Социальное благополучие населения во многом определяется доступным и качественным медицинским обслуживанием, отметил в своем послании народу и Госсобранию РБ Президент Башкортостана Муртаза Рахимов. А потому дальнейшее совершенствование системы охраны здоровья должно осуществляться продуманно.
По убеждению главы республики, основой модернизации здравоохранения являются внедрение страховых механизмов финансирования медицинской помощи, дальнейшее развитие системы обязательного медицинского страхования. "Важно, чтобы финансирование из Фонда обязательного медицинского страхования медицинских услуг в амбулаторно-поликлинических учреждениях обеспечивало укрепление экономической базы и повышение эффективности первичной медицинской помощи", - подчеркнул он.
Каким будет здравоохранение ближайшего будущего? Что предполагается сделать для того, чтобы приблизить стандарты медицинского обслуживания к мировым и, следовательно, улучшить качество и увеличить продолжительность жизни граждан? Что в конечном счете даст реформирование системы медицинского страхования? Об этом на очередном заседании Клуба региональной журналистики "Из первых уст" (Москва) рассказал директор научных программ Независимого института социальной политики Сергей Шишкин.
"Для повышения эффективности системы финансирования, укрепления финансовой базы здравоохранения, обеспечение сбалансированности Программы государственных гарантий оказания бесплатной медпомощи с реальными деньгами был разработан комплекс мер, - говорит он. - Это закон об обязательном медицинском страховании, который предусматривает модернизацию системы обязательного медицинского страхования". И признаки того, что у нового закона, который готовится новым министерством, под руководством нового министра здравоохранения, будет больше шансов принятия, чем у предыдущих законопроектов, есть.
Он предусматривает и изменение организации системы обязательного медицинского страхования. Она будет более централизованной. Территориальные фонды ОМС будут подчинены федеральному. В новой системе обязательного медицинского страхования предполагается, что будет базовая программа обязательного медицинского страхования, основанная на клинико-экономических стандартах. Будут различные программы дополнительного медицинского страхования, которые будут финансироваться как за счет федерального бюджета, так и за счет субъектов федерации, если у них есть деньги. В том числе, включая лекарственное страхование для льготников, возможно, другие программы дополнительного медицинского страхования. Законопроект рассчитан на то, чтобы выстроить систему взаимоотношений внутри самого ФОМС.
Еще одно перспективное направление - это сочетание обязательного и дополнительного страхования. Сейчас, если работодатель покупает вам страховку на добровольное медицинское страхование, это ни в коей мере не освобождает его от уплаты социального налога. Оно и понятно, ведь социальный налог он заплатил в систему обязательного медицинского страхования (ОМС). Для того, чтобы стимулировать частные расходы на здравоохранение, обсуждаются варианты частичного зачета того социального налога, который вы платите, в стоимость вашей страховки по добровольному медицинскому страхованию.
Далее планируется решить проблему региональной дифференциации расходов. Ведь не секрет, что регионы у нас разные - кто-то донор, кто-то реципиент. Соответственно и отчисления в ОМС тоже разнятся, но на качестве медпомощи это никоим образом не сказывается. А потому было принято решение о централизации большей части единого социального налога (ЕСН) в федеральном фонде ОМС. Эта доля повышается с 0,2 до 0,8, а в перспективе до одного процента от фонда оплаты труда.
На финансирование обязательного медицинского страхования средства закладываются в федеральный бюджет. - Уже сокращается ставка социального налога, - говорит Шишкин. - В федеральном бюджете предусматриваются средства на компенсацию сокращения ЕСН. Эти средства будут выданы в федеральный фонд ОМС. А он, в свою очередь, и перераспределит расходы – от богатых территорий к бедным. Эти субсидии регионам будут выдаваться при условии соответствия территориальных программ государственных гарантий федеральной программе.
Вместе с тем, признает Сергей Шишкин, быстро выровнять расходы между регионами не удастся. Даже в отдаленном будущем они будут различаться. Но, по крайней мере, смягчение этого разрыва, который сейчас существует, планируется.
Каковы пути трансформации существующей системы обязательного медицинского страхования обсуждаются? В принципе, их два. "Мы можем либо двигаться назад к бюджетной системе здравоохранения, демонтировать плохо созданную систему обязательного медицинского страхования, - говорит Шишкин. - Либо можно пытаться создать нормально работающую систему обязательного медицинского страхования. Потому что теория и практика показывают, что в системе ОМС больше потенциала для более эффективного использования ресурсов, чем в бюджетной системе здравоохранения".
Политический выбор был сделан Президентом России. Он в двух своих посланиях сказал, что у нас здравоохранение должно развиваться по страховому принципу. То есть, мы будем идти не назад к бюджетному здравоохранению, а вперед, к системе медицинского страхования.

Елена МАКУШИНА, г. Уфа. Информационное агентство "Башинформ", 14 июля 2005 г.

|