.А.Лаптевой, Л.И. Пономаревой, О.Ю. Киселевой и других, кто изо дня в день отдает свои знания и опыт любимому делу. Это они с начала этого года внедрили систему казначейского исполнения бюджета, особенность которой — строго целевое использование бюджетных средств.
Жизнь постоянно вносит свои коррективы во все процессы, в том числе и в межбюджетные отношения. Со следующего года акцизный налог на табачную продукцию ОАО "Усмань-табак" будет перечислять уже не в местный бюджет, а региональный, то есть доходная часть нашего бюджета понесет существенный урон. В то же время - вы плату заработной платы работникам народного образования, а это — примерно 33 % расходов местного бюджета, возьмет на себя региональный бюджет. Все это непостоянство в межбюджетных отношениях, несомненно, вносит с ложность в работу отдела финансов, но финансисты преисполнены желания выполнить поставленную еще 200 лет назад задачу — управлять частями доходов с выгодой для казны, но и без отягощения народного. 
Владимир МАКСИМЮК, Усмань
«Новая жизнь», № 109, 7.09.2002 г.

|