Что такое «монетизация», каждый хабаровский льготник знает по себе. Так случилось, что изначально это понятие получило негативную окраску. В памяти остались массовые выступления пенсионеров, избежать чего не удалось в большинстве регионов. Многие аналитики считают, что у этой реформы вполне благородные цели - определить количество льготников и оказать им персональную адресную помощь, а также сократить неиспользуемые льготы, что в конечном счете должно привести к увеличению социальной поддержки населения. Но на деле получилось иначе.
В Хабаровском крае, как известно, власть все-таки сумела найти компромиссные решения. В некоторых других регионах все намного сложнее. Об этом региональным журналистам клуба «Из первых уст», среди которых был и корреспондент «Тихоокеанской звезды», рассказали ведущие московские экономисты. Их взгляд на эту проблему вряд ли можно считать официальным, но свои выводы они сделали на основе цифр и фактов, анализа общей ситуации после поездок по регионам.
Как же там прошла монетизация льгот? Есть ли такие регионы, где удалось провести все «без сучка и задоринки»? Вот как прокомментировала ситуацию Ольга Воронцова, старший консультант Центра фискальной политики:
- Проблемы с монетизацией есть у всех регионов, которые этим занимались. 18 территорий России вообще не провели монетизацию, там ситуация просто осталась прежней. Все остальные, даже более-менее стабильные и доходные регионы, например, Вологодская область, которая за счет Череповецкого комбината может хорошо жить и могла выплачивать средства по монетизации почти безболезненно, не обошлись без проблем. И основная из них - транспорт.
В регионах ее решили по-разному. В Ленинградской области, например, дают социальный проездной билет людям на один маршрут маршрутного такси. Если вам нужно пересаживаться на другой, то вы уже должны покупать билет. Кто-то поступил вообще парадоксально: жителям села выдают какие-то смешные деньги, а горожанам оставили натуральный проезд. И люди восприняли это неплохо: селяне получили свои 100 рублей - мол, все равно не пользуются проездом, а в городе натуральная льгота осталась.
Как рассказала Ольга Воронцова, в каких-то территориях предоставили социальный проездной билет только на троллейбус. А средства за провоз льготников между двумя муниципальными троллейбусными парками распределяют пропорционально объему перевозок. Что остается делать транспортникам? Зачастую региональные власти говорят: они у нас, мол, все равно сидят на кросс-субсидировании (когда убыточные услуги поддерживаются за счет доходных. - Прим. авт.), потому-то вынуждены просто повышать тарифы и возить бесплатно «льготное» население.
Словом, все как-то пытаются найти выход, но специалисты подчеркивают, что единой системы нет. Интересно, что будет в Москве, когда там займутся монетизацией? Поговаривают, что столичные власти пока не собираются этого делать.
- Есть и еще один аспект этой реформы. Монетизацию услуг ЖКХ практически никто из регионов еще не провел, - рассказывает Ольга Воронцова. - Даже те регионы, которые заявляли Минфину, что у них монетизировано ЖКХ. Услуги ЖКХ, в основном, везде остались в натуральном виде. Есть регионы, которые выплачивают пособия и говорят, что все, «теперь у нас по ЖКХ монетизация прошла». Из десяти регионов, которые заявили, что у них полная монетизация, только два или три действительно ее провели.
Кстати, к монетизации услуг ЖКХ регионы Дальнего Востока действительно только приступают. К концу августа они должны завершить подготовку методик расчета тарифов коммунальных услуг. Как подчеркнул полпред президента в ДФО Константин Пуликовский, на Дальнем Востоке необходимо разработать единые правила компенсации льгот за жилищно-коммунальные услуги. По его мнению, этот вопрос необходимо обсудить на федеральном уровне, но вариант расчета должен быть выгодным для дальневосточников.
Похоже, проблемы «выгоды» пытаются найти в каждом регионе, на бюджеты которых теперь передали полномочия по обеспечению массы льготников. И средства изыскивают кто как может. Уместно ли здесь говорить о социальном равенстве и поддержке, которые ожидали получить бедные слои населения?
Своей точкой зрения поделилась Наталья Зубаревич, директор региональных программ Независимого института социальной политики:
- В нашем государстве предельно непрозрачная схема льгот, и с этим надо было что-то делать. При этом представители федеральной власти твердят, что у нас огромная поляризация «центр - периферия», которая грозит развалом страны. Что же получается? По федеральным льготникам обязательства на себя взял бюджет, а регионам сказали: разбирайтесь сами. Минфин умный, он рекомендует от Камчатки и Чукотки до Адыгеи одну форму компенсации. Регионы отвечают по-разному.
18 регионов сохранили непрозрачную систему льгот. В чем проблема? Почему такие различия? Мы опять пошли на категории вместо адреса. Не забывайте, есть категории льготников и есть по-настоящему бедные люди, которым необходима адресная помощь. А если бабушке богатый сын помогает, ей не нужна эта льгота - это никак не учитывается.
Более того, мы получили очень непрозрачную систему, 89 «сюжетов»: у региона «А» - так, у региона «Б» - сяк. Я два месяца собирала данные по региональной монетизации, там такая неразбериха…
«А может, регионам вообще не стоило ее проводить? Регионы отказались бы, потеряли часть средств из федерального бюджета, зато социальная ситуация оставалась бы более-менее спокойной», - задали резонный вопрос журналисты. Ольга Воронцова не скрывала, что это вопрос, скорее, большой политики:
- Понятно, что монетизация требует больших расходов. То есть, натуральные льготы, как правило, менее затратные. Почему? Потому что их можно не предоставлять и можно сваливать на предприятия ЖКХ и транспортников. Потому что те же самые предприятия транспортников зачастую не получали из бюджета никаких денег. И это тоже не дело.
Федерация стимулировала регионы к монетизации просто - средства из фонда софинансирования давались только тем регионам, которые ее проводили. Есть политический момент - монетизация должна пройти. Те регионы, которые монетизацией не занимались, должны были иметь за собой очень серьезный политический багаж. Есть та же самая Москва, и есть Волгоградская область, в которой первые полгода не было монетизации. И по регионам финансовые вливания, естественно, разные. Москва, конечно, требует гораздо больших затрат, подчеркнула она.
Эксперты не скрывают, что монетизация льгот, в основном, легла на плечи регионов. Однако в том, что она «буксует», виноваты не только губернаторы и местные власти, как поспешило «навесить ярлык» правительство страны. Реформа изначально не была продумана и досконально просчитана. Чтобы провести ее, как задумано, потребуется еще очень много средств и времени. Удастся ли добиться решения поставленной задачи? Ответ на этот вопрос пока не берутся давать даже экономисты. Ясно одно: у правительства нет хода назад, и монетизация в регионах будет под особым контролем.

Анна ВОЛЫНЦЕВА, г. Хабаровск. Газета "Тихоокеанская звезда", 27 июля 2005 г.

|