Среднеахтубинский район Волгоградской области находится в пойме двух рек — Волги и Ахтубы — и считается центром регионального туризма, активного отдыха и овощеводства. И в то же время его состояние определяется аббревиатурой ДДП — дотационный, депрессивный, пьющий.
«Судьбу территории можно резко изменить, приняв единственную поправку к Налоговому кодексу России» — считает лучший государственный обвинитель Волгоградской области в 2004 г., заместитель районного прокурора Иван Огневой.
– Районный центр – р.п. Средняя Ахтуба – находится в пяти минутах езды от г. Волжского. Контраст разительный – динамично развивающийся город и умирающий пригород. Чем это можно объяснить?
– Я здесь работаю всего 2,5 года. До этого – в системе второго управления генеральной прокуратуры на особо-режимных объектах в Читинской и Астраханской областях.
Два с половиной года назад, когда меня назначили заместителем прокурора Среднеахтубинского района, первое впечатление было таким же. Но понравилась нехарактерная для степной зоны природа. Хотя специфический запах выбросов волжских предприятий порой ощущается далеко в пойме.
Состояние преступности – как везде. Если взять такой показатель, как число преступлений на единицу населения – он выше среднеобластного показателя. Причина в том, что в летний период население района увеличивается на 250 000. Работают 107 турбаз, 93 дачных общества, на территории которых – от 400 до 1 200 дачных домиков. В каждом – люди. И – правонарушения, как одно из проявлений жизнедеятельности. Отдых, по традиции, сопровождается спиртным.
– И при такой активности район – дотационный.
– Сорок километров границы района – с двумя мегаполисами: Волгоградом и Волжским. Все покупки делаются там. Те пять предпринимателей, которые работают в районе, наполняют бюджет на мизер. Имеется единственное предприятие – судоремонтный завод, который тоже работает не в полную мощность.
В принципе, города дают рабочие места и мусор. Большое количество земель вокруг города Волжского отведены и используются предприятиями города под отстойники, мусоросборники, свалки. На территории района водоемы площадью около 100 га. залитые сточными водами предприятий г. Волжского. Это проблема, которую предстоит решать в ближайшее время.
– И, тем не менее, район – центр браконьерства.
– Нет. Он переместился в Астраханскую область. В прошедшем году рассмотрено 10 уголовных дел по браконьерству. Это ст. 256 УК РФ.
Есть другие, более показательные индикаторы состояния территориальной экономики.
Жители района собрали 350 подписей под жалобой на необоснованное увеличение платы за коммунальные услуги. Такая жалоба пошла в Совет Федерации, в Государственную думу, президенту и генеральному прокурору.
Аналогичные жалобы поступают каждый день – как от отдельных лиц, так и от профсоюзных комитетов предприятий и учреждений.
Многим непосильны такие тарифы. Жалование в бюджетной сфере и пенсии гораздо ниже, чем сегодняшние ставки по ЖКХ. При пенсии в 1100 рублей, за квартиру приходится платить 1400.
Прокуратурой на сегодняшний день заявлено свыше 400 исков к гражданам, которые не выплачивают коммунальные услуги в пользу ЖКХ. Ввиду того, что жильцы не могут оплатить услуги у ЖКХ не хватает средств на обслуживать систем отопления и энергоснабжения. Как результат – пошли жалобы работников ЖКХ на невыплаты им заработной платы. А ведь за ее трехмесячную задержку наступает уголовная ответственность.
- И сколько человек привлечено?
- Нисколько. Прокуратура эти моменты отслеживает, постоянно заявляет иски, вносит представления… Они внесены руководителям практически каждого ЖКХ. Мы возбуждали 12 административных производств за несвоевременную выплату заработной платы работникам отрасли. Все эти дела были рассмотрены судом. Девять руководителей ЖКХ района были привлечены к административной ответственности – наложен штраф. Трое руководителей дисквалифицированы, освобождены от занимаемой должности. Но мое мнение: это не выход.
По большому счету, мы заложники политики Москвы. На уровне думы, правительства не отрегулированы эти моменты.
Так можно каждые три месяца менять руководителей ЖКХ. Но, поверьте, в Среднеахтубинском районе нет столько специалистов.
– Вытекают два классических русских вопроса. Кто виноват? Что делать?
– Виноваты все. В сознании людей укоренился образ кризиса, умирания России, который раскручивается представителями научной, гуманитарной и политической элит. Район пьяный. Многие здоровые мужчины ничего не делают. Землевладельцы надеются только на корейцев, которые возьмут в аренду их землю.
Корейцам не знакомо это состояние. Они мало смотрят ТВ и не читают русских газет. И зарабатывают, вероятно, потому что не знают, что заработать невозможно.
- Нет конфликтов на межнациональной почве?
- Нет. В степных хуторах поселились семьи корейцев и китайцев, которые приезжают на временные работы и оседают. В районном центре проживает не менее 15 семей азербайджанцев. В основном – выходцы из Нагорного Карабаха и Грузии. Не меньше – армян. Но между ними, русскими, татарами и казахами, которые много лет проживают в районе, конфликтов нет. У них добрососедские отношения. Это труженики. Лиц, которые злоупотребляют спиртным, среди них почти нет.
Единственный случай – уголовное дело, которое Вы видите на моем столе. В отношении гражданина Китая, корейца по национальности. Он застрелил из охотничьего ружья соплеменника. Чисто бытовой конфликт. Решил приобщиться к местным традициям – выпить самогону.
- А как просматриваются с точки зрения динамики преступности взаимоотношения власти и бизнеса?
- В соответствии с уровнем деловой активности. Заказных убийств нет. И, думаю, не будет до тех пор, пока район не будет цвести и не будет в нем бизнеса.
Основная структура преступлений – кражи. От козленка до проводов с линий электропередач. За время моей работы выявлены и осуждены три таких группы. В 2004 г. осуждена группа, у которой было 6 эпизодов краж проводов. За ночь снимали по 7 – 8 пролетов. Это происходит в степи, на расстоянии 50 километров, среагировать быстро невозможно. Это примерно 1200 м. провода. Все это без ограничений принимается на приемных пунктах г. Волжского. Как в количестве – качестве, так и без ограничения времени – и днем и ночью.
– И все-таки: что делать?
Вы знаете, я как-то искал ответ на вопрос: почему во многих странах мира процветают небольшие поселения, в которых нет ни заводов, банков, ни бирж, а власть – уважает людей и советуются с ними по каждой копейке (рупии, центу) бюджетных расходов?
Все гениальное просто. Люди уплачивают подоходный налог по месту регистрации и прописки. Американский сенатор, получающий 600 000 долларов в год, уплачивает подоходный налог не в Вашингтоне, а в каком-нибудь селе, где расположена его вилла. И часто только за счет подоходного одно человека – бизнесмена, политика, кинозвезды, писателя - содержится вся инфраструктура местного самоуправления небольшого поселения.
- Я, например, с удовольствием платил бы подоходный налог в бюджет г. Новоаннинска или станицы Филоновской. Мне там очень нравится.
- Все верно. У человека должен быть выбор… А как в России? Подоходный налог зачисляется в ту инспекцию, где человек работает. Более половины жителей Среднеахтубинского района трудятся в г. Волгограде и Волжском. И их налоги остаются там. А ребенок ходит в детский сад, например, в Краснослободске, школа, поликлиника, - здесь. Большие города в этом не заинтересованы. Но одной поправкой можно изменить судьбу Среднеахтубинского района и многих местных сообществ России. И у каждого жителя будет возможность спросить у власти: покажи как ты расходуешь мои деньги. Вот и вся финансовая основа регионального процветания запада.
AD NOTAM:
Возможные последствия реформы: пан или пропал!
Прокомментировать точку зрения прокурора мы попросили старшего консультанта Центра фискальной политики Ольгу Воронцову, постоянного эксперта Клуба региональной журналистики.
С 1 января 2006 года два налога получат статус поселенческих. Акцентирую внимание: не просто местных, а именно поселенческих! Т.е. эти налоги будут в полном объеме поступать в бюджеты поселений. И что еще очень важно: поселения получат все относящиеся к ним полномочия.
Первый – налог на имущество физических лиц. Каждое поселение должно будет принять нормативный документ, в котором будет прописан норматив определения ставки.
Второй – земельный, ставки по которому также поселение будет определять самостоятельно, в пределах базовых ставок, в соответствии с площадью земель и их кадастровой стоимостью.
С одной стороны правильно, – вышеназванные налоги должны быть приближены к населению. Они понятны жителям, и главное – местная власть станет подотчетной не региональным властям, которые дотируют сегодня местное самоуправление, а местному сообществу. Проблемы могут возникнуть в другом:
1) Во многих малых города и селах не найдется специалистов, готовых разработать такие нормативные документы.
2) Местные власти, в соответствии с традициями русского патернализма, постараются переложить как разработку нормативных документов, так и полномочия по их исполнению на вышестоящий уровень власти.
Мы неоднократно обсуждали это проблему на семинарах Клуба региональной журналистки. И единого мнения о последствиях реформы нет. Как говорится: пан или пропал. Открываются огромные возможности, и задача – грамотно ими распорядится! Поэтому предстоит серьезная просветительская работа, чтобы граждане поняли: если поселение захочет изменить налоговую ставку, оно имеет право это сделать.
Третий важный налог – на доходы физических лиц. По статусу он федеральный. В соответствии с бюджетным кодексом, 100% налога поступают в консолидированный бюджет субъекта Федерации. При этом, в обязательном порядке, муниципальным районам должно отдаваться 20% налога, поселениям – 10%, плюс еще 10% – как договорятся власти. Таким образом, у региона останется максимум 60% своего подоходного налога. То есть, если на сегодняшний день есть поселения, которые не получают от данного налога ничего, то со следующего года гарантируется, что 20% процентов получат районы, 10% - сельские поселения, и 30% – городские.
Единый налог на вмененный доход полностью будет зачисляться в бюджеты муниципальных районов, сельскохозяйственный налог – субъекту Федерации, району и поселению в равных долях.
Сейчас идет дискуссия о том, чтобы передать на районный уровень транспортный налог.
Что касается налога на доходы физических лиц – он должен платиться по месту жительства людей. Вот ты хоть тресни! Пусть он так же, в соответствии с отечественной традицией, уплачивается гражданином не самостоятельно, а предприятием или организацией при начислении заработной платы. Но затем – он должен зачисляться в налоговые инспекции по месту жительства.
Сказать, что так и будет, не могу. Сохранение существующей схемы лоббируется крупными городами.

Дмитрий ГРУШЕВСКИЙ, г. Волгоград. Газета «Деловое Поволжье», № 19, 31 мая 2005 г.

|